» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Макарова Любовь Вадимовна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Исследовательское обучение как средство развитие познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 375 раз
Дата публикации: 25.05.2018

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Макарова Любовь Вадимовна

студент

Пи ИГУ, гркутск

 

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии и педагогики, и касается изучения авторской технология исследовательского обучения А.И. Савенкова, как средство развития познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка путем построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. Элементы исследовательского обучения встречаются уже в структуре знаменитых бесед Сократа, и в более поздние времена их активно использовали в образовании.

По мнению А. В. Хуторского, компетентностный подход предполагает неусвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Он определяет компетенцию как отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке, которая необходима для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, компетентность - это "знание в действии", способность использовать на практике полученные навыки и знания. Современная психология интенсивно изучает механизмы функционирования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей ребенка, а педагогика разрабатывает теорию и методику исследовательского обучения.

Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в многоуровневой системе образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). ФГОС определяет ценностные ориентации дошкольного образования, подчеркиваетсамоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека, социокультурное разнообразие детства, учитывает возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей, потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность профессиональной поддержки индивидуального развития.

В одном из основных документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования - федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - определены направления развития ребенка дошкольного возраста (образовательные области). Одно из них - познавательное развитие. Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. 
В рамках ФГОС одна из ключевых задач педагогов ДОУ - поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка, формирование познавательного интереса.

Основные принципы дошкольного образования в рамках ФГОС, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В законе об образовании, пишется, что нужно  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

В Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» указана необходимость «обеспечения развития способностей каждого учени- ка», «развития инфраструктуры, творческого развития и воспитания детей». Таким образом, появляется необходимость применения различных методов и средств, позволяющих обеспечить оптимальное развитие способностей обу- чающихся.

Анализ состояния проблемы позволил выделить следующие противоречия:

-           между потребностью современного образования на этапе преемственности дошкольного и начального общего образования в выпускниках готовых к самостоятельному исследовательскому поиску в разных областях научного знания, и недостаточной готовностью дошкольного образования к решению данной проблемы;

-           между возрастающими требованиями социального заказа к качеству подготовки будущих педагогов, которые бы обладали соответствующим уровнем познавательной компетентности, и недостаточной разработанностью педагогических условий.

-           низкий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросе проектирования образовательной среды для исследовательского обучения, наряду с высокой готовностью детей дошкольного возраста к познавательно – исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность А.И. Савенков рассматривает как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В многочисленных исследованиях доказано, что познавательная компетенция сказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, являющихся стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина и др.);

      В исследованиях Л.М.Маневцовой, Т.А.Куликовой, посвященных развитию познавательной активности у старших дошкольников показано, что одним из ведущих условий является активная позиция ребенка в усвоении знаний, обеспеченная организацией элементарной исследовательской деятельности.

В процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя исследователем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Толчком к началу экспериментированияможет послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьбаоворя об исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Обобщая вышеизложенные позиции отечественных ученых - Н. Н. Поддъяков, В.А. Далингера, Л.М.Маневцовой, Т.А.Куликовойможно сделать вывод о важности исследовательской деятельности в развитии компетентности обучающегося, таких как ставит цель, ищет пути и способы достижения; исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов; активная позиция ребенка в усвоении знаний, обеспеченная организацией элементарной исследовательской деятельности.

Таким образом, компетентностный подход в дошкольном образовании предполагает создание условий для развития способности ребенка действовать в различных проблемных ситуациях.



Список литературы:



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: