» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Михайлов Иван Сергеевич, студент магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Тенденции развития лизинговых операций в России

Статья просмотрена: 946 раз
Дата публикации: 10.05.2018

УДК 336.77

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИИ

Буряков Геннадий Александрович

д.э, профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Михайлов Иван  Сергеевич

студент магистратуры 

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», гахты 

 

Аннотация. В  статье рассматривается актуальность, целесообразность и особенность лизинговых операций. Применение лизинга в России происходит в условиях низкой инвестиционной активности, поэтому предприятиям, особенно малому бизнесу, необходимо активнее переходить от традиционного механизма обновления основных средств к поиску иных источников финансирования.

Ключевые слова: Лизинг, финансовая аренда, аренда, договор.

 

В настоящее время в Российской экономике активно идут процессы появления и формирования новых, неразвитых или не существовавших ранее рынков. Одним из особо ярких примеров таких рынков, является рынок лизинговых услуг.  В странах с рыночной экономикой лизинг хорошо развит, многие предприятия, независимо от финансовых характеристик, размера и отраслевой принадлежности, активно пользуются этим финансовым инструментом, который обладает рядом существенных преимуществ.

Лизинговые отношения рассматриваются законодательством, как инвестиционные и осуществляемые в рамках треугольника отношений между: поставщиком (производителем) – лизингодателем (инвестором) – лизингополучателем (пользователем).

Лизинг - это комплекс имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением имущества и последующей передачей во временное пользование и регулируется ГК РФ №14 ФЗ. [1]

Лизинговая отрасль в 2017 году росла рекордными темпами. Этому способствовали программы господдержки, а также снижение стоимости фондирования за счет уменьшения ставки ЦБ, отразившееся в увеличении финансирования за счет кредитов банков. Совокупный портфель лизинговых компаний (ЛК) на начало 2018 года вырос   по сравнению с 2017 годом на 7,8% и составил 3,5 трлн. руб.[10] Рейтинг составлен на основе анкетирования 120 лизинговых компаний на которые, по оценке рейтингового агентства, приходится более 92% нового лизингового бизнеса. При этом общий его объем в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн. руб. Среди участников анкетирования, снижение объемов нового бизнеса показали менее 30 компаний, на которые приходится около 4% рынка.

Росту лизинговой отрасли способствовало снижение ключевой ставки Банка России, а также программы господдержки.  Самыми быстрорастущими сегментами стали авто лизинг и лизинг железнодорожной техники. «Объем лизинга авто транспорта прибавил 43% по сравнению с 2016 годом за счет госпрограммы по субсидированию лизинга грузовых автомобилей»,— отмечается в обзоре «Эксперт РА.[11]   Рост в железнодорожном сегменте происходил за счет программы утилизации старых вагонов. Это привело к дефициту подвижного состава и повышению спроса на новые вагоны, благодаря чему объем нового бизнеса лизинговых компаний  в железнодорожном сегменте увеличился на 136%.

Аналитики «Эксперт РА» указывают, что произошло увеличение доли операционного лизинга, который по итогам 2017 года составил 21% от объема всего бизнеса лизинговых компаний. Доля этого сегмента неуклонно растет с 2014 года, когда на него приходилось 9% объема нового бизнеса.  Более 90% оперативного лизинга — это сделки с авиа- и железнодорожной техникой. Развитие сегмента российского авиа лизинга совпадает с общемировой практикой — в подавляющем большинстве случаев авиакомпании используют именно оперативный лизинг. В сегменте железнодорожного транспорта оперирование парком — это относительно новая практика.[11]

В 2018 году  аналитики «Эксперт РА» прогнозируют снижение темпов роста лизинговой отрасли на 20%. Темпы прироста авто сегмента могут замедлиться из-за снижения объемов государственного субсидирования, замена парка подвижного состава в 2018 году продолжится, но гораздо меньшими темпами, чем в 2017 году,  незначительный рост — на уровне 15% — будет и в авиа сегменте. [11] Перечень успешных по итогам 2017 года российских лизинговых компаний представлен в таблице.

Таблица 1. Крупнейшие российские лизинговые компании  [11]

Наименование компании

Объем нового бизнеса (млрдуб.)

Объем портфеля (млрдуб.)

Изменения за год (%)

Объем полученных платежей (млрдуб.)

ГТЛК

142

534,3

58,3

37,5

"Сбербанк Лизинг"

125,7

402,3

7,3

7,9

"ВЭБ-лизинг"

108,9

351,8

-32,9

162

"ВТБ-лизинг"

100,2

406,8

6,9

115,8

"Европлан"

61,4

60,9

51,4

Н.д.

"Трансфин-М"

35,3

312,8

12,8

28,9

"Балтийский лизинг"

34,5

41,1

25,2

33,1

"Сименс Финанс"

33,6

45,6

30,9

Н.д.

"Альфа-Лизинг"

30,8

81,7

40,5

6,8

"РЕСО-лизинг"

22,9

27,4

49,1

16,8

Лизинг может быть успешно использован в качестве высокоэффективного инструмента технического перевооружения предприятия. Для получения прибыли, вовсе необязательно быть собственником основных средств.

Любое коммерческое предприятие, занимающееся производством, зачастую, остро нуждается в специальном и достаточно дорогом оборудовании. Разумеется, необходимое оснащение можно взять в кредит, либо приобрести за собственные средства, которых, как правило, на исходном рубеже формирования процесса у развивающегося предприятия нет. Лизинг выступает некой альтернативой между арендой оборудования и банковским кредитом. Предприятию не нужно задумываться над тем, какое имущество предоставить в залог, и нет таких жестких условий, в случае оформления кредита в банке.

Оборудование, полученное в лизинг – это возможность приобретения необходимого для производства оснащения не покупая, а арендуя у лизинговой компании с правом дальнейшего выкупа.

Главное преимущество лизинга для предприятия-лизингополучателя состоит в том, что оно может начать эксплуатацию дорогостоящего оборудования, не затрачивая при этом больших сумм денег. Обязательство лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступает с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором [2].

Исаева П.Г. и Апциури М.Ш. [7] предлагают рассматривать три способа финансирования инвестиционного проекта, чтобы более детально разобраться какой способ инвестирования для покупки основных средств и дорогостоящего оборудования предприятия является наиболее эффективным. Авторами, рассматривается ряд факторов, представленных в таблице  2.

Таблица 2. Сравнительный анализ эффективности способов финансирования [3]

Учитываемый фактор

Способ финансирования инвестиционного проекта

Собственные ср-ва

Кредит

Лизинг

1.Вероятность единовременной покупки необходимого оснащения (наличие свободных денежных средств)

НЕТ

ДА

ДА

2.Привлечение значительных объемов собственных ср-в

ДА

НЕТ

НЕТ

3.Отнесение затрат на себестоимость, связанных с реализацией инвестиционного проекта

НЕТ

НЕТ

ДА

4.Возможность ускоренной амортизации, с коэффициентом до 3-х, приобретаемого имущества

НЕТ

НЕТ

ДА

Лизингополучателю необходимо получить от лизингодателя несколько вариантов  расчетов – коммерческих предложений, которые будут составлены на разные суммы авансовых платежей, разные сроки лизинга, разные условия лизинговых платежей. Все эти факторы имеют решающее значение при расчете лизинговой компанией их коэффициента удорожания. Так, например, коэффициент будет меньше, чем больше процент авансового платежа, но при этом компании нужны дополнительные финансовые средства на оплату такого платежа. Если такие средства изыскать не представляется возможным, то придется принять данные условия с меньшей суммой авансового платежа, но с большей общей суммой договора лизинга при прочих равных условиях.

В настоящее время, большим преимуществом приобретения имущества в лизинг является тот факт, что сегодня во всех регионах действуют специальные программы либо льготного лизинга, либо специальные программы субсидирования таких операций из федерального и местных бюджетов, в рамках которых безвозмездно возмещается определенная часть авансовых и самих лизинговых платежей.

Преимущества лизинга:

а)         имущественные – в залог предоставляется сам предмет лизинга;

б)         налоговые – НДС [4], по налогу на прибыль [5], налог на имущество при приобретении в лизинг недвижимого имущества [6];

в)         бухгалтерские – при постановке на баланс лизингового имущества значительно увеличивается актив баланса, что является положительным фактором при анализе деятельности предприятия и его финансового состояния внешними пользователями;

г)         правовые – активы, приобретенные в лизинг, защищены от нападения.

д)         инвестиционные – задолженность по договору лизинга не увеличивает кредиторскую задолженность, что позволяет привлекать дополнительные кредитные ресурсы.

е)         перспективные – возможность начать крупный проект, не имея значительных финансовых ресурсов.

В условиях ограниченности собственных финансовых средств, лизинг является одним из эффективных способов приобретения оборудования, в том числе транспортных средств. По мнению Исмагиловой Ю.Р. и Тарасовой Т.В., взять имущество в лизинг проще и быстрее, чем кредит, так как лизинговые компании предъявляют меньше требований. Несмотря на это, необходима более детальная оценка выгодности лизинговой сделки для коммерческой компании. [8]

Рассмотрим пример анализа и актуальности лизинговой операции ООО «Авалон» в процессе приобретения транспортных средств. В 2016 году рассматривались три схемы приобретения: кредит, лизинг и собственные средства. В этот период цена приобретения грузового седельного тягача MERCEDES-BENZAXOR 1835 LS 2012 года выпуска составляла 2 500 тысуб.

По договору с «ВТБ лизинг», заключенному компанией в конце марта 2016 года, получен предмет лизинга в сумме лизинговых платежей согласно договору лизинга (без НДС) в размере 3 429 716,73 рублей, в том числе НДС – 617348,92 рублей.[9]    После выплаты авансового платежа в размере 1 020 тысуб. (в т.ч. НДС – 155 593,22 руб.) платежи в месяц составили 86 487,59 (в т.ч. НДС – 13 193,02 руб.). Второй вариант, рассматриваемый компанией – приобретение транспортного средства в собственность за счет своих средств, находящихся на депозите с получением дохода по годовой ставке в размере 3%.

Третий вариант – приобретение тягача за счет кредитных средств. В этот период времени ставка по кредиту составила 15,5%. При расчете использовалась схема погашения аннуитетными платежами, величина которых составила 87 276,70 рублей.

В компании существуют две контрольные точки, на которые чаще всего ориентируется руководство:

1)         соблюдение «золотого правила экономики»:

100% < ТрА < ТрВ < ТрПр , где           (1)

где ТрА – темп роста активов;

ТрВ - темп роста выручки;

ТрПртемп роста прибыли до налогообложения.

2)         наибольшее значение эффекта финансового рычага, рассчитанного по формуле:

ЭФР= (1- Н)*( РА- СП)* СК/ЗК, где      (2)

где  ЭФР — эффект финансового рычага, %;

 РА — рентабельность активов предприятия, измеряемая как отношение прибыли до вычета налогов и процентов за кредит к сумме активов;

СП — средняя процентная ставка за кредит, предоставляемый по всем его видам;

ЗК — сумма заемного капитала;

СК — сумма собственного капитала;

Н – средняя налоговая ставка.

При формировании  модели получаем значения нижеперечисленных показателей в таблице 3.

Таблица 3. Модель прогноза ключевых показателей для поиска оптимального решения при приобретении транспортного средства [10]

Показатель,%

Лизинг

Собственный капитал

Кредит

Эффект финансового рычага

-2,35%

-2,01%

-2,039%

Темп роста активов

102,69

100

102,62

Темп роста выручки

100

100

100

Темп роста прибыли до налогообложения

100

100

90,21

Особое внимание уделяется такому важном факту, как экономическая безопасность предприятия при использовании лизинга. Как и большинство исследователей,  авторы придерживается мнения, что, при сравнении с кредитными сделками, лизинг более безопасен для предприятий.[10] У лизинга достаточно много общего с кредитом, но риски потери всего имущества, в случае утраты платежеспособности гораздо ниже для лизинговых операций. Именно этот факт оказывает весомое значение при выборе способа обновления основных средств российскими компаниями. Несмотря на то, что общая сумма переплаты по лизинговому договору составила 929 тысуб. против 641 тыс.руб. по кредиту,  руководство компании предпочитает использовать лизинг в целях снижения риска, повышения величины активов и роста прибыли до налогообложения.[12] Применение механизма лизинга расширяет перечень возможных финансовых инструментов, что создаёт для предприятий предпосылки адаптивного маневрирования   в условиях недостатка финансовых ресурсов и низкой инвестиционной активности в стране.

 



Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2016). Глава 34 «Аренда», п.6 «Финансовая аренда (лизинг)».
  2. Федеральный закон от 29.10.1998г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге), статья 28 пункт 3.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации (введена Федеральным законом от 22.07.2016 № 158-ФЗ).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.07.2016) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2016). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость».
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.07.2016) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2016). Глава 25 «Налог на прибыль организаций».
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.07.2016) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2016). Глава 30 «Налог на имущество организаций».
  7. Исаев П.Г., Апциури М.Ш. Преимущества лизинга и его эффективность по сравнению с другими вариантами финансирования. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд – 2015 - № 10 – C. 64-67
  8. Исмагилова Ю.Р., Тарасова Т.В. Лизинг в сравнении с кредитом как метод приобретения дорогостоящей спецтехники // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6
  9. Андреева, Л.Ю. Изменение стратегии развития российских коммерческих банков: финансовые инновации и маркетинговые технологии / Л.Ю. Андреева, А.В. Андреева, М.С. Тимофеева // Философия хозяйства. – 2014. – № 6. – С. 92-102.
  10. Макарова В.И., Елисеева И.В., Елисеева А.И. Лизинг как инструмент обновления основных средств и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева – 2016 - №2, том 2
  11. Лизинг растет на господдержке. В этом году ее станет меньше. [Электронный ресурс] Источник: «Эксперт РА». https://www.kommersant.ru/doc/3606328 (дата обращения 18.04.2018)
  12. Vodenko K.V., Cerkesova E.Y., Shvachkina L.A., Fateeva S.V., Erosheva I.Y. // The specifics of the socio-cultural determination of the current economic activity. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T.6. № 51. С.206-210.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: