» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Кудряков Евгений Александрович, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Финансовая грамотность молодежи как фактор стабильного развития экономики страны

Статья просмотрена: 882 раз
Дата публикации: 10.05.2018

УДК 336

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Кудряков Евгений Александрович

студент

Научный руководитель: С.Н. Фурсик

кандидат экономических наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет», г. Вологда

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы актуальности финансовой грамотности среди населения для экономики страны, её благополучия и процветания, а также проблемы внедрения предмета «Экономическая грамотность» в учебный процесс общеобразовательной школы, вузов, молодежи, которой в будущем предстоит управлять экономикой страны. 

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовые операции, экономика, система образования, молодежь.

 

В современном мире многие процессы стремительно изменяются, появляются новые вызовы, на которые нельзя не реагировать. Экономическая сфера также подвержена значительным изменениям. В настоящее время проблемы финансовой грамотности населения приобретают особую актуальность, так как особое внимание уделяется развитию малого бизнеса, как «точки» экономического роста. Конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия малого и среднего бизнеса во многом зависит от финансовой грамотности и принятия эффективных управленческих решений со стороны руководителей предприятий и менеджеров. Также изменения в жизни россиян связаны с тем, что возросла личная ответственность граждан за управление личными финансовыми активами, связанными с появлением новых возможностей повышения уровня благосостояния (возможности ипотечного кредитования, увеличение количества россиян пользующихся потребительскими кредитами и т.д.). 

Финансовая грамотность ­– результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния [1].

Нестабильность экономики страны и появление новых понятий и  инструментов финансовых операций таких как:

                     либерализация цен;

                     инфляция;

                     конвертация рубля;

                     приватизация;

                     рыночные механизмы;

                     «финансовый кризис (дефолт);

                     ваучерная система;

                     «финансовая пирамида»

                     и другие

привело к тому, что в девяностые годы у части населения появились большие проблемы с проведением финансовых операций, многие сделки проводились со значительными нарушениями, имелись факты обмана и мошенничества, например, появление финансовых пирамид, которые под предлогом высоких доходов предлагали гражданам вкладывать свои последние сбережения и в итоге оставляли людей без всего. Это как раз и было в большой степени результатом финансовой безграмотности населения, отсутствия знаний о механизмах и законах функционирования рыночной экономики.

Все эти факторы негативно сказывались на общей ситуации в стране, как в экономическом плане, так и в политическом. Необходимо было напрямую менять систему образования, а в настоящее время проблема повышения финансовой грамотности населения приобрела особую остроту. В развитых странах мира гораздо раньше  были приняты концепции повышения финансовой грамотности населения. Каждая из них достигала этой цели совершенно разными путями, так, например, в  Канаде государство стремится оказать помощь населению в разъяснении все усложняющихся финансовых операций и услуг (приоритетное направление – защита прав потребителей), в США также озабочены проблемой повышения финансовой грамотности, более того, считается, что это способствует повышению конкурентоспособности собственной экономики на мировом рынке. Существует и третий подход к решению данной проблемы. В Великобритании видят суть проблемы, прежде всего, в психологии финансового поведения граждан. Каждая такая концепция по-своему влияет на общую экономическую ситуацию в различных государствах. По итогам международных оценок по уровню финансовой грамотности Россия не занимает лидирующие позиции, несмотря на то, что с каждым годом уровень показателей финансовой грамотности увеличивается (таблица 1).

Таблица 1. Финансовая грамотность в мире по странам [2]

п/п

Страна

Общая оценка

Оценка знаний

Оценка поведения

Оценка установок

1

Франция

14,9

4,9

6,7

3,2

2

Финляндия

14,8

5,2

6,3

3,3

3

Норвегия

14,6

5,2

5,8

3,6

4

Канада

14,6

4,9

6,2

3,5

5

Гонконг, Китай

14,1

5,8

6,0

2,7

6

Новая Зеландия

14,4

5,0

5,7

3,7

7

Корея

14,4

5,4

5,7

3,2

8

Бельгия

14,3

4,9

6,2

3,2

9

Австрия

14,2

4,9

6,0

3,3

10

Португалия

14,0

4,8

5,9

3,4

11

Литва

13,5

4,7

5,5

3,2

12

Голландия

13,4

4,9

5,2

3,3

13

Эстония

13,4

5,3

4,9

3,2

14

Латвия

13,3

5,1

5,3

3,0

15

Великобритания

13,1

4,2

5,6

3,3

16

Британские Виргинские острова

13,0

3,6

6,2

3,3

17

Таиланд

12,8

3,9

5,8

3,1

18

Албания

12,7

4,2

5,2

3,4

19

Иордания

12,6

4,3

5,7

2,6

20

Чехия

12,6

4,4

5,0

3,1

21

Турция

12,5

4,6

4,8

3,1

22

Венгрия

12,4

4,7

4,3

3,5

23

Грузия

12,4

4,6

5,0

2,8

24

Малайзия

12,3

3,6

5,7

3,0

25

РОССИЯ

12,2

4,1

5,1

2,9

26

Бразилия

12,1

4,3

4,6

2,9

27

Хорватия

12,0

4,3

4,8

3,0

28

Белоруссия

11,7

3,8

5,0

2,9

Повышенный интерес к данной проблеме со стороны властей обоснован. До тех пор, пока в стране будет сохраняться низкий уровень финансовой грамотности населения будут наблюдаться проблемы во многих экономических секторах:

                     негативное влияние на личное благосостояние и финансовую ситуацию  домохозяйств;

                     откладывание развития финансового рынка;

                     ухудшению ситуации в экономике страны в кризисное время;

                     наличие финансовых преступлений против накоплений граждан и другие.

На сегодняшний день в России по итогам мониторинга финансовой грамотности  населения наиболее уязвимыми являются граждане следующих категорий: пенсионеры, молодежь, потребители с низким уровнем образования и жители сельской местности. Именно эти проблемные категории граждан нуждаются в дополнительном внимании. Уже начата в России  работа по улучшению динамики финансового образования. Министерство финансов РФ совместно с Всемирным банком с 2011 г. реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [3], ведь основной проблемой являлся тот факт, что в стране в связи с тяжелыми экономическими и политическими процессами, распадом Союза Советских Социалистических республик, а также изменением всей системы образования был упущен момент преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях. 

Сейчас можно отметить, что ситуация кардинально поменялась и уже можно наблюдать качественные изменения в данном процессе. Россия пошла по четвертому пути – повышению финансовой грамотности молодежи. Это обусловлено следующими причинами:

                     мобильность данной категории населения в изучении и применении на практике знаний;

                     в дальнейшем именно эта категория граждан будет управлять экономикой страны;

                     через обучение молодежи будет обучаться и более старшее поколение;

                     снизится количество финансовых преступлений.

Среди подтверждений предположения о положительном влиянии финансового образования молодежи можно привести показатели исследования международной программы PISA среди школьников пятнадцатилетнего возраста (таблица 2). По итогам исследования Россия заняла четвертое место, опередив некоторые ведущие страны. Стоит отметить, что в 2012 году Российская Федерация занимала десятое место в данном рейтинге.

Таблица 2. Уровень финансовой грамотности среди подростков [4]

п/п

Страна

Средний балл

1

Китай

566

2

Бельгия

541

3

Канада

533

4

РОССИЯ

512

5

Нидерланды

509

6

Австралия

504

7

США

487

8

Польша

485

9

Италия

483

10

Испания

469

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только эффективно налаженная работа по повышению финансовой грамотности населения позволит решить многие ключевых проблемы в российской экономике, обозначенные Президентом Российской Федерации в майских указах 2018 года. Предпринятые меры и заинтересованность государства в решении данных задач уже сейчас позволяет сделать вывод о том, что проделанная работа начнет приносить результат как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Результат экономического роста  проявляется не только в уровне производительности труда, темпах прироста ВВП и национального дохода, но и в степени удовлетворения потребностей людей, уровне и качестве жизни населения [5, с. 157].           

 



Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения 05.05.2018)
  2. Россия занимает 25-е место по уровню финансовой грамотности в мире // Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс] URL: https://www.nafi.ru/analytics/rossiya-zanimaet-25-e-mesto-po-urovnyu-finansovoy-gramotnosti-v-mire/ (дата обращения 05.05.2018)
  3. Трошин Г.А. Финансовое образование и финансовая грамотность населения как фактор социально-экономического развития региона// Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии. Амурский государственный университет. – 2015. – С. 134-138
  4. Финансовая грамотность российских подростков превысила средний уровень по ОЭСР// Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/с/новости/10175 (дата обращения 05.05.2018)
  5. Гузакова О.Л., Фурсик С.Н. Экономика: учебное пособие // О.Л. Гузакова, С.Н. Фурсик; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2011. – С. 157


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: