» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Горнаков Артём Леонидович , студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Популяризация естественных наук в современном мире

Статья просмотрена: 531 раз
Дата публикации: 12.05.2018

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Кукарека Святослав Яковлевич, студент

Горнаков Артем Леонидович, студент

Маслов Виталий Вадимович, студент

Фурсенко Анастасия Васильевна, студентка

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», глиста

 

Аннотация. В статье рассматриваются заинтересованность молодого поколения в естественнонаучных знаниях, проблемы изучения естественных наук и методы решения этих проблем.

Ключевые слова: популяризация, естественные науки, исследование, развитие.

 

Необходимость формирования исследовательских компетенций декларируется во многих программных документах, регламентирующих деятельность вузов (в Законе об образовании и др.). В настоящее время в России существует целый ряд программ, направленных на стимулирование инновационной деятельности молодежи («Кулибин», «У.М.Н.И.К.» и т.д.). Однако проведенный анализ работ различных исследователей говорит о низком уровне востребованности инновационной и исследовательской деятельности в молодежной среде. Эта проблема во многом характерна для школьного образования большинства стран.

Сегодня естественные науки представляют все меньшую ценность в сознании общества. Нравственность и духовность стали связываться исключительно с гуманитарными вопросами, а в последнее время — с религией. Активно обсуждаемые обществом (без должного уровня знаний) вопросы ядерной энергетики, экологии, глобального потепления и нравственной ответственности ученых спровоцировали негативный имидж естественных наук.

Также особое внимание стоит уделить проблеме языкового общения, Она приводит к тому, что на определённом этапе значительная часть населения перестаёт понимать естественнонаучные проблемы вследствие языкового барьера. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию критического мышления в вопросах, связанных с естественными науками, не позволяет оценить степень достоверности информации и ещё больше усиливает поляризацию общества. Однако и сами представители естественных и технических наук не всегда готовы на понятном широкому кругу людей языке говорить о сути своей деятельности.

В прошлом классическая модель обучения не предполагала глубокого изучения предметов естественнонаучного цикла: в классических гимназиях ставку делали на изучение гуманитарных предметов. Таким же образом изучали эти предметы и училищах, где ставку делали на математику и развитие ремесленных, практических навыков. Глубоко физику, химию и другие естественные науки преподавали только в университетах, поскольку в тот период времени изучение данных предметов вне постоянной экспериментальной практики в специально оборудованных лабораториях не представлялось возможным, да и необходимым тоже. Студенты, желающие изучать физику или химию, поступали не просто на специальный факультет университета, а в лабораторию того или иного профессора. Инженеров и фармакологов, медиков и геологов сто лет назад требовалось ограниченное количество, в связи с чем от большинства учащихся не требовалось знания химических и физических формул – не более, чем общей осведомленности на уровне научно-популярной литературы.

С момента возникновения советской школы акцент в ее программе сразу же был смещен с гуманитарного на естественнонаучный блок предметов. Этого требовала смена философско-мировоззренческой парадигмы, с одной стороны, и взятый правительством курс на индустриализацию страны, с другой. Уничтожение в рамках страны доминировавшего почти тысячу лет христианского мировоззрения потребовало от идеологов научного коммунизма формирования адекватной замены. В качестве таковой и стали использоваться естественные науки, которым в Новейшей истории выпала парадоксальная для точного знания роль новой религиозной доктрины – сциентизма, который, на пару с научным атеизмом, занял главенствующее место в бурно развивающемся социалистическом обществе

В современном мире сциентизм и научный атеизм уже не выдерживают критики как мировоззрение. Ученые и инженеры утратили свой близкий к жреческому статус и превратились в нищих ботаников или пьющих работяг – разумеется, если не оказались настолько умны, чтобы вовремя эмигрировать и найти себе теплое место на научно-техническом Олимпе одной из индустриальных держав Запада. В настоящее время уже даже ребенку ясно, что для того, чтобы претендовать на этот самый статус, нужны куда более глубокие и специфические знания, которые остаются за рамками российской школьной программы. А перспектива стать нищим научным сотрудником или вечно крайним затыкальщиком (окказионализм) дыр в обветшавшем энергетическом и коммунальном хозяйстве бывшего СССР не привлекает молодежь. Да и весь спектр экологических и техногенных проблем последней четверти века не способствует пробуждению интереса к естественнонаучным исследованиям; куда чаще он вызывает противоположную реакцию. Слишком много фактов говорит за то, что именно безудержный научно-технический прогресс поставил современную цивилизацию на грань уничтожения. Недавний шумный успех фильма «Аватар» показал, как сильно современные люди устали от технической цивилизации.

Изучение естественных наук не менее важно для формирования личности и кругозора ребенка, чем изучение гуманитарных и точных наук. Несмотря на то, что метод, описываемый в данных статьях, называется «классическим», он отличается от методологии, принятой в классических гимназиях.

Познание естественных наук, на самом деле, имеет в качестве цели восприятие мира как целого, как единого организма, в котором отдельные науки не образуют обособленных друг от друга изолированных областей знания, а являются, скорее, разными взглядами на один и тот же объект. Такой подход к познанию окружающего нас мира естественных объектов следует признать вполне «классическим», наряду с гуманитарно-философским его осмыслением. Каким образом можно реализовать такой подход в нашей текущей реальности, чуждой универсальности и стремящейся к максимальной специализации каждого отдельного исследователя в своей собственной, изолированной от других, предметной области – мы покажем ниже.

Мы стремимся к гармоничному развитию всех важнейших функций психики, а не отдельных ее частей. Поэтому естествознание важно для нас тем, что оно наилучшим образом развивает третью важнейшую функцию человеческого сознания – перцепцию, складывающуюся из ощущений и восприятий. Естествоиспытатель, изучающий природу, использует в качестве рабочих инструментов собственные органы чувств, развивая их восприимчивость в ходе систематических наблюдений, а в качестве метода проверки своих гипотез использует тщательно подготовленные и продуманные научные эксперименты. Таким образом, естествоиспытатель, с одной стороны, использует перцепцию, с другой – не доверяет ей слепо, а находит ей экспериментальные подтверждения. Изучение естественных наук, с одной стороны, развивает наблюдательность и восприимчивость подростка, а с другой – учит не всегда доверять своим органам чувств, поскольку истина может быть далекой от очевидности, и лишь всесторонняя проверка выдвинутых предположений в ходе научного эксперимента может подтвердить или опровергнуть правдивость наших предположений, основанных на перцепции.     

Современные естественные науки дают подростку приемлемую модель познания окружающего мира — при условии, если эта модель не абсолютизируется и не подается в качестве единственно возможной. В этом случае современные естественнонаучные концепции вполне можно использовать, как рабочие гипотезы, сравнительно простые и удобные для изучения всего разнообразия форм живой и неживой материи, из которых слагается Вселенная. Знать и понимать новейшие концепции строения Вселенной должен любой образованный человек, однако для формирования у подростков независимого от догматики сциентизма мышления их нужно знакомить не только с точкой зрения, зафиксированной в учебниках, но и с альтернативными теориями, в них не попавшими.

Дело в том, что в настоящее время мировая фундаментальная наука переживает глубокий застой, вызванный, в первую очередь, мировоззренческим кризисом. Позитивистская доктрина бесконечного прогресса цивилизации, бесконечно совершенствующего человеческое общество и его образ жизни, доказала наконец свою несостоятельность. Взрывное увеличение знаний и совершенствование технологий не привело к качественному изменению общественных отношений между людьми; насыщение человеческой жизни технологиями и другими побочными продуктами НТР и НТП не сделало, в целом, эту жизнь ни проще, ни безопаснее – просто одни сложности и опасности (естественные) сменились на другие (рукотворные); что касается продолжительности жизни, существенно возросшей в благополучных регионах, то в глобальном масштабе она скорее сократилась – за счет нищеты и неблагоприятной эпидемиологической и экологической ситуации, царящей на куда более обширных по площади и плотности населения территориях. Для многих ученых мира, задумывающихся о перспективах развития человечества, стало ясно, что наука не сможет нормально развиваться без преодоления идейного и мировоззренческого кризиса, царящего в современном обществе. А для этого необходимо взглянуть на историю новейшей науки более трезвым и критичным взглядом, очищенным от позитивистских иллюзий, не как на догму, а как на концепцию в ряду иных концепций, порожденных иными историческими эпохами. Наверное, только это позволит современной науке избавиться от существующих недостатков, сохранив в целости все действительно ценные достижения не только последних двух столетий, но и всех предшествующих исторических эпох.

К физике, химии и другим естественным наукам следует относиться не только как к началам современной технологии, но и как к дисциплинам, тесно связанным с философией. Следовательно, изучение курсов естественных наук вне идейно-философского контекста, породившего основные естественнонаучные концепции, в настоящий момент малопродуктивно и даже опасно. Сегодня, наверное, главное, что мы должны сделать для своих детей – это привить им интерес к философии и готовность искать пути к синтезу классической философии и современных естественнонаучных концепций. Надо понять раз и навсегда, что ученый-естественник будущего должен быть не только исследователем и экспериментатором, но и философом – в противном случае мировоззренческий кризис современной цивилизации не будет преодолен. А что нас ждет в этом случае? Либо глобальный социум, управляемый единым тоталитарным «государством», жестко распределяющим блага в обмен на беспрекословное подчинение граждан, либо анархия и произвол, «война всех против всех». И та и другая перспективы одинаково непривлекательны. Искать выход следует, привлекая все ресурсы и все научно-мировоззренческое наследие человечества, через анализ которого следует прийти к окончательному синтезу.

Однако, заявить такую цель, безусловно, много проще, чем сделать ее достижимой. Каким образом, в рамках концепции классического домашнего обучения, следует двигаться к достижению этой цели?

Для этого нам нужно выделить в процессе изучения естественных наук для два основных блока: экспериментальный (объединяющий как теорию, так и практику) и философский (созерцательный). В первом случае мы будем развивать аналитические способности ребенка, основанные на его наблюдательности, предприимчивости, склонности к исследованиям; во втором – способности к синтезу, универсальным обобщениям и теоретизированию на их основе.

Нужно понимать, что если для первого у нас сейчас имеются методические разработки, то во второй области нам во многом придется действовать самостоятельно.

Основные проблемы в изучении естественных наук в современной школе возникают в силу огромного разрыва, существующего между курсом природоведения-естествознания в начальной школе и курсами физики, химии, биологии, географии, резко приходящими им на смену в 6-7 классах средней школы. Естественные науки в новых, непривычных обличиях сваливаются на совершенно не готовые к этому головы младших подростков внезапно, как снег в середине лета. Большей части последующих проблем можно было бы избежать путем постепенного перехода подростков от конкретной к абстрактной форме подачи материала (в чем, собственно, и состоит основная сложность естественнонаучного блока).

Как правило, наибольшие трудности при изучении естественных наук вызывает именно организация самостоятельной исследовательской деятельности подростков, что совершенно понятно: для того, чтобы проводить самые простые эксперименты по физике, химии и биологии, нужно специальное лабораторное оборудование, приборы и расходные материалы, подчас малодоступные и дорогостоящие. А самое сложное – это владение методологией исследовательской деятельности, которое у непосвященных в глубины соответствующих наук родителей действительно нет.

Разумеется, проводить простейшие опыты с использованием подручных средств на вводном этапе изучения естественных наук можно и самим в домашних условиях, хотя бы при помощи наборов для домашних опытов «Юный химик» и «Юный физик». Однако возможности таких домашних лабораторий весьма ограничены, даже если их комплектацию периодически повышать, докупая дополнительное оборудование и расходные материалы в специализированных магазинах. Можно также пользоваться услугами виртуальных лабораторий. При этом, даже если у вас есть и средства, и досуг, и желание для организации своей собственной домашней лаборатории, нужно помнить, что теоретический материал естественнонаучных курсов становится по-настоящему понятным только при условии регулярной экспериментальной проверки в ходе проведенной серии опытов с многочисленными изменениями параметров исходных данных. Настоящим ученым трудно захотеть стать, опираясь лишь на учебники и беспорядочные домашние эксперименты. Настоящий вкус к серьезной научной деятельности приобретается лишь в лаборатории, под руководством опытного исследователя, который может помочь ученику научиться ставить конкретные задачи, преодолевать неизбежную усталость при проведении серии практически идентичных опытов и разочарование при неудачах, которыми они могут закончиться…И тут нужно, безусловно, подобрать подходящую базу в одном из учреждений основного или дополнительного образования в вашем городе. Разумеется, все необходимое лабораторное оборудование есть в школах, и должно предоставляться всем ученикам, независимо от формы обучения – однако в школах мы можем рассчитывать на лабораторные работы лишь в жестком соответствии со школьной программой, т.е. далеко не в том объеме, который может представлять интерес для родителей школьников в контексте стоящих перед ними дидактических задач. Поэтому стоит попытаться найти такую базу среди специализированных кружков при университетах или Дворцах творчества юных. Как правило, в такие группы принимают школьников начиная с 7 класса школы, но при известной настойчивости можно добиться посещения интересующей вас секции и в более раннем возрасте (что, собственно, мы и считаем предпочтительным).

Все вышеперечисленное является лишь подготовкой к усвоению основных курсов естественных наук. За два дополнительных года изучения четырех базовых естественных дисциплин подросток успеет мягким образом подготовиться к восприятию сложной информации основных курсов и будет готов к переводу своего восприятия, до того, в основном, чувственного, на новый уровень абстракции – в область формул и специальных вычислений. Собственно, использовать формулы для записи результатов экспериментов подростки должны научиться уже в ходе изучения материалов вводных курсов. Однако, при изучении основного материала им предстоит перейти на более высокий уровень абстракции и перейти от символической записи результатов реальных опытов к последовательному решению теоретических задач разных уровней сложности. Для того, чтобы успешно сделать этот новый шаг в восхождении на новый уровень мышления, следует очень тщательно выбирать учебные пособия, поскольку в домашнем обучении стоит использовать лишь те из них, которые дают максимально подробный комментарий к изучаемому материалу с пошаговым алгоритмом решения типовых задач по теме.

Что касается учебных пособий по биологии и географии, то они не столь принципиальны, как УМК по химии и физике. Тут выбор не настолько принципиален – хотя мы склонны рекомендовать учебники от издательства «Дрофа», как более полные, хорошо иллюстрированные и удобные для целей домашнего обучения.

Ну и, конечно, необходимо упомянуть о первостепенном значении человеческого фактора в данной области (как и в области математики). Если на вводном этапе изучения естественных наук подростку вполне достаточно будет помощи родителей в особо сложных случаях, то при изучении основного курса, конечно, этого будет уже мало. Здесь огромную роль будет играть встреча с учителем, человеком, увлеченным своим делом и способным передать это увлечение другим. Обычно родители, озабоченные лишь аттестациями, не думают о таких высоких материях – и совершенно зря. Ведь если у вашего ребенка познавательный интерес отсутствует, его значительно сложнее качественно подготовить к аттестации. Обычно родители ищут именно репетиторов по физике и химии, которые натаскивают подростка на ГИА или ЕГЭ (причем, как правило, в весьма сжатые сроки). Мало кто пытается найти адекватного педагога, который взялся бы за развитие исследовательских способностей ребенка на протяжении нескольких лет – а ведь искать стоит именно такого специалиста. Где найти такого человека – на кафедре университета, в лаборатории НИИ, на студенческой скамье педвуза? Мы не можем дать универсальный ответ. К сожалению, в настоящий момент каждая семья будет вынуждена решать эту проблему самостоятельно. Мы только можем еще раз повторить, что решать ее нужно не перед ГИА или ЕГЭ, а значительно раньше.

В наше время естественные науки не находят должного развития. Некоторые стараются усовершенствовать научное образование. Ассоциация преподавателей естественных наук очень амбициозно пытается объединить обучение всем естественным наукам в одно целое. Всю науку можно вместить в одно имеющее смысл целое вместо того, чтобы учить отдельные ее аспекты обособленно. Обычное стремление заниматься абстрактной математикой необратимо. Есть некоторые физики, которые переходят в более абстрактные математические круги. Хорошим примером тому является Эйнштейн. Другой пример – Гейзенберг. Они начинали с практических вопросов. После успешного решения этих проблем они переходят к другим, более абстрактным, очень редко случается наоборот. Физики зачастую двигаются в другом направлении. Очень большое количество физиков перешло в биологию. Один из примеров является Уолтер Гилберт.

Таким образом, очевидна потребность в популяризации естественных наук в современном обществе. Видение, представленное в данной статье, рассматривает возможные способы развития и решения этого вопроса.

 



Список литературы:

  1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2003. 432 с.
  2. Разумовский В.Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю.А. Сауров. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. 196 с.
  3. Степин B.C. Эволюция этоса науки: от классической к постнеклассической рациональности // Этос науки. М.: Academia, 2008. 201-210 с.
  4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 576 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: