» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018
Автор: Тронина Ксения Евгеньевна, аспирант, ассистент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Адаптация студентов
Дата публикации: 17.06.2018
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
Тронина Ксения Евгеньевна
аспирант, ассистент
Сибирский федеральный университет, г.Красноярск
Аннотация. Статья посвящена особенностям социально психологической
адаптации студентов в современном обществе в условиях вуза, которые вносят
новые формы диалога и общения в социум и все его сферы, в том числе и в
образование.
Ключевые слова: адаптация,
социально-психологическая
адаптация, синдромы дезадаптации
Социально-психологическая
адаптация, как всякий целостный сложный процесс, имеет свою динамику.
Исследователи подходят к этому вопросу с различных позиций, так, в связи с
утверждением о постоянности этого процесса (т.е. адаптация не прерывается ни на
один день, а условия постоянно меняются) считают, что процесс адаптации
охватывает весь период студенчества. Также считается, что адаптация студентов к
учебному процессу в вузе заканчивается уже в конце второго - начале третьего
учебного семестра. Определяют, что в основном социально-психологическая
адаптация протекает на первом-втором курсе и заканчивается к третьему курсу, несмотря
на то, что адаптация - процесс индивидуально обусловленный. Как уже было
отмечено в вышеприведенных исследованиях, процесс социально-психологической
адаптации имеет стадии преодадаптации, адаптирования, постадаптации.
Первый этап
вхождения студента в условия вуза сопровождается возникновением противоречий -
молодой человек, поступив в вуз, глубоко верит теперь в себя, строит планы на
интересную жизнь. Но первокурсники по сложившемуся школьному стереотипу ждут
внимания к себе и опеки, руководства своим поведением, к которым они привыкли
со стороны старших, а, не дождавшись в условиях вуза, начинают испытывать
дискомфорт. Происходят изменения в их настроении - от восторженного в первые месяцы учебы до скептического при оценке отношений
в группе, вузовского режима, системы преподавания и т.п. Также стремление быть
включенным во все аспекты студенческой жизни сочетается с налаживанием
собственного режима дня, трудностями организации самостоятельной работы. В это
время практически половина студентов жалуется на нехватку времени. Одновременно
с этим позитивные устремления студентов в учебе и общении наталкиваются на
своеобразный барьер - отсутствие адекватных навыков учебы и коммуникации.
Отсутствие нового
круга общения и потеря прежних школьных контактов приводят к ощущению
одиночества. В конце этой стадии проявляется усталость, раздражительность,
неудовлетворенность собой и окружающими .
Второй этап
сопровождается эффектом «обманутых ожиданий», разочарованием студентов в
избранной деятельности. Но в процессе обучения под влиянием интенсивной учебной
нагрузки происходит освоение новых коммуникативных и учебных норм, оценок,
способов и приемов самостоятельной работы, обучение новым видам научной
деятельности; складывается новое отношение к окружению, к избранной
специальности; приспосабливаясь к новому типу учебного коллектива, его
правилам, студент пытается найти референтную для него
группу. Приспособление к новым образцам студенческой жизни, новым формам
общения, использования свободного времени способствует формированию широких
культурных запросов и потребностей, происходит развитие социально значимых
качеств личности. Значительные изменения претерпевает индивидуально-личностный
уровень.
Третий этап
характеризуется оформлением индивидуального стиля учебной деятельности,
сужением круга интересов в направлении профессиональных, формированием
постоянного круга общения и определением социальной роли. Начинают интенсивно
формироваться социально и профессионально значг4мы^ качества личности. Основные
изменения в этот период происходят на социально-психологическом уровне. Иногда
на третьем этапе констатируется процесс переадаптации,
т.е. студент ограничивается школярскими методами учебы (заучивание материала
наизусть, поверхностное ознакомление с материалом и т.п.) и общения
(необоснованные попытки лидерства, демонстрация превосходства по каким-либо
качествам). Отсутствие круга общения, инфантильные поведенческие реакции (слезы
при неудачной сдаче отчетности, обвинение окружающих в собственных неудачах,
поиски конфликтной ситуации для сведения счетов с сокурсниками и т.д.),
личностный эгоцентризм приводят к тому, что, не выработав новый способ
установления контактов, молодой человек включается в новые еще более сложные
социальные условия. В этом случае происходит нарушение процесса
социально-психологической адаптации .
Таким образом,
процесс социально-психологической адаптации студентов не является однородным и
состоит из последовательных этапов или стадий, характеризующихся различиями в
динамическом характере протекания.
В вузе молодой
человек сталкивается с рядом сложных проблем: адаптация к новым условиям учебы
и общения, к требованиям учебного процесса, преодоление материальных и бытовых
проблем и прочее. В это время происходит осознание первокурсниками социальных
условий и окружения. В идеале студент должен очень быстро сориентироваться и с
новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему
норм и правил, существующих на факультете и формирующихся в группе, разработать
свою новую систему ценностей по отношению к окружающим, сокурсникам и
преподавателям, к избранной им специальности. Адаптация первокурсников к новым
условиям имеет комплексный характер, что определяет множество подходов к ее
исследованию, в том числе исследованию ее критериев.
Так, выделены
следующие критерии адаптированности студентов:
- осознание необходимости усвоения определенной суммы знаний в избранной специальности;
- готовность выполнять предъявленные вузом требования и соответствующие возрасту и статусу функции;
- эмоциональное состояние студента, которое влияет на результат учебной деятельности. При этом эмоциональное состояние выступает субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность требованиям вуза;
- отсутствие частых конфликтов между студентом и другими членами группы;
- степень реализации студентов в своем поведении и межличностных отношениях социальных и моральных норм, одобряемых обществом;
- достижение студенческой группой целостно-ориентированного единства по основным вопросам (отношение к учебе, избранной специальности и т.п.).
Определяется, что
проблемы, возникшие на первом этапе социально-психологической адаптации,
остаются нерешенными у некоторой части студентов до окончания первой ступени
обучения, и у меньшей части могут остаться полностью.
Адаптация студентов
в вузе подразделяется на два компонента:
- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
- социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.
Процесс
социально-психологической адаптации существует в различных взаимосвязанных
формах. Различают три формы социально-психологической адаптации студентов к
условиям вуза:
- адаптация формальная как познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению;
- общественная адаптация как процесс внутренней интеграции общности студентов и интеграция этих групп со студенческим окружением в вузе;
- дидактическая адаптация как подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
На основании того
факта, что социально-психологическая адаптация студента к условиям вуза
охватывает все сферы студенческой жизни, считается, что состояние умственной
работоспособности может быть интегральной характеристикой адаптации
первокурсников.
Список литературы:
- Адаптация / Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2013. С.7–8.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Изд-во «Наука», 1996. 272 с.
- Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2004. 22 с.
- Аливердиева И.А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.канд. психол. наук. Л., 1992. 15 с.
- Аллахвердянц Э. Психология межнационального общения и проблемы интернационального воспитания. Ашхабад: Знание, 1999. 24 с.
Комментарии: