» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Дусыева Яна Олеговна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Современное состояние и правовые проблемы в области агропромышленного комплекса

Статья просмотрена: 466 раз
Дата публикации: 12.05.2018

УДК  002.304

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Дусыева Яна Олеговна

студентка 2 курса магистратуры

Научный руководитель: Сергеев Артем Леонидович

кандидат юридических наук, старший преподаватель

Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа

 

Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания системы отраслевого государственного управления агропромышленным комплексом, разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, которые позволят завершить в основном формирование целостной системы аграрного законодательства Российской Федерации и устранить пробелы, а также противоречивость действующего законодательства. Также анализ законодательства позволит нам говорить о том, что административно-правовое регулирование сельскохозяйственного производства развивается преиму­щественно по пути государственной поддержки существующего состояния АПК. Основной из центральных правовых проблем является определение сферы правового регулирования в области сельскохозяйственного производст­ва.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное управление, аграрная политика, аграрное законодательство, сельское хозяйство, агропромышленное производство.

 

Агропромышленный комплекс является базисом продовольственной безопасности страны, ведь он включает в себя важные отрасли народного хозяйства, включающие в себя производство, обработку и транспортировку сельскохозяйственных культур. Однако в условиях современного мира у АПК России имеются определённые проблемы, связанные с развитием его отраслей.

Большинство данных проблем уже давно сформировались и преследуют агропромышленный комплекс на протяжении уже многих лет [6]. Данные проблемы нельзя решить разом и все, правительство должно постоянно обращать на них внимание и поддерживать насколько это будет считаться возможным. В последнее время наметился ряд положительных тенденций в данной сфере, а именно увеличились объёмы инвестиций и усилились инновационная активность в некоторых отраслях, увеличился объём производства в растениеводстве на 0.7% и в животноводстве на 1.1% [7]. В целом увеличилось и производство сельскохозяйственной техники. Однако антироссийские санкции, ударившие по экономике России не сильно затронули именно агропромышленный комплекс страны, но позитивно повлияли на его развитие, а именно очень значительно увеличилось производство молочной продукции. Так же было выявлено огромное количество нелегального товара, который продавался на территории Российской федерации. Ещё одним следствием позитивного влияния является значительно снижение импорта мяса, более чем 200 тонн, что привело к росту производства импортозамещающих товаров в этой области. Сальдированный финансовый результат тоже выглядит весьма обнадеживающе, ведь в 2015 году по сравнению с 2014 годом прибыль по сельскому хозяйству увеличилась чуть меньше чем в 2 раза, а в производстве пищевых продуктов, включая напитки, увеличилась в 4.5 раза.

Эффективное функционирование агропромышленного комплекса является основой продовольственной безопасности страны, так как в состав агропромышленного комплекса входят отрасли народного хозяйства, которые несут ответственность за производство, заготовку и закупку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности. Также не стоит забывать об экологии, так как каждый подкомплекс АПК   является наиболее уязвимым и зависимым от экологической обстановки в регионе. Поэтому необходимо обращать внимание на   организационно-экономический механизм производства экологически чистой продукции, на разработку нормативных эколого-экономических механизмов, которые будут обеспечивать исключение потребительского отношения к природным ресурсам. Для этого нужно продолжать совершенствовать методологические положения, так как они являются актуальными и безотлагательными. Нельзя, не обратить внимание на то, что взаимодействие человека и природы осуществляется в условиях нарастания экономических и экологических угроз, что вызывает необходимость рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития сельского хозяйства. Так,  конец 1960-х – период, который ознаменовал появление второго этапа развития международного права окружающей среды и это было связанно с тем, что серьезные опасения были выражены по поводу ухудшения состояния окружающей среды, и было понятно, что подобная деградация тесно связана с неустойчивыми уровнями экономического развития и ростом численности населения. Исследования, проведенные в этот период, предрекали мрачное будущее для человечества, в случае, если эти тенденции не ослабеют [3].

Агропромышленный комплекс - важная составная часть народного хозяйства и крупный, социально-значимый сектор экономики. Его значение определяется в объединении всех отраслей экономики по произведению сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению ее до потребителя.

Безусловно, в развитии агропромышленного комплекса существует ряд проблем, препятствующих благополучию агропромышленного комплекса в данном регионе. Необходимость решения данных проблем обусловила актуальность проведенного исследования.

Агропромышленный комплекс является основной жизнедеятельности страны, так как именно в АПК входят отрасли народного хозяйства, которые отвечают за итоговое производство продуктов питания. Именно от эффективности функционирования АПК зависит обеспеченность страны продовольствием, кормами для животноводства и сырьем.

Но, к сожалению, на протяжении многих лет АПК России преследует постоянные проблемы, мешающие эффективной деятельности и планомерному развитию.

В первую очередь, можно отметить, что слабая обеспеченность сельскохозяйственной техники и перерабатывающий отрасли АПК является одной из немаловажных проблем. Стоит обратить внимание на то, что большинство предприятий до сих пор эксплуатируют морально устаревшую сельскохозяйственную технику и оборудование, при этом степень износа зачастую составляет более 50%. Так, обеспеченность техникой на единицу обрабатываемой площади в России на очень низком уровне и составляет не более 60% от требуемых по технологически нуждам. Это приводит к повышенной нагрузке на технику и увеличение коэффициента выбытия техники по причине выхода из строя.

В результате переработки до сих пор характерны довольно высокие потери. Например, потери собранного зерна могут составлять до 30% урожая, а овощей до 40%. Проблема может заключаться в том, что у большинства предприятий не хватает средств на новое современное оборудование и технику. Хотя стоит отметить, что большинство отечественных компаний производят качественную сельскохозяйственную технику, тем самым есть возможность обеспечения высокого уровня сервисного обслуживания и технического оснащения техники.

Следующая проблема, которая требует внимания, это долговременная практика снижения объемов производства. Это привело к сокращению посевных площадей и поголовье скота в животноводстве. Это стало прямым последствием деятельности государства , а именно усиление инфляции, нарушение хозяйственных связей, сокращение государственного софинансирования и предоставления льготных кредитов, снижение покупательской способности населения.

Медленное развитие информационного обеспечения и экономическая инфраструктура в секторе АПК при общем низком уровне финансового образования также стала одной из проблем.

Агропромышленный комплекс имеет и ряд положительных моментов, но для того, чтобы их стало значительно больше, необходима эффективная поддержка государства. Именно государственное регулирование и поддержка АПК на сегодняшний день являются основополагающим моментом решения существующих проблем. Для сохранения эффективности в секторе АПК государственное регулирование и государственная поддержка не просто необходимы, а неизбежны [4].

При правильном подходе все проблемы решаемы, но для этого необходимо время и  формирование программы государственной поддержки данного сектора с целью привлечения инвестиций и инноваций. Именно сегодня, когда Россия находится в тисках европейских санкций, самое время обратить свой взор на АПК – сектор способный обеспечить продовольственную безопасность страны и стать основным сегментом реализации политики импортозамещения.

Что касается анализа законодательства, то здесь можно говорить о том, что административно-правовое регулирование сельскохозяйственного производства развивается преимущественно по пути государственной поддержки существующего состояния АПК [5].

Федеральный закон от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1].

Предположительно ведущим актом по регулированию сельскохозяйственного производства являлся принятый в 1997 г. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства». Согласно ему государственным, а по сути - административно-правовым регулированием агропромышленного производства признается воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также на материально-техническое обеспечение АПК. Задачами регулирования названы стабилизация и развитие АПК, обеспечение продовольственной безопасности РФ, улучшение продовольственного обеспечения населения и т.д.

В частности, ст. 3 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства", устанавливающая вопросы финансирования АПК, гласит о том, по каким направлениям государство может осуществлять это финансирование. Но поскольку в Законе нет запрета на финансирование чего-либо иного в области АПК и, кроме того, нормы о финансировании рекомендательные для государства, то следует сделать вывод, что ст. 3 не несет правовой нагрузки, т.е. не создает права и обязанности и является, таким образом, декларацией - за исключением того пункта, что обязывает Правительство РФ ежегодно сообщать Федеральному Собранию ряд показателей сельскохозяйственного производства. Но это не устанавливает возможности возникновения правоотношения непосредственно в области сельского хозяйства.

Федеральный закон от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Приблизительно так же выглядят ст. 4 и 5 о государственных программах развития и о регулировании реализации сельхозпродукции, в которых указано лишь то, что государственные программы разрабатываются и финансируются на основе федерального законодательства и государство стимулирует реализацию сельхозпродукции. Государство способно осуществлять эти мероприятия и без названных статей. Соответственно нужно сделать вывод о том, что эти ст. 4, 5 также не несут правовой нагрузки.

Стоит обратить внимание на то, что статьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" [2], аграрная политика определена как составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Таким образом, агропромышленный комплекс – это совокупность связанных между собой экономически, технологически, организационно отраслей народного хозяйства страны, занятых производством, переработкой и доведением продуктов питания и других товаров, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья, до конечных потребителей. Анализ законодательства позволяет говорить о том, что административно-правовое регулирова­ние сельскохозяйственного производства развива­ется преимущественно по пути государственной поддержки существующего состояния АПК. Сре­ди возможных путей совершенствования админи­стративно-правового регулирования сельскохо­зяйственного производства в части его норматив­ного обеспечения можно назвать устранение не­достатков, касающихся исключительно вопросов юридической техники, поскольку сторона отно­шений на селе, связанная с экономикой, едва ли может быть предметом научного правового иссле­дования. Стоит раз­граничивать административно-правовые отноше­ния в экономике аграрного сектора от гражданско-­правовых. Это позволит, с одной стороны, избе­гать дублирования аграрным законодательством положений ГК РФ, а с другой - избежать сложно­стей по выбору процессуальных методов решения потенциальных споров - в административно- или в гражданско-правовом порядке.

 



Список литературы:

  1. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/ (дата обращения: 11.05.2018 ).
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) // "Российская газета", № 2, 11.01.2007.
  3. Мухаметгареева Н.М. Международное экологическое право: конвергенция идей устойчивого развития и охраны окружающей среды// Правовое государство: теория и практика.-2015.- №42, т. 4.-С.151-155.
  4. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. «Российский экономический журнал».М., 1996. С. 203.
  5. Гайдар Е.Т. Экономика переходного периода. Сборник избранных работ. М., 1999. С. 560 – 650.
  6. Агроархив: сельскохозяйственные материалы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://agro-archive.ru/apk/2035- sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya-apk-rossii.html/ (дата обращения: 11.05.2018).
  7. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140 096652250/ (дата обращения: 11.05.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: