» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Феллер Элеонора Вячеславовна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: К вопросу о развитии креативного потенциала педагога дошкольной образовательной организации

Статья просмотрена: 693 раз
Дата публикации: 11.05.2018

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Феллер Элеонора Вячеславовна

студент

ПИ ИГУ, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные характеристики таких понятий как: «креативность», «креативный потенциал», объясняется актуальность изучения проблемы развития креативного потенциала педагога дошкольной образовательной организации, выделяются основные компоненты креативности педагогов.

Ключевые слова: креативность, педагог дошкольного образования, креативный потенциал, творческий потенциал, развитие.

 

На сегодняшний день есть необходимость говорить о развитии креативного потенциала педагога дошкольной образовательной организации, так как в современном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и если в роли педагога выступают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети.

Современная образовательная ситуация диктует изменения в содержании профессионально-педагогической деятельности специалистов дошкольного образования, что обуславливает необходимость поиска средств, стимулирующих педагогов к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

К основному принципу ФГОС ДО относят принцип реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В связи с этим педагогу необходимо профессионально-творчески развиваться, находиться в поиске новых идей, а это значит, заниматься развитием креативности [5].

В основе понятия «креативность» лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий. Креативность подразумевает собой  творческую, созидательную, новаторскую деятельность [6].

По мнению Дж. Гилфорд, креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [7].

Одни из первых создателей концепции креативности, начиная с 1954 г., являются Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс. Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нереламентированной ситуации [2].

Изучение развития креативности и творчества педагогов рассматривается в исследованиях Д.Б. Богоявленской, О.М. Дьяченко, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Б.М. Теплова и др. Педагогическая креативность личности проявляется как саморазвитие и самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования в креативности.

На основе изученных исследований были выделены основные компоненты креативности педагогов дошкольной образовательной организации:

1. Мотивационно-ценностный компонент. Под ним мы понимаем ценностно-мотивационное отношение и стремление решать задачи разной степени сложности; стремление работать в группах, заинтересованность в профессиональном росте. Показателями данного критерия являются: мотивационно-творческая активность; готовность к восприятию нового и потребность в создании нового; эмоционально-волевые качества личности (целеустремленность, работоспособность, способность управлять своими действиями).

2. Когнитивный компонент. К нему мы относим умение поиска необходи-мой информации из разных источников; умение быстро ориентироваться в новых условиях. В качестве показателей выделяют: знание приемов и способов решения профессиональных практических задач и умение их творчески использовать; развитость творческого мышления.

3. Деятельностный компонент. Под ним мы понимаем: умение отклоняться в мышлении от традиционных схем; умение генерировать педагогические идеи; умение продуцировать отдаленные ассоциации, то есть оригинальность и беглость мышления. В качестве показателей выделяют: умение творчески работать над выполнением поставленных задач, принимать нестандартные решения, умение оригинальным способом решать простые задачи, творчески перерабатывать уже существующие идеи.

Креативный потенциал (creativity) (психология) - аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач.

Н.В. Мартишина рассматривает творческий потенциал педагога как часть его личностно-профессионального потенциала, накапливаемого и развиваемого в течение жизни, как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием учащихся (воспитанников), организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством [4, С. 5].

Проблема развития креативного потенциала – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление в практической деятельности педагога.

Изучением проблемы развития креативности занимались такие ученые, как Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие.

Творческий потенциал стал объектом изучения многих наук лишь с 20 века. «Творческий потенциал» в психологии и педагогике трактуется как: - «динамическое интегративное качество, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации и саморазвитию» [3, С.7];

Несмотря на то, что многие исследователи занимались проблемой развития креативности педагогов, все-таки некоторые аспекты найденных проблем решены не полностью.

В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе, направленной на развитие креативного потенциала педагогов. Поэтому данное исследование направлено на изучение развития креативного потенциала педагогов дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать структурно-функциональную модель развития креативного потенциала педагога дошкольной образовательной организации посредством интерактивных  технологий.

Объект исследования: процесс проявления креативности у педагогов дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: условия развития креативного потенциала у педагогов дошкольной образовательной организации.

Исходя, из цели и гипотезы поставлены, следующие задачи:

1.                  Изучить теоретический материал в работах отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной проблеме.

2.                  Провести исследование, на основе сравнительного анализа полученных результатов, выявить особенности развития и уровень развитии креативного потенциала педагогов ДОО.

3.                  Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие креативного потенциала педагогов ДОО  и провести  опытно-экспериментальную работу по проверке их эффективности;

Анализ состояния проблемы позволил выделить следующие противоречия:

-           между потребностью современного образования в педагогах готовых к креативным педагогическим решениям в разных областях научного знания, и недостаточной готовностью дошкольного образования к решению данной проблемы;

-           между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса развития креативного потенциала педагога ДОО и отсутствием целостности и системности содержательных аспектов, направленных на реализацию этой потребности;

-           между значимостью развития креативности как профессионально важного качества личности педагога и отсутствием методического обеспечения этого процесса в ДОО.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что креативный потенциал педагога характеризуется качественным своеобразием  трех основных личностных подструктур: ценностной, когнитивной, деятельностной.

Развитие креативного потенциала педагога будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий:

В качестве приоритетного звена управленческой деятельности в организации дошкольного образования будет выступать создание условий для развития творческого потенциала педагогов на основе дифференцированного подхода, позволяющий учитывать различный уровень креативного потенциала;

будет разработана структурно-функциональная модель развития творческого потенциала педагога, основанная на диалектической взаимосвязи этапов и динамики уровней развития и предусматривающая создание в ходе коллективных и индивидуальных занятий построенных на интерактивных технологиях комплекса проблемно-креативных ситуаций.

На основе проведенного анализа, креативный потенциал  понимается нами как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. Анализ научной литературы касающейся рассмотрения словосочетания «креативный потенциал» показал, что взгляды учёных на рассматриваемое понятие расходятся. Однако, общим в понимании креативного потенциала является: интегративное качество личности, являющееся предпосылкой, либо ресурсом для его активизации.

В заключении хотелось бы отметить, что развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с развивающимся педагогом, творческая индивидуальность которого проявляется, прежде всего, в способности к самоизменению. Развивающийся педагог не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится; кто растет сам, развивая окружение детей (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман и др.) [1, С.3].

 



Список литературы:

  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск, 1990. - 560 с.
  2. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд. - М., 1998. – 260 с.
  3. Каракулин, С.А. Формирование творческого потенциала будущих учителей /С.А. Каракулин.- Волгоград, 2006. - 23 с.
  4. Мартишина, Н. В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога / Н. В. Мартишина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2012. - №36. - С. 5-14.
  5. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М. : Изд-во МПСИ, 2013. – 184 с.
  6. Онлайн словари русского языка и энциклопедии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onlinedics.ru.
  7. Туник, Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности / Е. Е. Туник. – СПб: Иматон, 1998. – 48 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: