» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Каминская Анастасия Александровна, Конев Андрей Максимович, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Информатизация сферы здравоохранения в РФ
Дата публикации: 05.05.2018
УДК 004
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СФЕРЫ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
Каминская Анастасия
Александровна
Конев Андрей Максимович
студент
ФГАОУВБ
«Сибирский федеральный университет», г.Красноярск
Аннотация. В статье представлен анализ единой государственной информационной системы здравоохранения, созданной для обеспечения информационной поддержки сферы здравоохранения в целом. Рассмотрена общая архитектура системы, состоящей из централизованных и прикладных компонентов. Представлены плановые показатели внедрения системы, а также известные итоги реализации программы.
Ключевые слова: здравоохранение, информационная система, информатизация, ЕГИСЗ, медицина.
В РФ информатизация медицины производится в рамках Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
ЕГИСЗ – национальная информационная система, создаваемая для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения. Разработка системы регулируется Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 № 364, а также рядом методических рекомендаций и функциональных требований к отдельным составляющим системы [1].
Общая архитектура ЕГИСЗ состоит из централизованных общесистемных компонентов и прикладных компонентов. Централизованные общесистемные компоненты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Централизованные компоненты ЕГИСЗ
Созданием и эксплуатацией централизованных компонентов занимается Минздрав.
Прикладные компоненты ЕГИСЗ подразделяются на создаваемые Минздравом (федеральные) и региональные, подразумевающие создание и эксплуатацию региональных прикладных систем, интегрированных с федеральными.
Состав прикладных компонентов ЕГИСЗ представлен на рисунке 2.
Рисунок 2.
Прикладные компоненты ЕГИСЗ
Основным инфраструктурным элементом ЕГИСЗ, является федеральный центр обработки данных Министерства здравоохранения РФ, размещенный на территориально разнесенных площадках – основной, резервной и тестовой.
В целях обеспечения необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофо-устойчивости реализация Федерального центра обработки данных должна базироваться на основе как минимум трех площадок. Двух удаленных друг от друга площадок, функционирующих в режиме разделения нагрузки и оперативного перераспределения функциональности между ними в случае сбоев, и одной площадки резервного хранения данных на случай стихийных бедствий и других событий катастрофического характера [3].
Площадки Федерального центра обработки данных должны быть связаны между собой высокоскоростной и высоконадежной сетью передачи данных. В федеральном центре обработки данных планируется размещение федеральных прикладных компонентов системы, обеспечивающих интеграцию региональных прикладных систем в здравоохранении и интеграцию с инфраструктурой «Электронного правительства».
В целом по электронной медицине существует
множество разработок. Рассмотрим некоторые из них.
Электронная медицинская карта пациента (ЭМК) –
это комплекс данных о состоянии здоровья пациента и назначаемом ему лечении,
которые хранятся и обрабатываются в электронном виде. ЭМК позволяет быстро
находить существующую и добавлять новую информацию обо всех случаях оказания
пациенту медицинской помощи, а также в автоматизированном режиме формировать
медицинские документы. За счет использования разнообразных пополняемых
справочников и шаблонов ввод данных о случаях оказания пациенту медицинской
помощи в ЭМК занимает гораздо меньше времени, чем при ручном заполнении
амбулаторных карт и историй болезни. Кроме того, внедрение ЭМК устраняет
проблему транспортировки документов из одних медицинских организаций в другие,
повышая степень защиты персональных данных пациентов [4].
Электронная регистратура – это система
дистанционной записи на прием к врачу и управления потоками пациентов в режиме
реального времени. Представляет собой комплекс организационно-технических
решений, включающих:
−
единую систему с централизованной базой данных;
−
специализированный call-центр;
−
специализированный портал записи на прием к врачу.
Пациенты могут, не выходя из дома, записываться
на прием к врачам первичного звена и некоторым узким специалистам. Чтобы
система записи на прием к врачу смогла идентифицировать пациента, при
регистрации на портале и при обращении к операторам «Электронной регистратуры»
он должен предоставить ряд персональных данных: ФИО, дату рождения, адрес
проживания и данные полиса ОМС. Расписание врачей доступно на две недели
вперед. Независимо от способа записи на прием – по телефону call-центра, через Интернет, через регистратуру поликлиники – все
изменения в расписание вносятся в режиме online, в результате чего
полностью устраняется возможность записи разных пациентов к одному врачу на
одно и то же время [5].
Информационно-аналитическая система (ИАС) –
программный комплекс, позволяющий в режиме реального времени проводить анализ
состояния здоровья граждан и деятельности системы здравоохранения региона с
любым уровнем детализации [2].
Все эти и многие другие разработки по
информатизации здравоохранения направлены на оптимизацию деятельности
медицинских учреждений и влекут за собой высокий положительный эффект, однако
их внедрение затягивается и затрудняется в связи со спецификой сферы
деятельности, размерами финансирования, информационным обеспечением учреждений
и т.д.
Первый этап создания ЕГИСЗ – «Базовая информатизация» – по
плану должен был стартовать в 2011 году, с целью провести интернет в более чем
40000 медицинских учреждений РФ, установить компьютеры, внедрить медицинские
информационные системы и организовать обмен данными между
лечебно-профилактическими учреждениями.
Завершив базовую информатизацию, планировалось организовать доступ медицинских учреждений к федеральным сервисам и в электронном виде вести персонифицированный учет оказанной медпомощи, осуществлять анализ деятельности и формирование отчетности, вести учет административно-хозяйственной деятельности. А также внедрить сервисы электронной регистратуры, записи на прием к врачу и выдачи направлений через интернет. Уложиться в график не удалось.
По данным Минздрава в 2013 году к сервисам электронной регистратуры, записи на прием и выдачи направлений, подключилось около 50% учреждений.
Процесс информатизации в субъектах проходил с периодическими перерывами. Несмотря на это в 2013 году все-таки удалось добиться подключения лечебно-профилактических учреждений на 100%.
Помимо того, в 2013 году был создан центр обработки данных, на котором разместились федеральные прикладные компоненты ЕГИСЗ: сервисы «Интегрированная электронная медицинская карта» (интегрирующая данные электронных медицинских карт всех медицинских учреждений страны) и «Электронная регистратура», система управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, реестр нормативно-справочной информации, сервис идентификации и аналитическая система [1].
В 2015 году Минздравом был опубликован план мероприятий «Дорожная карта» по развитию ЕГИСЗ в 2015 – 2018 г.г. определяющий сроки и контрольные показатели внедрения системы.
В части прикладного обеспечения на 2015 год планировалось 20% медицинских организаций субъектов РФ передающих сведения электронных медицинских карт пациентов в подсистему электронной медицинской карты федерального сегмента. На 2016 год планировалось увеличение данного показателя до 30%, а в 2018 году до 80%.
Также по показателю передачи сведений о расписании приема из регионов в подсистему федеральной электронной регистратуры на 2016 год запланировано значение в 40% врачей, а в 2018 – 80%.
Внедрение ЕГИСЗ на 2016 год планировалось в 30% медицинских организаций РФ, на 2017 год в 50%, на 2018 год в 100% учреждений.
Относительно количества автоматизированных рабочих мест медицинского персонала в 2016 году план достигнуть 50%, а в 2018 – 100% [3].
В целом «Дорожная карта» отражает достаточно высокие плановые показатели, достижение которых возможно только при очень высоких темпах работ и объемном финансировании, поскольку система здравоохранения РФ представляет собой сложную динамическую систему, включая в себя огромное количество медицинских учреждений и специалистов.
По данным
Минздрава на 2015 год в системе здравоохранения трудится
около 600 тыс. врачей и свыше 1,5 млн. медицинских работников среднего звена, оперируя
очень большим объемом жизненно важной информации, некорректность которой просто
недопустима. Поэтому информатизация здравоохранения является экстренной и
необходимой мерой для улучшения качества оказания медицинской помощи.
Список литературы:
- ЕГИСЗ [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Единая_государственная_информационная_система_здравоохранения_(ЕГИСЗ)#cite_note-4
- Информационно-аналитическая система [Электронный ресурс] Режим доступа http://swan.perm.ru/elektronnoe_zdravoohranenie/informatsionno-analiticheskaya_sistema
- Пояснительная записка к системному проекту «Решения по проектированию, построению и организации эксплуатации телекоммуникационных и вычислительных мощностей ЦОД ЕГИСЗ» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Электронная медицинская карта [Электронный ресурс] Режим доступа http://swan.perm.ru/elektronnoe_zdravoohranenie/elektronnaya_meditsinskaya _karta
- Электронная регистратура [Электронный ресурс] Режим доступа http://swan.perm.ru/elektronnoe_zdravoohranenie/elektronnaya_registratura
Комментарии:
Васина Галина Ивановна 16-05-2018, 8:25 |
Актуально, хотелось бы еще увидеть причины столь медленного внедрения, те которые реально устранить без больших капиталовложений |