» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант 1 курса, факультет истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование социальных сетей в образовательном процессе

Статья просмотрена: 484 раз
Дата публикации: 10.05.2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Федулкин Дмитрий Юрьевич

магистрант 1 курса, факультет истории и права

МГПИ им. М. Е. Евсевьева, гаранск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность использования социальных сетей в образовательном процессе. Анализируются положительные и отрицательные стороны их применения при обучении школьников.

Ключевые слова: социальные сети, образование, образовательный процесс, ученики, учитель.

 

 В настоящее время наблюдается всестороннее массовое использование информационных технологий во всех сферах образования. Главная цель информатизации системы образования состоит в превращении современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, который сможет обеспечить формирование качественно новых результатов образования. В условиях активного введения современных информационных технологий одной из актуальных потребностей является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников. Это наилучшим образом скажется на эффективности решения вопросов связанных с обновлением форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, с учётом тенденций развития информационного общества, интересов и потребностей современных детей и подростков.

В последнее время наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание основной части Интернет-аудитории, являются социальные сети. Отличительной чертой социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети и имеются явно установленные связи между участниками [1, c.79].

Такие социальные сети, как «Facebook» (в мировом масштабе), «В контакте» и «Одноклассники» (в масштабе России), смогли технически реализовать то, в чем нуждается современный молодой человек, а именно, облегчить доступ к социальным инструментам и средствам взаимодействия для построения своего собственного пространства.

В настоящее время в мировом педагогическом сообществе обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Необходимо отметить что социальные сети не могут являться единственным средством сетевого обучения, но, тем не менее, их образовательные возможности в полной мере недооценены.

Можно выделить следующие положительные стороны применения социальных сетей в образовательных целях:

- Комфортная и привычная для учеников среда. Внешний вид окна (интерфейс), способы коммуникации, организация и содержание контента изучены учениками и целиком понятны им, что можно объяснить длительным опытом использования. Отсутствует необходимость обучать учеников работе в сети. Если сравнивать активность использования учениками специально созданных учителем в целях обучения веб-ресурсов с активностью посещения учениками их профилей в социальных сетях, то, бесспорно, она будет ниже. Также, ученики осознают возможности социальной сети не только, как развлекательного инструмента, но и как мощного средства организации учебной деятельности [2, c.191].

- Широкий спектр возможностей и форм взаимодействия, разнообразные формы коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и иные формы взаимодействия обеспечивают широкие возможности совместной работы. Помимо этого, в социальных сетях проще обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы: нужно просто поделиться найденным через используемую социальную сеть.

- Возможность организации непрерывного обучения. Возможность постоянного взаимодействия учеников и учителей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса, возникает возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым из учеников. Также все дискуссии, обсуждения, диалоги, начатые во время урока, могут быть продолжены в социальной сети, что позволяет ученикам больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов и это обеспечивает более полное усвоение материала и активную позицию ученика в процессе обучения. Информационная поддержка учебного предмета в социальной сети позволяет ученикам, которые пропустили урок, не выпадать из образовательного процесса, они могут узнать домашнее задание у своих одноклассников либо у учителя, а также принимать участие в обсуждениях и выполнять задания из дома [3, c. 47].

- Широкие демонстрационные возможности. Обучение с использованием социальных сетей даёт возможность преодолеть технические трудности оснащения школьных кабинетов необходимым оборудо­ванием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде: файлами, ссылками на скачивание файлов из файлообменника, ссылками для просмотра уже загруженных файлов учитель может беспрепятственно делится с учениками, а они, в свою очередь, могут ознакомится с содержанием файлов в любое удобное время. В некоторых социальных сетях имеется большой выбор приложений, которые можно использовать в учебных целях (например, приложение «Наша история», социальной сети «В контакте», которое представляет из себя историческую викторину и данное приложение можно использовать учениками для закрепления пройденных тем и подготовки к контрольным работам, а ученикам старших классов также для подготовки к экзаменам). Также в социальной сети «В контакте» имеется большое количество сообществ, связанных с исторической тематикой, которые содержат в себе интересную информацию о том или ином историческом деятеле или периоде, которой не нашлось место в учебнике (в качестве примера можно привести сообщества «Юный историк», «История человечества», «Тайны истории», «Момент истории» и множество других познавательных групп и сообществ).

В контексте подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности можно дать следующие рекомендации: студенты педагогических ВУЗов, которые активно используют социальные сети в образовательных целях, должны учиться использовать социальные сети и в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Одним из главных достоинств социальных сетей является то, что они являются бесплатным ресурсом. [1, c. 83].

Бесспорной положительной стороной является позитивное отношение, желание и готовность учеников к осуществлению учебной деятельности с применением социальной сети.

Наряду с выделенными положительными моментами нужно отметить, что использование в образовательном процессе социальных сетей имеет ряд недостатков: отсутствие инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), отсутствие доступа к социальным сетям из школьных классов, большой объем развлекательного контента по сравнению с образовательным и т. д.

Тем не менее, социальные сети являются мощным и эффективным инструментом, который имеет широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых следует использовать в современном образовании.

 



Список литературы:

  1. Диких Э. Р. Об использовании социальных сетей в образовании / Э. Р. Диких // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 78 - 84.
  2. Медведев А. Н. Социальные сети в образовательных организациях / А. Н. Медведев // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2014. – №1. – 189 – 193.
  3. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / А. В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. 2011. – № 3. – С. 44 – 50.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: