» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Тростянский Сергей Александрович, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения
Дата публикации: 11.05.2018
УДК
37.025.8
ВОСПИТАНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Тростянский
Сергей Александрович
воспитатель
«Социально – реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
Алексеевского района, с.Советское
Аннотация. Нравственные качества наиболее эффективно закладываются
в процессе воспитания и обучения, когда
значительное внимание уделяется развивающим занятиям с применением методик,
требующих от детей самостоятельного познания и формирования новых образов и ситуаций, когда их воображение переходит на более высокий уровень
развития.
Ключевые
слова: нравственное воспитание, творческое воображение, процесс реабилитации, дошкольный возраст, формы эстетического познания
Нравственное воспитание ребёнка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задачами нравственного воспитания считаются:
формирование
компонентов механизма нравственного воспитания;
формирование
нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный
исторический период.
Особую группу
составляют нравственные чувства. По словам А. В. Запорожца, нравственные
чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от
рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от
социальных условий жизни и воспитания.
Дети, проходящие
реабилитацию в нашем центре, как правило, из неблагополучных семей, часто
воспитываются одинокими матерями, ведущими асоциальный образ жизни. Вследствие
этого, в отличие от детей, воспитывающихся в условиях полноценной семьи, не
имеют эталона нравственных качеств в лице отца или матери, а зачастую имеют
нарушенный эталон в виде асоциального
поведения матери (или ее сожителя). В любом случае для полноценного развития
таких детей воспитание нравственных качеств
необходимо.
Проблема
нравственного воспитания ребенка тесно связана с развитием творческого
воображения, так как это задает перспективы дальнейшего участия человека в
общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
С раннего детства
жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения и определенных
принципов морали. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в
ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов,
знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление нравственных
качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах
предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»,
«воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это
становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения
и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском
учреждении уделяется значительное внимание специальным развивающим занятиям
(сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности,
музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного
воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение, а так же
нравственные качества, оказываются на более высоком уровне развития. Актуальность данной работы определяется
тем, что развитие нравственных качеств посредством развития творческих
способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка,
повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт
ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его нравственного
воспитания.
Внедрение системы
учебно-творческих заданий на основе изучения различных техник и приемов
рисования рассматриваются как построение
части системы занятий по изобразительному искусству в процессе реабилитации
дошкольников. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую
методическую систему, направленную в данном случае на увеличение эффективности
формирования нравственных качеств у дошкольников в ходе реабилитационного
процесса, характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые
определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.
Принципиально
важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания
изобразительной (трудовой деятельности) детей на освоении различных техник и
методик изобразительного искусства, причем применяются такие методические
приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных
композиций, а не простое подражание.
Длительность работы
над представленным опытом это полный курс социальной реабилитации группы из 5 воспитанников
возрастом 5-7 лет, который составляет 6 месяцев и включает 2 занятия в неделю,
а его материалы
можно успешно использовать в процессе реабилитации
воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях социально - реабилитационных центров для
несовершеннолетних с условием реализации предложенных примерных форм эстетического познания при организации
занятий по изобразительной деятельности (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика видов изобразительной
деятельности
Примерные формы эстетического познания детей |
Примерные виды декоративной работы |
1 Вводное занятие. Чем и как рисует художник? |
Оформление рисунка, панорама. |
2 Рисуем радугу. Цветовой спектр. |
Рисование «Радужной рыбки», техника рисования «по сырому». |
3 Лучики для солнышка. Теплые цвета. |
Оформление фона рисунка в теплых тонах. |
4 Подводный мир. Холодные цвета. |
Рисование обитателей подводного мира, зимних пейзажей, рисование
клеем ПВА. |
5 Летнее настроение. Фабрика пятен. |
Рисование в технике «акварель с солью», мазками, пальчиком,
ладошками, предметных монотипий. |
6 Загадки с грядки. |
Натюрморт. |
7 Дом для моей семьи. |
Портрет. |
8 Деревья в нашем парке. |
Пейзаж. |
Творческое
воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и
особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического
развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и
направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей
коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт
характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса
обучения и воспитания.
Опыт ребенка
складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по
сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или
простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс
творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого
различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у
взрослого.
До сих пор
существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека.
Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом
мире более, нежели в реальном. Но мы
знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его
со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые
отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы,
которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается
и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех
областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский
психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
детство и отрочество
– господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание
вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
зрелость –
подчинение воображения уму, интеллекту.
Воображение у
ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно
занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы
развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3х лет у детей
воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается
его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок
начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет
воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в
различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью.
Появляются элементы творчества.
Психологи считают,
что для развития воображения необходимо наличие определенных условий:
эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность;
необходимость разных видов деятельности.
Как же влияет
изобразительная деятельность на развитие творческого воображения и
соответственно становление нравственных качеств детей дошкольного возраста?
Вот уже почти
столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей.
Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных
сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через
детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир
ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему
развитию детей.
Так что же это
такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде
всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети
рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое
свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и
творческий труд.
При этом в работу
включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В
изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской
психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить
материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой
сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая
память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и
анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям
взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и
бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по
бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более
точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок
появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и
специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения
является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с
воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные
кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое
изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические
образы. Появляются «головоноги».
Значительный скачек в развитии,
как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под
влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин.
Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все,
что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок
пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они
рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что
происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку
освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые
качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость,
оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния
со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и
представления ребенка об окружающем мире, формировать нравственные качества.
Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать,
развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не
проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате
к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению
учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К
этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как
произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Возрастает
целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны,
динамичны и эмоционально окрашены.
Как известно,
дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным
воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того,
как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического
воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно
проходило осознанно. Поэтому важно развивать условия в которых у ребенка будут складываться представления о
сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах
овладения им.У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным
качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего
нравственного качества, что лучше получается у детей с развитым воображением.
Итак, развивая
воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные
процессы и способность к творчеству, но и формируем нравственные качества,
личность ребенка.
Работа по
воспитанию нравственных качеств и развитию воображения должна представлять
собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий.
Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6
человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего,
расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех
анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и
активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся
образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно
морали и воображения.
Одной из задач
опытно-экспериментальной части работы является изучение влияния изобразительной
деятельности на развитие творческого воображения и нравственных качеств. В
эксперименте участвовали дети в количестве 5 человек в возрасте от 5 до 7 лет.
Для определения
творческого развития детей в начале, а
затем в конце эксперимента была прочитана русская народная сказка «Заячья
избушка». Далее было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с
последующим рассказом ребенка по этому рисунку.
Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю
интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а
потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».
Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для
выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к
работе. Время работы 30 минут.
Сказку читают детям
два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если
необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые
части, которые надо передать в рисунке.
Оценка детских
рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими,
как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др.,
изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие
показатели:
• соответствие
воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;
• полнота
воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все
основные смысловые части);
• правильность
последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);
• адекватность
внесенных дополнений, наличие элементов творчества;
• эмоциональная
насыщенность воссоздаваемых образов.
В соответствии с
данными критериями выделяются качественные уровни состояния творческого
воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.
0 уровень (очень
низкий) – воссозданные образы не соответствуют образам произведения;
1 уровень (низкий)
– изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;
2 уровень (средний)
– воссоздан отдельный эпизод;
3 уровень (высокий)
– воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);
4 уровень (очень
высокий) – воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.
В таблице представлен выявленный уровень состояния творческого
воображения и нравственных качеств у детей на разных этапах эксперимента (Таблица
2).
Таблица 2. Уровень творческого воображения воспитанников
Для отслеживания
эффективности работы по нравственному воспитанию и эмоциональному развитию в
группе на начальном этапе и в конце эксперимента было изучено понимание детьми
нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость —
лживость, внимание к людям — равнодушие), определено умение соотносить эти
нормы с реальными жизненными ситуациями.
С этой целью была
проведена диагностика сформированности нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста по методике «Закончи историю» [15].
В индивидуальной
беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду
рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого
ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
1. Люба
и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг
Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку
твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша?
Почему?
2. Кате
на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней
подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой».
Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3. Дети
строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла
воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в
коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля?
Почему? Как поступила Оля? Почему?
4. Петя
и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил:
«Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как
поступил Петя? Почему?
Анализ нравственного
воспитания и эмоционального развития воспитанников в группе на разных
этапах эксперимента представлены в следующей таблице (Таблица 3). Ответы
ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе.
0 баллов — ребенок
не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить
поступки детей.
1 балл — ребенок
оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или
неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не
формулирует.
2 балла — ребенок
называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не
мотивирует свою оценку.
3 балла — ребенок
называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и
может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует
свою оценку.
Результаты данной
методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они
понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных
уровней освоения детьми нравственных норм и правил.
Приложение 3.
Уровень нравственных качеств воспитанников
В результате
проведенного эксперимента видно, что у детей, участвовавших в занятиях по изобразительной деятельности
показатели уровня творческого воображения и развития нравственных качеств
гораздо выше, чем были в начале эксперимента.
Подводя итоги
можно сказать, что после внедрения
занятий по освоению различных техник и
методик изобразительного искусства больше половины группы показали более высокий уровень развития
творческого воображения и нравственных качеств, в то время как в начале имели
низкий и очень низкий.
Все это говорит о
преимуществах внедрения занятий по изобразительной деятельности в процесс
реабилитации с целью успешного формирования нравственных качеств дошкольников.
Список литературы:
- Айдарова Л.И. Ребенок и слово // Мир детства. Младший школьник. – М., 1981. – С. 109 – 145.
- Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка // Вопросы психологии. – 1977. - № 1. – С. 17 – 29.
- Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с.
- Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 18 – 25.
- Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998. – С. 45 – 56.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. – 278 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 378 с.
- Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей. – М., 1976. – 167 с.
- Глоцер В.В. Дети пишут стихи. – М., 1964. – 265 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 274 с.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 18 – 25.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. – 275с.
- Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000. – 189 с.
- Интернет-ресурс:Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста http://morshdetsad4.68edu.ru/metod/diagnostika%20duh-nravst/diagnostika%20nravst%20razvitiya.pdf
Комментарии: