» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Кириллова Анна Петровна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Конституциональность получения результатов оперативно-розыскной деятельности
Дата публикации: 12.05.2018
УДК 343
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ
ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кириллова Анна Петровна
магистрант
Научный
руководитель: Введенский А.Ю.
Кандидат
юридических наук, доцент
Приволжский
филиал «Российский государственный университет правосудия», г.Н.Новгород
Аннотация. Рассматриваются
актуальные вопросы конституциональности получения результатов
оперативно-розыскной деятельности
Ключевые слова:
уголовное судопроизводство, оперативно-розыскная деятельность, признаки
преступления, доказывание, доказательства.
Как хорошо известно, уголовно-процессуальная
и оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязаны между собой, хотя имеют
и целый комплекс различных отличий, не позволяющие их отождествлять. Если иметь
в виду процессуальную деятельность по осуществлению функции уголовного
преследования в соотношении с деятельностью оперативно-розыскной, то можно с
уверенностью говорить о том, что оба указанных вида деятельности
осуществляются, в одном направлении и после возбуждения уголовного дела могут
идти параллельно, соприкасаясь, но, как правило, не сливаясь.
Вместе с тем, при определенных условиях
результаты ОРД могут вовлекаться в уголовно-процессуальную деятельность и в
конечном итоге преобразовываться в форму результатов именно данной
деятельности, приобретая значение доказательств по уголовным делам.
Такая возможность предусмотрена, в первую
очередь, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности», где говорится о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности
могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с
положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,
регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Кроме того, из
текста ст. 89 УПК РФ, несмотря на ее запретительный характер, следует, что
результаты ОРД могут использоваться в качестве доказательств, если они отвечают
требованиям, предъявляемым к таковым уголовно-процессуальным законом. Указанные
же требования определяются положениями ст. 74 УПК РФ о форме и содержании
доказательств, а также наличием у них свойств относимости, допустимости и
достоверности, с точки зрения которых дознаватель, следователь, прокурор и суд
должны дать оценку каждому отдельному доказательству (ч. 1 ст. 88 УПК РФ). Связующим
звеном между Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК
РФ является межведомственная Инструкция о порядке представления результатов
оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю,
прокурору или в суд, согласованная с Генеральной прокуратурой РФ и утвержденная
межведомственным Приказом от 17.04.2007 в соответствии с ч. 3 ст. 11
Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Таким образом, из анализа приведенных выше
правовых положений, для превращения результатов ОРД в доказательства по
уголовным делам требуется обязательное соблюдение требований
уголовно-процессуального законодательства. А вот является ли обязательным для
этого соблюдение правовых норм об осуществлении оперативно-розыскной
деятельности, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как и
УПК РФ, умалчивает, что может служить основанием для выводов о возможности
использования в доказывании по уголовным делам результатов некоторых
оперативно-розыскных мероприятий, полученных с отступлениями от законодательной
регламентации оперативно-розыскной деятельности.
Как пишет В. С. Шадрин, вполне определенный
ответ на затронутый вопрос находится в ч. 2 ст. 50 Конституции Российской
Федерации, где достаточно категорично сказано: при осуществлении правосудия не
допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального
закона. Следует полагать, любого федерального закона, применение которого
связано с получением доказательств, следовательно, и Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности».[1]
Данное требование возведено в ранг
конституционного и содержится в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и
гражданина» потому, что доказывание, прежде всего виновности обвиняемого,
должно быть во всех отношениях, от начала до конца, с истоков формирования до
завершения образования каждого доказательства, отвечающим требованиям
законности. Так как при производстве по уголовным делам защита и охрана, а
также ограничение конституционных прав и свобод личности, вовлекаемой в
уголовно-процессуальную деятельность, которой нередко предшествует
оперативно-розыскная деятельность по выявлению обстоятельств совершения
преступления и установления виновного лица, могут осуществляться исключительно
на тщательно разработанной и воплощенной в положениях федерального закона
правовой основе.
Уголовно-процессуальный аспект
конституционности получения результатов оперативно-розыскной деятельности явно
проявляется, когда Конституционный Суд РФ в своих решениях дает толкование
положениям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» с точки
зрения соответствия их Конституции РФ относительно сущности, значения,
оснований, условий и порядка проведения ОРД в связи с оценкой результатов ОРД в
уголовном судопроизводстве при определении перспективы преобразования их в
доказательства дознавателем, следователем или судом.[2]
Так, Конституционный Суд РФ разъяснил, со
ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31
октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия», что результаты
оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного
права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в
нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть
использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по
разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными
органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.[3]
Таким образом, установление
конституционности получения результатов оперативно-розыскной деятельности имеет
существенное значение для определения возможности использования их в
уголовно-процессуальном доказывании, в том числе посредством введения их в
производство по уголовному делу в качестве доказательств в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к таковым уголовно-процессуальным законом.
Список литературы:
- Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов Всероссийского круглого стола: 3 ноября 2011 г. / В. В. Абрамочкин, А. С. Александров, В. М. Атмажитов и др.; сост. К. Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. 218 с.
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 14.08.1995. N 33. Сст. 3349
- Гутиева И. Г. Проблемы расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Законность и правопорядок в современном обществе Сборник материалов XXXVI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. 2017. С. 133-138.
Комментарии: