» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Андрейчук Андрей Витальевич, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интеллектуальное развитие детей посредством формирования информационно образовательного пространства в детском технопарке "Кванториум"
УДК 37.013
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОМ ТЕХНОПАРКЕ "КВАНТОРИУМ"
Андрейчук Андрей Витальевич
аспирант
ФГБОУ ВО «Чувашский
государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»
г.Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрено влияние
информационно-образовательного пространства в детском технопарке "Кванториум”, на интеллектуальное развитие ребенка. Авторами
статьи отмечен механизм интеллектуального развития детей посредством
формирования информационно образовательного пространства в детском технопарке
"Кванториум".
Ключевые слова: информационное пространство, Кванториум, система образования, информация, интеллектуальное развитие.
Современный этап развития системы образования и систем образования европейских стран в частности, характеризуется невероятным количеством информации, умение получать, анализировать и использовать её, что стало насущной необходимостью. Направленность образования России в мировое осложняется отсутствием единого образовательного пространства, создание которого необходимо для дальнейшего развитие образования.
На рубеже тысячелетий образование превращается в одно из основных
источников стратегического ресурсов - человеческого капитала и знаний, которые
определяют общий уровень развития общества. Главным ускорителем этого развития
становится информатизация образования. Анализ современного состояния систем
образования европейских стран доказывают актуальность и необходимость
существования и развития информационных образовательных сетей, что ныне стали
неотъемлемой часть учебно-воспитательного процесса в странах мира и в России. Появление информационно-коммуникационных технологий
способствует процессам открытости научного, информационного, культурного
пространства, инновационной педагогической деятельности [5, с. 111]. Стремительные изменения не оставили в стороне от этих
процессов и развитие ребенка. Если сравнить темпы жизни и объемы знаний ребенка
нашего века и ребенка, жила 200-300 лет назад, то результаты этого сравнения не
всегда будут в пользу детей третьего тысячелетия.
Наше государство придает огромное значение
развитию образования, задавая цель и основные приоритетные направления. Необходимость создания площадок, где дети в проектном формате решают задачи
по перспективным научным и техническим направлениям, обусловлено
современными тенденциями развития мирового сообщества - стремлением построить
высокоразвитую экономику, основанную на знаниях. Для
реализации проекта Агентства стратегических инициатив и Министерства
образования и науки России в России создана «Новая модель системы
дополнительного образования детей». Детский технопарк «Кванториум» – это
площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, нацеленная на
подготовку новых высококвалифицированных сотрудников, разработку, тестирование
и внедрение инновационных технологий. Задачами создания инновационных площадок
интеллектуального развития и досуга для детей являются:
·
Создать систему
научно-технического просвещения через привлечение детей к изучению и
практическому применению наукоемких технологий [4, с. 132].
·
Выстроить
социальный лифт для молодежи, проявившей таланты в научном техническом
прогрессе.
·
Обеспечить
подготовку кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных сфер
экономики России.
·
Разработать и
внедрить новейший отечественный формат дополнительного образования детей в
области инженерии.
·
Обеспечить
системное выявление и сопровождение одаренных детей в инженерных науках.
В процессе формирования
информационно-образовательного пространства для интеллектуального развития
детей необходимо учитывать потребности различных возрастных групп [3, с.
115]. В
процессе рассмотрения вышеуказанного вопроса необходимо отметить, что часто
ребенок остается одиноким в так называемом человеко-машинном мире. Идеалом
должно стать состояние полной гармонии в системе взаимоотношений «ребенок -
машина», что вызвано образовательной парадигмой «обучение в течение всей
жизни», согласно которой ребенок должен овладеть навыками самостоятельного
поиска информации, самообразования, самовоспитания с целью обновления знаний в
связи с быстротечным старением информации [6, с. 138]. И именно поэтому информационно-коммуникационные
технологии детских площадок “Кванториум” должны быть
для ребенка инструментом приобретения знаний, а не средством создания такой
виртуальной реальности, при которой можно спрятаться от реалий жизни.
Учебная программа по основам компьютерных
технологий в технопарке “Кванториум” направлена на
ознакомление с современным программным обеспечением, периферийными
устройствами. Ее освоение позволит самостоятельно и эффективно использовать
комплектующие к персональному компьютеру, ориентироваться в номенклатуре
вычислительной техники, выбирать тип, состав и ее конфигурацию в соответствии с
конкретными требованиями. Также программа ознакомит с распространенными
приложениями и служебными программами. Даст основные понятия об архитектуре
персонального компьютера. Учебная программа реализуется в кружках
научно-технического направления информационно-технического профиля и направлена
на детей и молодежь. Целью программы является формирование компетентностей
личности в процессе освоения информационных технологий. Основные задачи
заключаются в формировании таких качеств: познавательная - усвоение технических
и технологических знаний, представлений и понятий простых технологических
процессов, конструирование в мире технологий; практическая - формирование
умений и навыков работы с различными устройствами и инструментами, умение
применять полученные знания на практике; творческая -
приобретение опыта собственной творческой деятельности, развитие
конструкторских способностей, формирование системного и логического мышления,
воображения, фантазии, способности проявлять творческую инициативу, решать
творческие задания; формирование устойчивого интереса к техническому творчеству,
потребности в творческой самореализации и духовном самосовершенствовании;
социальная - воспитание уважения к труду и людям труда, бережного отношение к
окружающей среде, культуры труда, формирование положительных качеств
эмоционально-волевой сферы (самостоятельность, настойчивость, трудолюбие и
другие), воспитание доброжелательности, общительности в отношении к другим,
умение работать в коллективе. Для соблюдения требований доступности,
последовательности и научности, преподавания программы базируется на знаниях,
умениях и навыках, приобретенных
учащимися при изучении таких учебных предметов как «Математика»,
«Физика», «Информатика» и другие. Программа предусматривает вариативность
технологий, методов, форм обучения. В процессе организации учебно-воспитательного
процесса применяются как традиционные технологии обучения и воспитания, так и
элементы инновационных технологий (метод проектов, тренинговые технологии,
формирование творческой личности, коллективного творческого воспитания,
развивающего обучения и др.)
Наряду с групповыми, коллективными формами
работы проводится индивидуальная работа с учащимися, в том числе при подготовке
к соревнованиям и других массовых мероприятий. Создаются условия для
дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творческих
способностей, одаренности, возраста, психофизических особенностей, состояния
здоровья воспитанников.
Информационные технологии всегда
использовались в образовании. Всестороннее развитие личности на всех ступенях
учебно-воспитательного процесса зависит от содержания и качества
предоставляемой обучаемому информации [7, с.
292]. Проект «Урок в
технопарке», что реализуется в "Кванториуме" с 16. 01.
Объем научной информации, в том числе и
педагогической, каждые пять лет значительно возрастает. Сейчас в информационном
пространстве образовательной сферы сложилась такая ситуация, когда почти 95%
всей научной информации остается неиспользованной [1, с. 388]. Причина в том, что, прежде всего этот факт
заключается в ограниченной скорости переработки информации человеческим мозгом
(около 50 бит в секунду). Кроме того, существует ряд так
называемых информационных барьеров (языковых, географических, политических,
исторических, возрастных, социально-психологических, профессиональных,
организационных и т.д.). Характерной чертой современного общества
является и так называемый информационный кризис. Он охватывает
как и развитие способностей человека воспринимать и перерабатывать информацию,
так и создание соответствующих технических средств использования информации,
дальнейшее совершенствование социальных отношений. Таким образом, можно
утверждать, что перед детским технопарком “Кванториум”
ставится задача по обучению детей использовать информационные процессы в
различных сферах жизни, поскольку дальнейший научный прогресс невозможен без
хорошей организации процессов обращения информации. Детский технопарк “Кванториум”, с одной стороны — это возрождение забытого старого,
а с другой — новый механизм реабилитации науки и техники [2, с. 196].
Вывод. Таким образом, необходимо отметить,
создание детских площадок “Кванториум” порождает
новый вид общества, в котором интеллект становится непосредственной силой,
благодаря информационному распространению через информационные сети. Знания,
выявленные у высокоинтеллектуальных детей в процессе их пребывания в детском технопарке “Кванториум” могут
быть использованы для развития прогресса, для улучшения и продвижения экономики
и политики страны, образования и жизнедеятельности граждан. Весомую роль в этом
играет информационно-образовательная среда, влияние которой имеет важное значение на вышеупомянутые процессы.
Список литературы:
- Митрофанова Т.В. Информационные технологии при организации проектной деятельности в системе дополнительного образования / Т.В. Митрофанова, С.С. Сорокин, Т.Н. Копышева // Ученые записки ИСГЗ. - 2017. - № 1 (15). С. 386-390.
- Панюков Д.И. Сеть технопарков «кванториум» как основа технологического рывка / Д.И. Панюков, Д.Ю. Винокурова // В сборнике: Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук. - 2017. - С. 195-196.
- Стоякина А.В. Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии интеллектуальных способностей детей / А.В. Стоякина // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 114-115.
- Тетерева А.Д. Здоровьесберегающая технология как система воспитательно-оздоровительных, профилактических мероприятий на практических занятиях по информационным технологиям / А.Д. Тетерева, Ю.А. Арнольд // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 131-133.
- Татаринцева Н.Е. Развитие детей с предпосылками интеллектуальной одаренности в условиях дошкольной образовательной организации / Н.Е. Татаринцева, Л.И. Малышева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2016. - № 11. - С. 109-113.
- Флеров А.В. Оценка эффективности овладения информационными технологиями / А.В. Флеров // В сборнике: Наука и образование в современном обществе: вектор развития. - 2014. - С. 138-139.
- Шитова Т.Ф. Новые информационные технологии в образовании / Т.Ф. Шитова, В.А. Гончарова / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. - 2016. - С. 290-293.
Комментарии: