» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант 1 курса, факультет истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование социальных сетей в образовательном процессе
Дата публикации: 10.05.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Федулкин Дмитрий Юрьевич
магистрант 1 курса, факультет
истории и права
МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г.Саранск
Аннотация.
В
данной статье рассматривается возможность использования социальных сетей в
образовательном процессе. Анализируются положительные и отрицательные стороны
их применения при обучении школьников.
Ключевые
слова: социальные сети, образование, образовательный процесс,
ученики, учитель.
В настоящее время наблюдается всестороннее
массовое использование информационных технологий во всех сферах образования.
Главная цель информатизации системы образования состоит в превращении
современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий
в ресурс образовательного процесса, который сможет обеспечить формирование
качественно новых результатов образования. В условиях активного введения
современных информационных технологий одной из актуальных потребностей является
формирование ИКТ-компетенции
всех педагогических работников. Это наилучшим образом скажется на эффективности
решения вопросов связанных с обновлением форм и методов образовательной и
воспитательной деятельности, с учётом тенденций развития информационного
общества, интересов и потребностей современных детей и подростков.
В последнее время наиболее
универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим
внимание основной части Интернет-аудитории,
являются социальные сети. Отличительной чертой социальных сетей является то,
что их контент наполняется самими участниками сети и
имеются явно установленные связи между участниками [1, c.79].
Такие социальные сети, как «Facebook» (в мировом масштабе), «В контакте» и «Одноклассники»
(в масштабе России), смогли технически реализовать то, в чем нуждается
современный молодой человек, а именно, облегчить доступ к социальным
инструментам и средствам взаимодействия для построения своего собственного
пространства.
В настоящее время в мировом
педагогическом сообществе обсуждаются вопросы применения социальных сетей в
образовании. Необходимо отметить что социальные сети
не могут являться единственным средством сетевого обучения, но, тем не менее,
их образовательные возможности в полной мере недооценены.
Можно выделить следующие
положительные стороны применения социальных сетей в образовательных целях:
- Комфортная и привычная для
учеников среда. Внешний вид окна (интерфейс), способы коммуникации, организация
и содержание контента изучены учениками и целиком
понятны им, что можно объяснить длительным опытом использования. Отсутствует
необходимость обучать учеников работе в сети. Если сравнивать активность
использования учениками специально созданных учителем в целях обучения веб-ресурсов с активностью посещения учениками их профилей
в социальных сетях, то, бесспорно, она будет ниже. Также, ученики осознают
возможности социальной сети не только, как развлекательного инструмента, но и
как мощного средства организации учебной деятельности [2, c.191].
- Широкий спектр возможностей и
форм взаимодействия, разнообразные формы коммуникации. Вики-страницы, форумы,
опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка
персональных сообщений и иные формы взаимодействия обеспечивают широкие возможности
совместной работы. Помимо этого, в социальных сетях проще
обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы: нужно просто
поделиться найденным через используемую социальную сеть.
- Возможность организации
непрерывного обучения. Возможность постоянного взаимодействия учеников и
учителей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного
процесса, возникает возможность более детальной организации работы индивидуально
с каждым из учеников. Также все дискуссии, обсуждения, диалоги, начатые во
время урока, могут быть продолжены в социальной сети, что позволяет ученикам
больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов и это
обеспечивает более полное усвоение материала и активную позицию ученика в
процессе обучения. Информационная поддержка учебного предмета в социальной сети
позволяет ученикам, которые пропустили урок, не выпадать из образовательного
процесса, они могут узнать домашнее задание у своих одноклассников либо у
учителя, а также принимать участие в обсуждениях и выполнять задания из дома [3,
c. 47].
- Широкие демонстрационные
возможности. Обучение с использованием социальных сетей даёт возможность
преодолеть технические трудности оснащения школьных кабинетов необходимым
оборудованием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде:
файлами, ссылками на скачивание файлов из файлообменника,
ссылками для просмотра уже загруженных файлов учитель может беспрепятственно
делится с учениками, а они, в свою очередь, могут ознакомится
с содержанием файлов в любое удобное время. В некоторых
социальных сетях имеется большой выбор приложений, которые можно использовать в
учебных целях (например, приложение «Наша история», социальной сети «В
контакте», которое представляет из себя историческую викторину и данное
приложение можно использовать учениками для закрепления пройденных тем и
подготовки к контрольным работам, а ученикам старших классов также для
подготовки к экзаменам). Также в социальной сети «В
контакте» имеется большое количество сообществ, связанных с исторической тематикой,
которые содержат в себе интересную информацию о том или ином историческом
деятеле или периоде, которой не нашлось место в учебнике (в качестве примера
можно привести сообщества «Юный историк», «История человечества», «Тайны
истории», «Момент истории» и множество других познавательных групп и
сообществ).
В контексте подготовки будущих
учителей к профессиональной деятельности можно дать следующие рекомендации:
студенты педагогических ВУЗов, которые активно используют социальные сети в
образовательных целях, должны учиться использовать социальные сети и в своей
дальнейшей профессиональной деятельности. Одним из главных достоинств
социальных сетей является то, что они являются бесплатным ресурсом. [1, c. 83].
Бесспорной положительной
стороной является позитивное отношение, желание и готовность учеников к
осуществлению учебной деятельности с применением социальной сети.
Наряду с выделенными
положительными моментами нужно отметить, что использование в образовательном
процессе социальных сетей имеет ряд недостатков: отсутствие инструментария,
специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной
ведомости или журнала), отсутствие доступа к социальным сетям из школьных
классов, большой объем развлекательного контента по
сравнению с образовательным и т. д.
Тем не менее, социальные сети
являются мощным и эффективным инструментом, который имеет широкий спектр
возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых следует
использовать в современном образовании.
Список литературы:
- Диких Э. Р. Об использовании социальных сетей в образовании / Э. Р. Диких // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 78 - 84.
- Медведев А. Н. Социальные сети в образовательных организациях / А. Н. Медведев // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2014. – №1. – 189 – 193.
- Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / А. В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. 2011. – № 3. – С. 44 – 50.
Комментарии: