» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Ляхов А.В и Гальченко Лолита Сергеевна , Научный руководитель доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и студентка СГПИ(ЕФ)
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Активизация познавательной деятельности младших школьников

Статья просмотрена: 270 раз
Дата публикации: 29.05.2018

УДК 37.02

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гальченко Лолита Сергеевна

студентка

Научный руководитель: Ляхов А.В.

доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии

Филиал СГПИ г. Ессентуки.

 

Аннотация. В материалах рассматриваются аспекты активизации познавательной деятельности младших школьников, направленные на формирование интеллектуальной культуры личности.

Ключевые слова: критическое мышление, интеллектуальная культура, формирование личности, познавательная деятельность, самообразование.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся лежит в   основе гуманистических подходов   к  гармоничному   развитию личности, стимулирует  потребности   к   саморазвитию и самосовершенствованию,  к познанию мира, к пониманию смысла своей жизни, добру, гармонии. Развитие полноценной личности, уверенной в себе, знающих свои права, обеспечивает стрессоустойчивость и безопасность личности, относится к числу актуальных проблем современного уровня развития педагогической теории и практики.

Педагогической      наукой    и    школьной  практикой     был  накоплен значительный опыт в использовании организационных форм и методов, выражающих влияние на стимуляцию познавательных сил учащихся. В настоящее время усилилась заинтересованность этой стороной обучения. Умение правильно активизировать познавательный процесс дает возможность снизить и справиться с обострением противоречий, касающихся требований общества к образованию школы и опыта преподавания, педагогической теории и практики в школе.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, зачастую, эпизодичен и неустойчив. Поэтому нужно развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

С проблемой активизации учебного процесса педагоги встречались всегда. Сократ  побуждал своих воспитанников мыслить логически, находя истину, размышляя.  Ж.Ж.Руссо, считал что, для того чтобы ученику самому  захотелось обрести знание, необходимо создавать для него проблемные ситуации, направляющие к познавательному поиску. И. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги строили обучение, не только на получении готового материала, но и поиске знаний самостоятельно. Достаточно широко эта проблема была раскрыта в педагогике Д. Дьюи и других ученых в XX веке. Он подвергнул критике словесную, книжную школу, дающую ученику знания в готовом виде, пренебрегающую способностями ребенка к познавательной деятельности. Он выступал с предложением обучения, при котором учитель является организатором деятельности, стимулирующей их к решению возникающих проблем и получению необходимых им знаний, таким образом дети должны научится ставить задачи, решать их, применять приобретенные знания.

Единая система обучения и  воспитания, которая  способствовала возбуждению познавательного интереса школьников, а также организации их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывалась Ш.А. Амонашвили. Школы, согласно Ж. Пиаже, должны готовить людей, которые способны создавать новое, а не просто повторять то, что сделали предыдущие поколения, люди с творческими способностями, критическим и гибким умом не принимающие на веру все, что им предлагают  [1].

Успех является важнейшим стимулом активизации человеческой деятельности. Проявление данного психологического феномена особенно интенсивно в детском возрасте, так как другие мотивы и стимулы еще не устойчивы или слабо выражены. Доказано, что, не успевающие дети, отстающие от ровесников, склонны к быстрой утрате интереса к обучению и снижению познавательной активности на уроке до нулевого уровня. А.В. Сластенин отмечал, что важнейшим фактором успеха обучения является отношение школьников к обучению, их стремление к познанию, осознанное и самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, их активность. Интерес к познанию формируется в результате обучения предметного содержания деятельности, на что оказывает огромное влияние отношение участников учебного процесса. Это результат широкого использования факторов новизны знаний, элементов проблемности в обучении, использование актуальных научных данных, показа значимости знаний, умений, навыков, созданию самостоятельных творческих работ организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

В процессе активного восприятия и осмысления учебного материала важное значение имеет способность придания учителем этому материалу увлекательного характера, превращение его в живой и интересный [2]. Основная задача учителя при организации результативного учебно-познавательного процесса заключатся в том, чтобы вводить в изучаемый материал занимательные моменты и элементы новизны неизвестности, развивая познавательный интерес, формируя познавательные потребности.

Познавательная деятельность оказывает влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, поддержания интереса к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Для успешного осуществления учебного процесса многие педагоги  опираются на использование различных методических приемов: работу со словарями и схемами, использование дидактических игр, игровых моментов, ввод интеграции и т.д.

Игра – это «дитя труда». Наблюдения ребенка за активной деятельностью взрослых, переносятся им в игру.   Для младших школьников игра является любимой формой деятельности. В игре, при осваивании игровых ролей, происходит обогащение  социального опыта, обучение адаптации в новых для них условиях. Интерес детей в дидактической игре перевоплощается из игрового действия в умственную задачу.

Дидактическая игра - ценное средство для стимулирования умственной активности детей, активизации психических процессов, проявления живого интереса в процессе познания нового. Благодаря игре,  дети начинают охотно преодолевать существенные трудности, тренировать свои силы, развивать способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

 О.С. Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр: 

1.         Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задания, для решения которых дети  не имеют необходимые знания, не вызывают  интерес и желание их решать.  Непосильные трудные задания могут оттолкнуть ребенка. При обучении важно учитывать возрастной подход и принцип последовательной подачи материала, от простого к более сложному.  Таким образом,  игровая методика будет эффективной, имея  развивающий характер.

2.         Не все дети заинтересованы играми, которые требуют напряженной мыслительной работы, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как обучение по принуждению. 

 Использование игровых ситуаций помогает детям  понимать смысл задачи. Интерес к учению, также  к выполнению  конкретного учебного задания, стимулируется посредством включения отдельных игровых элементов.

 При мобилизации внимания детей, уменьшении утомляемости, создании положительных эмоции на уроке, способствующему более эффективному   усвоению знаний, несравненную помощь оказывают загадочные названия дидактических игр.

 Применение дидактических игр окажет положительное влияние  при  полном соответствии игры целям и задачам урока, при активном  принятии  участия всех детей.  Увлекая, игра, дает возможность лучше усваивать материал, не уставать и не терять интереса. Дети в процессе игры развивают необходимые общеучебные умения и навыки, в том числе способности самоконтроля и контроля, что способствует формированию таких черт характера, как взаимопонимание, честность, ответственность.

Следует выделить, что процесс формирования познавательного интереса к обучению является важным средством на пути повышения качества обучения. Прежде всего, на уроке формируется познавательный интерес учащихся, активное отношение к труду. Необходима активизация познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению на каждом этапе любого урока, употребление для этого различных методов, форм и видов работы: дифференцированного подхода к детям, индивидуальной работы на уроке, различных дидактических, иллюстрационных, раздаточных материалов, технических средств обучения и других [3].

Создавая нестандартные ситуации на уроке, учитель развивает познавательный интерес и внимание к учебному материалу, пробуждает активность учащихся и снимет усталость.  Достаточно часто применяют в практической работе учителя уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, уроки-игры. Таких уроки имеют ряд своих особенностей, позволяющих создавать атмосферу доброжелательности, зажигают огоньки пытливости и любознательности, облегчая процесс усвоения знании.

 Важным методом, активизирующим познавательную деятельность,  является проведение интеграции на уроках. Интеграция – является процессом сближения, выражающимся связями наук, интеграция происходит наряду с процессами дифференциации. Она играет  роль  высокой формы воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Процесс интеграции обучения, задействовав целенаправленно осуществляемые межпредметные связи, оказывает огромное влияние на его результативность:  приводит к приобретению знаниями качества системности, становлению обобщенных умений, комплексными, усилению  мировоззренческой направленности познавательных интересов обучающихся, наиболее эффективному формированию их убежденности и достижению всестороннее гармонично развитой  личности.

Младший школьный возраст – период, в котором эмоциональное состояние оказывает важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенную значимость приобретают приемы активизации познавательной деятельности, дозировка сложности заданий, индивидуальный подход, все это позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок может продвигаться вперед своим темпом, имея успех. Высокий уровень успеваемости в обучения достигается не столько при облегчении заданий, сколько при создании атмосферы увлеченности и доброжелательности, формировании у детей желания и умения преодолевать трудности.

 Итак, педагог, максимально приближая изучение программного материала к жизни, превращает процесс обучения более эмоциональный и интересный, наполненный гуманистической идеей. Это способствует пробуждению у учащихся младшего школьного возраста интереса к новому, желания познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, поможет им лучше и легче усваивать учебный материал.

 



Список литературы:

  1. Виноградова, Н.Ф. Каким должен быть процесс обучения в современной начальной школе? / Н. Виноградова // Начальная школа - 1 сентября: газета. — 2014 .— №10 .— С. 4-7.
  2. Гусев, Д.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития / Д. Гусев // Дошкольное воспитание: журнал. - 2014. - №. 7. - С. 104 - 108.
  3. Ляхов, А.В. Педагогические идеи В.В. Макаева / А.В. Ляхов // Проблемы современного образования. - 2013. - №. 6. - С. 64 - 69.
  4. Романова, О.Н. «Маршрут развития» в портфолио младшего школьника / О.Н. Романова // Практика административной работы в школе: журнал. - 2014. - №. 6. - С. 60 - 64.
  5. Селиванова, О.Г. Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности / О.Г. Селиванова // Начальная школа с вкладкой Практика : журнал. - 2014. - №. 8. - С. 17 - 21.
  6. Шило, Т.Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника / Т.Б. Шило // Начальная школа: журнал. — 2014 .— №9 .— С. 12-15.
  7. Шкуричева, Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления / Н.А. Шкуричева // Начальная школа: журнал. — 2014 .— №9 .— С. 7-11.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: