» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Малина Наталья Владимировна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие творческих способностей воспитанников в условиях реабилитационного центра

Статья просмотрена: 546 раз
Дата публикации: 12.05.2018

УДК 37.025.8 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Малина Наталья Владимировна

воспитатель

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Алексеевского района, с. Советское.

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития творческих способностей воспитанников в условиях реабилитационного центра. В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности.  Творческая реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеет большое значение.  В данной работе особое место уделено развитию творческих способностей воспитанников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. И в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдёт способ выразить себя и достичь внутренней гармонии. Открытие своих возможностей, осознание собственной уникальности, выражение своего внутреннего мира и переживаний посредством творческой деятельности, часто является ключом к решению многих проблем.

Ключевые слова: реабилитационный центр, творческие способности, формирование творческой личности, айрис – фолдинг, волшебный квиллинг, техника торцевания.

 

В социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних я работаю шестой год. В наш, как и в любой другой Центр, дети поступают испуганные, недоверчивые, а зачастую - озлобленные. Все дети разные, очень непохожие друг на друга, у каждого из них свои особенности, склонности и привычки, у каждого своя судьба и, уже сложившийся жизненный опыт, к сожалению нередко достаточно горький. Работая в данном учреждении, я поняла, что  к каждому ребёнку нужен особый подход и индивидуальная работа над его проблемами. Так как сама я человек творческий, в свободное время очень люблю заниматься различными видами ручного труда, то это и помогло мне выделить для себя направление, следуя которому можно в большей степени помочь каждому ребёнку и всем им одновременно справиться с их непохожими, и часто недетскими трудностями. В своей работе я уделяю особое место развитию творческих способностей воспитанников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдёт способ выразить себя и достичь внутренней гармонии. 

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности.  Творческая реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеет большое значение. Творчество не имеет границ, каждый ребенок хоть в чем-то талантлив, чем-либо увлекается. Открытие своих возможностей, осознание собственной уникальности, выражение своего внутреннего мира и переживаний посредством творческой деятельности, часто является ключом к решению многих проблем. Упрямство, озлобленность, замкнутость и агрессивность подростка, связанная с чувством никчемности и ненужности - все можно изменить. Нужно лишь дать возможность воспитаннику проявить свои скрытые таланты и способности, помочь осознать, что он личность - уникальная, не похожая на всех остальных. Развивая творческий потенциал воспитанника, я не только совершенствую познавательные процессы и способности к творчеству, но и формирую личность подростка.

Основная идея моего подхода заключается в том, что каждый ребенок является маленькой личностью и индивидуальностью, которая требует понимания и уважения.  Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребёнка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. Выполнение творческих работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими.  Каждый воспитанник - кладезь скрытых талантов. Сумев реализовать свои творческие способности, ребёнок обретает уверенность, жизненные ориентиры, что способствует благополучному личностному развитию и благотворно влияет на будущее воспитанника во взрослой жизни.

Проблема развития детского творчества становится всё более актуальной, так как этот вопрос в современной педагогической науке ещё недостаточно изучен. Большинство занятий я провожу в соответствии с уровнем развития и личностными особенностями детей, добавляю в упражнения элементы творческой деятельности. В своей работе я нередко опираюсь на идеи выдающегося педагога и воспитателя Я. Корчака. В его книге «Педагогическое наследие» бесценно то, что он пишет их, исходя не из чужих научных теорий, а из собственного опыта в интернате, где анализируя свои первые промахи и ошибки, он учился видеть в детях самое сокровенное. Его описания жизни интерната «изнутри» дает возможность решить те проблемы, с которыми можно столкнуться только на практике. Выдающийся учёный Леонтьев А.Н. писал: «…в творчестве происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития».

Новизна моего подхода заключается в том, что в нём используется множество разнообразных техник и направлений, но в основе их всех заложено самовыражение и творчество. Посредством нетрадиционной  техники аппликации из бумаги, природного и бросового материала, поделки в технике «Квиллинг», «Айрис – фолдинг», картины в технике «Торцевание», топиарии из ленточек, салфеток  и другие, приносят детям радость  и положительные эмоции в работе. Так как дети, проживающие в Центре, относятся к категории   «проблемных детей», у них неустойчивая самооценка, они чувствуют себя  беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции, то  решение задач творческого развития   несовершеннолетних, на мой взгляд, должно идти параллельно с восстановлением психического здоровья ребёнка, детского доверия, уверенности ребёнка в собственных силах.

В процессе занятий творчеством создается спокойная, доброжелательная   обстановка, при наличии которой дети, углубляясь в интересное для них дело, вдруг на время забывают о том, что привыкли  бояться и стесняться, не ищут очередной повод для конфликтов, чтобы выплеснуть накопившийся негатив.… Для поддержания доброжелательной атмосферы в коллективе детей требуется постоянно стараться дать понять им, что каждый из них – личность. Личность со своими особенностями, талантами, недостатками, достоинствами, привычками. Каждый не похож на остальных и каждый заслуживает уважения. А сейчас хотелось бы более подробно описать формы и методы, которые я использую в своей работе.

Работа по развитию творческих способностей включает в себя 3 этапа. Первый этап – диагностический. При поступлении ребёнка в реабилитационную группу проводится первичная диагностика умений и навыков детей. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важных  задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Для получения объективной картины развития творческих способностей и умений детей, мною были разработаны критерии оценки уровня сформированности навыков для каждого вида творческой деятельности. Оценка уровня творческого развития несовершеннолетних по каждому критерию осуществляется по 10 бальной системе:

от 0 до 3 баллов - низкий уровень развития;

от 3 до 6 баллов – средний уровень развития;

от 6 до 10 баллов – высокий уровень развития;

Анализ первичной диагностики показывает, что у большинства воспитанников реабилитационной группы (85%) слабо развиты творческие способности. У 12 % воспитанников, диагностировался средний уровень развития творческой деятельности. Как правило, низкий уровень развития творческих навыков отражается на мотивационной сфере детей, они уверены в своей неудаче  и избегают незнакомый вид деятельности.  Данные первичной диагностики служат основой для планирования занятий.

Второй этап работы по развитию творческих способностей включает в себя проведение цикла занятий. На занятиях я применяю традиционные и нетрадиционные техники, которые способствуют овладению техническими умениями. В своей работе я ориентируюсь на интересы и возможности каждого ребёнка. Психофизические особенности воспитанников - неутолимая потребность в новых впечатлениях, любознательность, желание экспериментировать, постоянный поиск контакта со взрослыми и сверстниками - способствуют тому, что занятия продуктивной деятельностью становятся для детей данной возрастной группы источником радости, как при активном постижении окружающего мира, так и при самостоятельной созидательной работе. Организовывая процесс познания, выстраиваю цикл занятий по принципу: от действия по образцу - к самостоятельному творческому поиску. В свою очередь это пробуждает стремление детей к переходу от репродуктивных видов деятельности к творческим. Занятия постепенно усложняются, обеспечивая последовательное овладение детьми техническими знаниями и умениями. Как правило, я использую неординарные формы организации занятий, дети занимаются сидя за столами, они могут отойти от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Всегда радостно воспринимаются игровые приёмы, особенно любят появление сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Не одно занятие не проходит без художественного слова (стихи, загадки). Стараюсь атмосферу на занятиях приблизить к непринуждённой, без жёстких дисциплинарных мер, зажимающих детей, снижающих их свободу и творческий потенциал. Особое внимание нужно уделять анализу детских работ. Я стараюсь оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер. С целью получения данных о результативности, проведенной коррекционно-развивающей работы проводится третья диагностика. Оценка уровня развития воспитанников осуществляется по раннее указанным критериям. Диагностические данные контрольной диагностики свидетельствуют, что у 65 % показатели развития творческих способностей и технических умений находятся выше, чем при поступлении. Нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении и творческой деятельности, проявление самостоятельности в выборе материала и техники изготовления изделия. Дети с нетерпением ожидают эти занятия. Организация  творческой реабилитации в Центре  основана на проведении занятий по интересам, на которых  дети имеют возможность реализовать, развить свои творческие  способности. На занятиях у детей развиваются не только практические  навыки  и  умения,  осуществляется  тесная  связь  теории  с практикой. При планировании, выборе тем занятий учитываются  индивидуальные  способности  и  интересы  детей, что помогает  положительно  воздействовать  на  их  активность  в  процессе  творчества.  Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть я  планирую с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей воспитанников. Практическая часть состоит из  заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию:

-           предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д;

-           умная доброжелательная помощь взрослых;

   -        комфортная психологическая обстановка, поощрение воспитателем   стремления ребёнка  к творчеству;

-           создание и обновление предметно-развивающей среды;

-           творческий подход.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули и  наблюдения за работой детей. Я заметила,  что некоторые дети, выполняя задание, делают это как-то по особенному, не по шаблону, а проявляя свой творческий потенциал. При этом, почти у всех детей умения находятся на низком или среднем уровне.

Мною были поставлены цели – создать благоприятные условия для развития и максимальной реализации творческого потенциала каждого воспитанника в интересах личности и общества в целом, обучить и сформировать  творческие навыки, поднять уровень развития  индивидуальных творческих способностей.

Основные принципы творческого воспитания:

-           индивидуальный подход;

-           личный пример («делай, как я!»);

-           формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-           не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным оно ни было;

С вытекающими конкретными задачами.

Обучающие:

-           развитие познавательного интереса;

-           включение в творческую деятельность;

-           приобретение определенных знаний, умений, навыков;

-           развитие мотивации к определенному виду деятельности

Воспитывающие:

-           формирование социальной активности, культуры общения и поведения;

-           формирование художественного вкуса, способность видеть и   чувствовать красоту и гармонию;

-           расширение представлений об окружающем мире;

Развивающие:

-           развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии;

-           развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления;

-           развитие умения анализировать и давать оценку своей работе;

-           развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Постепенно, шаг за шагом, воспитанник начинает чувствовать себя творцом. Вначале  ребёнок  изготавливает творческую работу вместе с воспитателем, повторяя за ним. Затем формируются навыки самостоятельного труда. И, наконец, происходит совершенствование навыков ручного труда, создание изделия по собственному замыслу поэтапно. Этапы организации работы включают: подготовительный,  творческий, развивающий, обобщающий.

Формы работы:

-           индивидуально - практическая деятельность на индивидуальных занятиях;

-           коллективно - творческая деятельность воспитанников на групповых занятиях;

-           проведение тематических, конкурсных  мероприятий;

Занятия творческой деятельностью  существенно влияют на трудовое и эстетическое воспитание, позволяют рационально использовать свободное время воспитанников. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства среди воспитанников Центра.

Погружение в различные виды деятельности позволяет решить поставленные задачи в сравнительно короткий временной период, дают ребёнку более полную картину окружающего мира и себя в нём. За время нахождения в Центре дети не только осваивают приёмы изготовления изделия, но и что более важно, включаются в  процесс творчества. А ведь, как известно, истинная ценность детских работ не в том, какого качества они создают  аппликации, поделки, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают положительное в собственной жизни. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребёнка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

Одним из интереснейших видов деятельности, является работа с бумагой. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Это - материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.  Воспитанники  выполняют работы  в различной технике (аппликация, квиллинг, торцевание, айрис – фолдинг, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Работа с бумагой  позволяет детям  другими глазами взглянуть на  окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ  с бумагой доступны  детям всех возрастов. Они  развивают у ребят точность движения рук,  глазомер,  чувство  формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус. Не менее интересна  аппликация из природного материала - создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала:  шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку В летний период все дети с удовольствием собирают цветы и травы, семена, косточки, шишки, желуди, каштаны. Все это высушивается и хранится в бумажных конвертах и коробочках. Создание декоративных поделок из природного материала позволяет быть ближе к природе. «Живой» материал передаёт не только цвет, фактуру, запах, но и настроение, успокаивает и умиротворяет. А всё вместе это стимулирует детское творчество, обеспечивает положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества. Позволяет работать коллективно, сближает детей, развивает навыки культуры общения.

Айрис - фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Занятия айрис - фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление детей, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе...

Волшебный квиллинг -  бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». Это интересная и оригинальная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные композиции из скрученных длинных цветных полосок. Волшебный квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Техника торцевания - позволяет создавать чудесные пушистые ковры-картины разных форм и размеров, вызывающие интерес и чувство восхищения.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учётом возраста и интересов воспитанников, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка. Немаловажным является, тот факт, что умственное развитие напрямую связано с моторикой мелких мышц кистей рук. Кроме того, такого рода занятия способствуют формированию практических трудовых навыков и воспитанию художественного вкуса. Творческий подход, на мой взгляд, тесно взаимосвязан  с комплексным подходом реабилитации  несовершеннолетних.  В результате работы выяснилось, что интерес воспитанников к занятиям возрос, увеличилось  количество детей принимающих участие в выставках. Повысилось качество работ (80%). Работы  стали интересней, оригинальней, дети получают грамоты и дипломы, участвуя в различных творческих конкурсах. С уверенностью могу сказать, что интерес к моим занятиям не угасает, а наоборот, как показывает проведенная диагностика, увеличивается. Если ранее к занятиям я могла привлечь 15-20 % детей, находящихся в Центре, то в настоящее время  показатель увеличился до 75 %  -  80%. Особое внимание нужно уделять анализу детских работ. Я стараюсь оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер.

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечён сам. Если ребёнок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передаётся и детям. 

В результате у детей формируется уверенность в себе и собственных силах. Значительно снижается агрессия и подростковый негативизм, так как воспитанник находит для себя положительные способы самоутверждения среди сверстников. В детском коллективе уменьшается конфликтность, каждый ребенок учится видеть таланты и достоинства окружающих, уважать их индивидуальность. Кроме этого, воспитанники начинают проявлять инициативу, реализовывать свои интересы, желания и способности, сначала выражая внутренний мир через творческие работы, после -  в театрализованных мероприятиях и инсценируемых ситуациях, а затем и в повседневной жизни. У детей формируются лидерские и организаторские качества, а видя результаты своего труда в творческих работах и чувствуя одобрение и поддержку окружающих, стремятся добиваться большего и двигаться в самосовершенствовании и дальше. «Жизнь» поделки, рисунка, аппликации не заканчивается после занятия. Все работы используются для украшения комнат, сюжетных игр, инсценировок. К тематическим праздникам организовываются выставки детских работ, коллажи. Многие  мои воспитанники принимают активное  участие во  Всероссийских  конкурсах детско-юношеского творчества. Лозовой Сергей занял 1 место и диплом в  номинации «Декоративно – прикладное искусство»,  работа  «Мой любимый кот» (техника айрис – фолдинг), Щербакова Елена – диплом и 1 место в номинации «Объёмная прикладная композиция», работа «Волшебная семейка» (техника – квиллинг),  Черняк Наталья награждена сертификатом за участие во Всероссийском конкурсе детского творчества, в номинации «Прикладная работа» (техника - торцевание), Ткач Александр занял 2 место и диплом во Всероссийском открытом конкурсе поделок «Ярмарка мастерства», в категории «Симпатия жюри» название работы «Дельфин Боня»( техника айрис – фолдинг).  Неталантливых, неумелых и неинтересных детей не бывает. И я верю, что мои воспитанники сумеют найти свое место в жизни, несмотря на все невзгоды, которые им преподнесла жизнь. Я думаю, что они сумеют вырасти добрыми, чуткими, сострадательными и будут освещать окружающих своим внутренним теплом.

 



Список литературы:

  1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011,с.47 – 49.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967,с. 71 – 74 .
  3. Добина Н. И. «Развитие личности ребенка в детском саду».-Академия развития, 2004,с.27 – 29
  4. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.Эксмо,2009.
  5. Корчак Я. «Педагогическое наследие». - М.: Педагогика, 1990, с.85 – 90.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995,с.187 – 190.
  7. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей » 1960, № 1, с. 7—17.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: