» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Прохорова Софья Ильинична, Магистрант 1 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Роль иностранных судебных поручений в международном гражданском процессе

Статья просмотрена: 680 раз

УДК 341.983

Роль иностранных судебных поручений в международном гражданском процессе

Прохорова Софья Ильинична

Магистрант 1 курса

Юридического Института Владимирского Государственного

Университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Научный руководитель: Шумов Пётр Владимирович,

к.ю.н., доцент

г. Владимир, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается ряд вопросов, связанных с использованием института судебных поручений в международных гражданских судебных разбирательствах, представлен обзор некоторых проблем, возникающих в практической реализации исследуемого процессуального средства, а также обозначаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: судебное поручение, международный гражданский процесс, судебное разбирательство, международное сотрудничество.

 

Abstracts: the article deals with certain questions of using the court orders institute in international civil trials; provides some problems that arise in its practical realization and indicate some ways to solve them.

Key words: court orders institute, international civil process, trial, international cooperation.

 

Осуществление правосудия сегодня является неотъемлемой гарантией защиты прав и свобод человека в подавляющем большинстве развитых государств. Более того, демократические государства стремятся закрепить принцип осуществления правосудия исключительно судом в Основных законах своей страны. Данное положение на практике подтвердило свою состоятельность, обеспечивая выполнение функции государства по отправлению правосудия, в конечном счете, направленного на восстановление социальной справедливости и защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Развитие международных отношений, укрепление межгосударственных связей, усиление тенденции к всеобщей глобализации и интеграции диктует свои правила, которые зачастую находят отражение как в международных правовых документах, так и в национальном законодательстве. Однако процессуальные нормы, регулирующие отношения, связанные с реализацией отправления правосудия, разнятся в национальных правовых системах отдельных стран. Особое значение имеют проблемы, возникающие в связи с необходимостью обращения для осуществления ряда процессуальных действий судебных органов одного государства к органам, распространяющим свою юрисдикцию на территории другого государства. Такое обращение имеет название судебного поручения.

Под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства [2].

Как правило, наиболее частыми случаями возникновения потребности обращения судов к судебным поручениям являются, во-первых, передача процессуальных  документов лицу, находящемуся за границей, во-вторых, совершение отдельных процессуальных действий.

Суды Российской Федерации могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допросе свидетелей, вручении судебных повесток, и т.д.), и, в свою очередь, исполняют поручения иностранных государств [3]. Статья 407 ГПК РФ предусматривает, что суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом [1].

С другой стороны, суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие) [1]. Кроме того, процессуальное законодательство закрепляет ряд случаев, при наличии которых иностранное судебное поручение не может быть исполнено. В частности, к таким случаям относятся ситуации, когда:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда [1].

Данные положения позволяют предупредить незаконные посягательства судебных органов иностранных государств на независимость Российской Федерации в принятии решений, обезопасить от данного рода иностранных посягательств на ее интересы.

Оказание государствами правовой помощи по различным вопросам сегодня является неотъемлемой частью международных отношений. Оптимальным способом реализации такого рода сотрудничества является заключение двусторонних соглашений о правовой помощи. В договорах о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам под правовой помощью, как правило, понимается выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся стороны, в частности, допрос сторон, свидетелей, экспертов, проведение экспертиз, судебного осмотра, передача вещественных доказательств, признание и исполнение судебных решений, вручение и пересылка документов и т.д. [3]. Заключение подобных договоров между государствами обеспечивает максимально быстрое и конструктивное разрешение возникающих в ходе осуществления процессуальной процедуры трудностей, связанных с наличием иностранного элемента. 

О необходимости сотрудничества российской и иностранных судебных юрисдикций говорится на самом высоком уровне. Еще в 2011 г., выступая на Первом международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, Д. А. Медведев отметил: «В современных условиях необходимы принципиально новые механизмы, позволяющие решать проблемы экстерриториальности и взаимодействия международного и национального права, иначе пробелы в правовом регулировании приведут к неразрешимым разногласиям и конфликтам» [4]. Указанное положение достаточно наглядно демонстрирует важность сотрудничества государств по разрешению коллизионных правовых вопросов, в общем, и гражданских процессуальных аспектов, связанных с обращением к иностранным судам, в частности.

Идея сотрудничества российских судов различного уровня между собой с другими органами власти и организациями, органами государственной власти иностранных государств, с международными судами, а также идея взаимодействия международного и национального права на сегодняшний день могут быть осуществлены через институт судебных поручений, который как нельзя лучше подходит в качестве инструмента общения равных и независимых субъектов власти в целях реализации важнейшей задачи как отдельного государства, так и мирового сообщества – защиты нарушенных прав [5].

Сегодня в качестве содержания судебных поручений могут быть предложены следующие требования:

• требования о совершении действий организационно-технического характера;

• требования о совершении отдельных процессуальных действий другим национальным судом;

• требования о предоставлении сведений (в рамках процедуры истребования доказательств; сегодня для этих целей используется судебный запрос);

• требования об оказании содействия в установлении содержании норм иностранного права;

• требование о предоставлении информации Министерством юстиции Российской Федерации или иными компетентными органами (организациями) в России и за границей о наличии или отсутствии взаимности во взаимоотношениях с иностранным государством и его правопорядком;

• требования о толковании и применении норм процессуального и материального права (так называемый «преюдициальный запрос») [5].

Достаточно широкий перечень положений, касающихся содержания судебного поручения, объективно требует единообразной трактовки и унифицированного закрепления в законодательстве отдельных государств. В том числе это касается и порядка направления судебных поручений. Из устоявшейся практики можно выделить четыре способа направления таких обращений:

1.                  Непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства.

2.                  Дипломатический. Суть его заключается в том, что суды государств взаимодействуют между собой через обращение в соответствующие Министерства иностранных дел, дипломатические и консульские учреждения, направляя необходимые судебные поручения.

3.                  Выполнение судебного поручения специально уполномоченным лицом одного государства, назначенным судом другого государства.

4.                  Выполнение судебных поручений путем передачи их через центральные органы юстиции обеих стран [3].

Каждый из указанных способов имеет свои преимущества и недостатки, возникающие в отдельно взятых конкретных ситуациях. Однако ученые сходятся во мнении, что, в связи с увеличением числа дел с участием иностранного элемента, рассматриваемых судами в рамках гражданского судопроизводства, нарастает необходимость более подробной регламентации как такого рода процесса в целом, так и отдельных его институтов. Ведущую роль в этом процессе, по мнению ученых, должен занимать Верховный Суд Российской Федерации посредством разъяснений. Кроме того, предлагается возложить функцию направления судебных поручений по исследуемой категории дел на Судебный департамент при Верховном Суде РФ [3].

Развитие законодательства о судебных поручениях и научные разработки в этой сфере являются актуальным направлением совершенствования правовой системы, способствующим достижению единства судебной системы России, повышению авторитета судебной власти, полноценной реализации принципа разделения властей, эффективному взаимодействию различных ветвей власти, созданию единого правового пространства, взаимовыгодному международному сотрудничеству в сфере рассмотрения и разрешения гражданских дел [5].

Всемирные процессы требуют от государств определенного рода реагирования, в том числе, посредством развития национального законодательства. Формирование и развитие отдельных правовых институтов для максимального упрощения и осуществления процедур, связанных с участием иностранного элемента, являются объективной необходимостью в современном мировом сообществе, характеризующимся всё большим стремлением к единству и унификации правовых норм. Механизм  иностранных судебных поручений в международном гражданском процессе сегодня не является совершенным и требует доработки. Однако его совершенствование позволит не только максимально облегчить процедуру осуществления правосудия по гражданским делам, осложненным иностранным элементом, но и обеспечить дополнительные возможности для укрепления дружественных международных отношений.

 



Список литературы:

1.             Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002  №138-ФЗ (ред. от 06.04.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). Статья 407 // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - №6. - www. consultant.ru

2.             Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций. / В.Т. Батычко. - Таганрог, 2011.

3.             Воронцова И.В. Нормативное регулирование направления и исполнения судебных поручений российскими и иностранными судами / И.В. Воронцова // Журнал российского права. - 2007. - № 6. - С. 47-55.

4.             Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на Пленарном заседании Санкт-Петербургского международного юридического форума 20 мая 2011 г. URL: http://президент.рф/выступления/11286

5.             Сорокина Т.В. Судебные поручения в гражданском судопроизводстве: история и перспективы развития. / Т.В. Сорокина // Правовая наука и реформа юридического образования. – 2013. -  № 3. - С. 61-64.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: