» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Тростянский Сергей Александрович, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения

Статья просмотрена: 1034 раз
Дата публикации: 11.05.2018

УДК 37.025.8

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Тростянский Сергей Александрович

воспитатель

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Алексеевского района, с.Советское

 

Аннотация. Нравственные качества наиболее эффективно закладываются в процессе воспитания и обучения, когда  значительное внимание уделяется развивающим занятиям с применением методик, требующих от детей самостоятельного познания и формирования  новых образов и ситуаций, когда их  воображение переходит на более высокий уровень развития.

Ключевые слова: нравственное  воспитание, творческое  воображение, процесс реабилитации, дошкольный возраст, формы эстетического познания

 

Нравственное  воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Задачами  нравственного воспитания считаются:

формирование компонентов механизма нравственного воспитания;

формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.

Особую группу составляют нравственные чувства. По словам А. В. Запорожца, нравственные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.

Дети, проходящие реабилитацию в нашем центре, как правило, из неблагополучных семей, часто воспитываются одинокими матерями, ведущими асоциальный образ жизни. Вследствие этого, в отличие от детей, воспитывающихся в условиях полноценной семьи, не имеют эталона нравственных качеств в лице отца или матери, а зачастую имеют нарушенный эталон в виде  асоциального поведения матери (или ее сожителя). В любом случае для полноценного развития таких детей воспитание нравственных качеств  необходимо.

Проблема нравственного воспитания  ребенка  тесно связана с развитием творческого воображения, так как это задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения и определенных принципов морали. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.      Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделяется значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение, а так же нравственные качества, оказываются на более высоком уровне развития. Актуальность данной работы  определяется тем, что развитие нравственных качеств посредством развития творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его нравственного воспитания.

Внедрение системы учебно-творческих заданий на основе изучения различных техник и приемов рисования  рассматриваются как построение части системы занятий по изобразительному искусству в процессе реабилитации дошкольников. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему, направленную в данном случае на увеличение эффективности формирования нравственных качеств у дошкольников в ходе реабилитационного процесса, характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания изобразительной (трудовой деятельности) детей на освоении различных техник и методик изобразительного искусства, причем применяются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание.

Длительность работы над представленным опытом это полный курс социальной  реабилитации группы из 5 воспитанников возрастом 5-7 лет, который составляет 6 месяцев и включает 2 занятия в неделю, а его материалы можно  успешно  использовать в процессе реабилитации воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях  социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних с условием реализации предложенных примерных  форм эстетического познания при организации занятий по изобразительной деятельности (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика видов изобразительной деятельности

Примерные формы эстетического познания детей

Примерные виды декоративной работы

1 Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

Оформление рисунка, панорама.

 

2 Рисуем радугу. Цветовой спектр.

Рисование «Радужной рыбки», техника рисования «по сырому».

 

3 Лучики для солнышка. Теплые цвета.

Оформление фона рисунка в теплых тонах.

 

4 Подводный мир. Холодные цвета.

Рисование обитателей подводного мира, зимних пейзажей, рисование клеем ПВА.

 

5 Летнее настроение. Фабрика пятен.

Рисование в технике «акварель с солью», мазками, пальчиком, ладошками, предметных монотипий.

6 Загадки с грядки.

Натюрморт.

7 Дом для моей семьи.

Портрет.

8 Деревья в нашем парке.

Пейзаж.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более,  нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Как же влияет изобразительная  деятельность на  развитие творческого воображения и соответственно становление нравственных качеств детей дошкольного возраста?

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги».  Значительный  скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, формировать нравственные качества. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно развивать условия в которых  у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества, что лучше получается у детей с развитым воображением.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем нравственные качества, личность ребенка.

Работа по воспитанию нравственных качеств и развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно морали и воображения.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы является изучение влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения и нравственных качеств. В эксперименте участвовали дети в количестве 5 человек в возрасте от 5 до 7 лет.

Для определения творческого развития  детей в начале, а затем в конце эксперимента была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Далее было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.

Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:

         соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;

         полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);

         правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

         адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;

         эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

В соответствии с данными критериями выделяются качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.

0 уровень (очень низкий) – воссозданные образы не соответствуют образам произведения;

1 уровень (низкий) – изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;

2 уровень (средний) – воссоздан отдельный эпизод;

3 уровень (высокий) – воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);

4 уровень (очень высокий) – воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.

В таблице представлен выявленный уровень состояния творческого воображения и нравственных качеств у детей на разных этапах эксперимента (Таблица 2).

Таблица 2. Уровень творческого воображения  воспитанников

Для отслеживания эффективности работы по нравственному воспитанию и эмоциональному развитию в группе на начальном этапе и в конце эксперимента было изучено понимание детьми нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определено умение соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.

С этой целью была проведена диагностика сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике «Закончи историю» [15].

В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1.         Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

2.         Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3.         Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4.         Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Анализ нравственного  воспитания  и эмоционального  развития воспитанников в группе на разных этапах эксперимента представлены в следующей таблице (Таблица 3). Ответы ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе.

0 баллов — ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.

Приложение 3.  Уровень нравственных качеств воспитанников

В результате проведенного эксперимента видно, что у детей, участвовавших в  занятиях по изобразительной деятельности показатели уровня творческого воображения и развития нравственных качеств гораздо выше, чем были в начале эксперимента.

Подводя итоги можно  сказать, что после внедрения занятий по  освоению различных техник и методик изобразительного искусства больше половины группы  показали более высокий уровень развития творческого воображения и нравственных качеств, в то время как в начале имели низкий и очень низкий.

Все это говорит о преимуществах внедрения занятий по изобразительной деятельности в процесс реабилитации с целью успешного формирования нравственных качеств дошкольников.

 



Список литературы:

  1. Айдарова Л.И. Ребенок и слово // Мир детства. Младший школьник. – М., 1981. – С. 109 – 145.
  2. Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка // Вопросы психологии. – 1977. - № 1. – С. 17 – 29.
  3. Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с.
  4. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 18 – 25.
  5. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998. – С. 45 – 56.
  6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. – 278 с.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.
  8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 378 с.
  9. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей. – М., 1976. – 167 с.
  10. Глоцер В.В. Дети пишут стихи. – М., 1964. – 265 с.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 274 с.
  12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 18 – 25.
  13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. – 275с.
  14. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000. – 189 с.
  15. Интернет-ресурс:Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста http://morshdetsad4.68edu.ru/metod/diagnostika%20duh-nravst/diagnostika%20nravst%20razvitiya.pdf


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: