» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Каминская Анастасия Александровна, Конев Андрей Максимович, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Информатизация сферы здравоохранения в РФ

Статья просмотрена: 862 раз
Дата публикации: 05.05.2018

УДК 004

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

Каминская Анастасия Александровна

Конев Андрей Максимович

студент

ФГАОУВБ «Сибирский федеральный университет», грасноярск

 

Аннотация. В статье представлен анализ единой государственной информационной системы здравоохранения, созданной для обеспечения информационной поддержки сферы здравоохранения в целом. Рассмотрена общая архитектура системы, состоящей из централизованных и прикладных компонентов. Представлены плановые показатели внедрения системы, а также известные итоги реализации программы.

Ключевые слова: здравоохранение, информационная система, информатизация, ЕГИСЗ, медицина.

 

В РФ информатизация медицины производится в рамках Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).

ЕГИСЗ – национальная информационная система, создаваемая для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения. Разработка системы регулируется Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 № 364, а также рядом методических рекомендаций и функциональных требований к отдельным составляющим системы [1].

Общая архитектура ЕГИСЗ состоит из централизованных общесистемных компонентов и прикладных компонентов. Централизованные общесистемные компоненты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Централизованные компоненты ЕГИСЗ

Созданием и эксплуатацией централизованных компонентов занимается Минздрав.

Прикладные компоненты ЕГИСЗ подразделяются на создаваемые Минздравом (федеральные) и региональные, подразумевающие создание и эксплуатацию региональных прикладных систем, интегрированных с федеральными.

Состав прикладных компонентов ЕГИСЗ представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Прикладные компоненты ЕГИСЗ

Основным инфраструктурным элементом ЕГИСЗ, является федеральный центр обработки данных Министерства здравоохранения РФ, размещенный на территориально разнесенных площадках – основной, резервной и тестовой.

В целях обеспечения необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофо-устойчивости реализация Федерального центра обработки данных должна базироваться на основе как минимум трех площадок. Двух удаленных друг от друга площадок, функционирующих в режиме разделения нагрузки и оперативного перераспределения функциональности между ними в случае сбоев, и одной площадки резервного хранения данных на случай стихийных бедствий и других событий катастрофического характера [3].

Площадки Федерального центра обработки данных должны быть связаны между собой высокоскоростной и высоконадежной сетью передачи данных. В федеральном центре обработки данных планируется размещение федеральных прикладных компонентов системы, обеспечивающих интеграцию региональных прикладных систем в здравоохранении и интеграцию с инфраструктурой «Электронного правительства».

В целом по электронной медицине существует множество разработок. Рассмотрим некоторые из них.

Электронная медицинская карта пациента (ЭМК) – это комплекс данных о состоянии здоровья пациента и назначаемом ему лечении, которые хранятся и обрабатываются в электронном виде. ЭМК позволяет быстро находить существующую и добавлять новую информацию обо всех случаях оказания пациенту медицинской помощи, а также в автоматизированном режиме формировать медицинские документы. За счет использования разнообразных пополняемых справочников и шаблонов ввод данных о случаях оказания пациенту медицинской помощи в ЭМК занимает гораздо меньше времени, чем при ручном заполнении амбулаторных карт и историй болезни. Кроме того, внедрение ЭМК устраняет проблему транспортировки документов из одних медицинских организаций в другие, повышая степень защиты персональных данных пациентов [4].

Электронная регистратура – это система дистанционной записи на прием к врачу и управления потоками пациентов в режиме реального времени. Представляет собой комплекс организационно-технических решений, включающих:

                   единую систему с централизованной базой данных;

                   специализированный call-центр;

                   специализированный портал записи на прием к врачу.

Пациенты могут, не выходя из дома, записываться на прием к врачам первичного звена и некоторым узким специалистам. Чтобы система записи на прием к врачу смогла идентифицировать пациента, при регистрации на портале и при обращении к операторам «Электронной регистратуры» он должен предоставить ряд персональных данных: ФИО, дату рождения, адрес проживания и данные полиса ОМС. Расписание врачей доступно на две недели вперед. Независимо от способа записи на прием – по телефону call-центра, через Интернет, через регистратуру поликлиники – все изменения в расписание вносятся в режиме online, в результате чего полностью устраняется возможность записи разных пациентов к одному врачу на одно и то же время [5].

Информационно-аналитическая система (ИАС) – программный комплекс, позволяющий в режиме реального времени проводить анализ состояния здоровья граждан и деятельности системы здравоохранения региона с любым уровнем детализации [2].

Все эти и многие другие разработки по информатизации здравоохранения направлены на оптимизацию деятельности медицинских учреждений и влекут за собой высокий положительный эффект, однако их внедрение затягивается и затрудняется в связи со спецификой сферы деятельности, размерами финансирования, информационным обеспечением учреждений и т.д.

Первый этап создания ЕГИСЗ – «Базовая информатизация» – по плану должен был стартовать в 2011 году, с целью провести интернет в более чем 40000 медицинских учреждений РФ, установить компьютеры, внедрить медицинские информационные системы и организовать обмен данными между лечебно-профилактическими учреждениями.

Завершив базовую информатизацию, планировалось организовать доступ медицинских учреждений  к федеральным сервисам и в электронном виде вести персонифицированный учет оказанной медпомощи, осуществлять анализ деятельности и формирование отчетности, вести учет административно-хозяйственной деятельности. А также внедрить сервисы электронной регистратуры, записи на прием к врачу и выдачи направлений через интернет. Уложиться в график не удалось.

По данным Минздрава в 2013 году к сервисам электронной регистратуры, записи на прием и выдачи направлений, подключилось около 50% учреждений.

Процесс информатизации в субъектах проходил с периодическими перерывами. Несмотря на это в 2013 году все-таки удалось добиться подключения лечебно-профилактических учреждений на 100%.

Помимо того, в 2013 году был создан центр обработки данных, на котором разместились федеральные прикладные компоненты ЕГИСЗ: сервисы «Интегрированная электронная медицинская карта» (интегрирующая данные электронных медицинских карт всех медицинских учреждений страны) и «Электронная регистратура», система управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, реестр нормативно-справочной информации, сервис идентификации и аналитическая система [1].

В 2015 году Минздравом был опубликован план мероприятий «Дорожная карта» по развитию ЕГИСЗ в 2015 – 2018 г.г. определяющий сроки и контрольные показатели внедрения системы.

В части прикладного обеспечения на 2015 год планировалось 20% медицинских организаций субъектов РФ передающих сведения электронных медицинских карт пациентов в подсистему электронной медицинской карты федерального сегмента. На 2016 год планировалось увеличение данного показателя до 30%, а в 2018 году до 80%.

Также по показателю передачи сведений о расписании приема из регионов в подсистему федеральной электронной регистратуры на 2016 год запланировано значение в 40% врачей, а в 2018 – 80%.

Внедрение ЕГИСЗ на 2016 год планировалось в 30% медицинских организаций РФ, на 2017 год в 50%, на 2018 год в 100% учреждений.

Относительно количества автоматизированных рабочих мест медицинского персонала в 2016 году план достигнуть 50%, а в 2018 – 100% [3].

В целом «Дорожная карта» отражает достаточно высокие плановые показатели, достижение которых возможно только при очень высоких темпах работ и объемном финансировании, поскольку система здравоохранения РФ представляет собой сложную динамическую систему, включая в себя огромное количество медицинских учреждений и специалистов.

По данным Минздрава на 2015 год в системе здравоохранения трудится около 600 тыс. врачей и свыше 1,5 млн. медицинских работников среднего звена, оперируя очень большим объемом жизненно важной информации, некорректность которой просто недопустима. Поэтому информатизация здравоохранения является экстренной и необходимой мерой для улучшения качества оказания медицинской помощи.

 



Список литературы:

  1. ЕГИСЗ [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Единая_государственная_информационная_система_здравоохранения_(ЕГИСЗ)#cite_note-4
  2. Информационно-аналитическая система [Электронный ресурс] Режим доступа http://swan.perm.ru/elektronnoe_zdravoohranenie/informatsionno-analiticheskaya_sistema
  3. Пояснительная записка к системному проекту «Решения по проектированию, построению и организации эксплуатации телекоммуникационных и вычислительных мощностей ЦОД ЕГИСЗ» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Электронная медицинская карта [Электронный ресурс] Режим доступа http://swan.perm.ru/elektronnoe_zdravoohranenie/elektronnaya_meditsinskaya _karta
  5. Электронная регистратура [Электронный ресурс] Режим доступа http://swan.perm.ru/elektronnoe_zdravoohranenie/elektronnaya_registratura


Комментарии:

Васина Галина Ивановна 16-05-2018, 8:25
Актуально, хотелось бы еще увидеть причины столь медленного внедрения, те которые реально устранить без больших капиталовложений

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: