» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Фатхутдинова Камила Хасановна, Студент магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Специфика языковой подготовки обучающихся в условиях дополнительного образования

Статья просмотрена: 463 раз
Дата публикации: 08.05.2018

УДК 372.881.111.1

СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фатхутдинова Камила Хасановна

магистрант

Белухина Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна

кандидат педагогических наук, доцент

Ульяновский Государственный Технический Университет, гльяновск

 

Аннотация. Произведено исследование с целью выявления эффективности педагогических условий, способствующих совершенствованию языковой подготовки обучающихся на основе коммуникативной методики. Проблема дополнительного образования и создание условий для интеллектуального развития детей и подростков становятся все более актуальными в современных условиях. Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, способствующих совершенствованию языковой подготовки детей  на основе коммуникативной методики. Объектом исследования является языковая подготовка детей и подростков, а предметом исследования - методы языковой подготовки детей и подростков в школе дополнительного образования SMART.

Ключевые слова: дополнительное образование, языковая подготовка, методики преподавания.

 

В современной российской системе образования в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения. Однако данные вопросы имеют не только технический или экономический характер. Большую сложность вызывает проблема сущности дополнительного образования, связанная с необходимостью поиска новых путей и средств организации взаимодействия поколений, передачи накопленного культурно-исторического опыта. В связи с этим, на нынешнем этапе модернизация российского образования и повышение качества его рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала.

Актуальность проблемы, а также потребности современной педагогической теории и практики дополнительного образования  дали возможность определить тему настоящего исследования, а выявленная совокупность проблем и противоречий позволила сформулировать научную проблему исследования, которая заключается в выявлении  специфики языковой подготовки детей в условиях дополнительного образования и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.

Из всего многообразия методик преподавания иностранных языков, наиболее эффективной признана коммуникативная методика, которая широко применяется в Европе и США. Повышенное внимание уделяется говорению и восприятию речи на слух. Этот метод призван снять страх перед общением. Сначала студенты научаются свободно говорить на английском, а потом думать на нем. Интенсивная методика – отработка определенных паттернов – шаблонных выражений.

Языковые школы ориентируются на международный стандарт для описания уровня знания языка (CEFR). Диаграмма CEFR представлена ниже на Рисунке 1. Основная цель этой классификации – предоставить методические рекомендации изучающим европейские иностранные языки.

Рисунок 1. Диаграмма оценки языковой компетенции.

В ходе исследования принимали участие ребята уровней A1-A2. Что касается особенностей проведения занятий, то на мой взгляд одним из важных моментов является планирование – представление урока перед его проведением, что включает в себя предвидение, последовательность, организация, упрощение. Общее правило планирования гласит: «Готовьтесь тщательно, но в классе ориентируйтесь на учеников, не на план». Это значит, что преподавателю следует быть готовым управлять ходом учебного процесса. Наблюдая за реакцией учащихся, адаптировать учебный материал под уровень аудитории и ее готовность воспринимать новый материал. Главная цель – не пройти учебники или какой-то его раздел, цель – научить языку, ориентируясь на особенности учащихся. Двумя ключевыми вопросами являются: Какова процедура проведения занятия? Каковы цели данного урока? К ним и сводится написание предварительного плана, чаще это описывается тремя шагами:

1.                  Ясная формулировка конкретных целей урока;

2.                  Формирование последовательности этапов урока с понятным описанием и комментариями по преследуемым целям, время на каждое из заданий;

3.                  Написание листа лексических единиц, которыми ученики должны овладеть по итогу урока.

В ходе работы был проведен эксперимент, результаты которого представлены ниже в виде диаграмм. Была предложена программа в основе которой – коммуникативный подход с элементами интенсивной методики. На основе диалога, данного заранее, учащиеся строили высказывание на английском языке. В группе средних классов учащиеся получили одну отметку «отлично», две отметки «хорошо», две отметки «удовлетворительно». В группе старших школьников – две отметки «отлично», три отметки «хорошо» и три отметки «удовлетворительно». Высказывания учащихся получились неэмоциональными, однообразными. Это явилось результатом недостаточного лексического запаса учащихся, застенчивость.

Задачами формирующего эксперимента явилось, опираясь на данные констатирующего эксперимента, отобрать приемы для формирующего эксперимента; апробировать приемы интенсивной методики обучения с целью развития диалогической речи учащихся.

Таблица 1а. Программа эксперимента для школьников средних классов.

Тема урока

Приемы

Sport

В качестве домашней работы было задано ознакомительное задание со спортивной лексикой, а также небольшое задание на узнавание этих слов среди остальных.

Sport

Чтение и разбор текста на тему видов спорта.

Sport

Отработка лексики в форме игры «Крокодил».

Sport

Просмотр видеоролика по текущей теме с использованием рабочей лексики.

Sport

Работа с аудиозаписью. Прослушивание текста с паузами после каждого предложения и повторение за спикером.

Sport

Работа над интонацией. Повторное прослушивание аудиозаписи. Отслеживание ударений в предложениях (производится подчеркивание ударных слов).  Чтение текста хором.

Sport

Составление диалогов и его отработка в парах.

Sport

Итоговое представление диалогов перед группой.

 

Таблица 1б. Программа эксперимента для школьников старших классов.

Тема урока

Приемы

In a coffee shop

В качестве домашней работы был задан текст на тему «Еда и напитки», а также упражнения по данному тексту.

In a coffee shop

Работа с изображениями еды и напитков. Выполнение упражнений на сопоставления слов и изображений.

In a coffee shop

Отработка лексики в форме игры «Горячий стул».

In a coffee shop

Просмотр видеоролика на тему похода в кафе.

In a coffee shop

Представление на доске ключевых фраз, услышанных в видео. Совместное  упорядочение фраз.

In a coffee shop

Чтение текста диалога хором с доски. Работа над интонацией.

In a coffee shop

Составление диалогов и его отработка в парах.

In a coffee shop

Итоговое представление диалогов перед группой.

 

Несмотря на то, что лексика по теме была изучена, при работе с текстом учащимся средних классов всё же приходилось иногда обращаться за помощью к учителю. Это может быть связано с возрастными особенностями учащихся. Невозможно запомнить большой объём новой лексики за короткий промежуток времени. Если у учащихся старших классов лексический запас более богат, то об учащихся средних классов этого сказать нельзя. Итак, большинство учащихся средних и старших классов справились с овладением своей роли и ролями партнеров: диалоги получились развёрнутыми, эмоциональными, с коммуникативной направленностью. Необходимо отметить, что изучение лексики, чтение текстов по изучаемой теме, а также подготовительные упражнения просто необходимы при подготовке учащихся к ролевой игре. Можно считать, что данный этап проведён удачно [1].

Для проверки эффективности работы предложенных программ ролевых игр на уроках английского языка был проведен контрольный эксперимент. Программа итогового эксперимента: ролевая игра по теме «правила игры в разных видах спорта» (5-6 классы), «интернет и социальные сети» (8-9 классы). Учащимся было предложено провести интервью в парах или группах из 3-х человек. Распределение ролей (интервьюер - респондент) происходило методом жеребьевки, это послужило тому, что ученики без всяких споров получили свою роль и были с нею согласны. Получив роли, учащимся было предоставлено 8 минут на подготовку. Ученики проявили себя в умении участвовать в свободном диалоге - они не только воспроизводили заученный текст, но и пытались импровизировать в речи. Большинство из них справились с этим хорошо. Учащиеся говорили развёрнутыми фразами, используя лексику, изученную в рамках тем. Речь учащихся отличалась осмысленностью, эмоциональностью. Участники ролевых игр внимательно слушали друг друга, пытались доказать свою правоту.

Продуктивность значительно увеличилась, что свидетельствует о реальной эффективности данных методик.

Диаграмма 2. Распределение оценок среди школьников средних классов по итогам констатирующего эксперимента.

 

Диаграмма 2а. Распределение оценок среди школьников старших классов по итогам констатирующего эксперимента.

Соответственно рекомендациями по совершенствованию языковой подготовки будут являться:

1.         Качественное освоение коммуникативной методикой у западных коллег.

2.         Регулярное применение элементов этой методики в ходе занятий.

Диаграмма 3. Распределение оценок среди школьников средних классов по итогам формирующего эксперимента.

Диаграмма 3а. Распределение оценок среди школьников старших классов по итогам формирующего эксперимента.

Значение обучения говорению играет первостепенную роль в процессе овладения иностранным языком. Поэтому в методике обучения английскому языку особое внимание уделяется устной речи. Использование ролевой игры в процессе обучения способствует моделированию реальной ситуации общения на уроке, созданию условий для процесса усвоения знаний, формирования речевых навыков и умений, а также развитию способности к творчеству и интереса к изучению языка. Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса изучаемому языку [2].

 



Список литературы:

  1. Боброва Н. В., Домнина Е. С., Евдокимова В. В., Едакова О. А., Спицына О. Н. Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. — 2017. — № 48. — С. 174.
  2. Scrivener J. Learning teaching. – Macmillan, 2009. – 109 p.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: