» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (16) 2018
Автор: Малышев Владимир Сергеевич, Аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Администрирование образовательных программ аспирантуры в православном университете
Дата публикации: 5.07.2018
УДК 378
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АСПИРАНТУРЫ В ПРАВОСЛАВНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Малышев Владимир Сергеевич
аспирант
педагогического факультета
Православный
Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация. В
статье отражена проблема администрирования образовательной программы
аспирантуры в среде православного университета. Администрирование осмыслено в качестве функции управления.
Разработана и предложена
информационно-образовательная среда с функционалом администрирования
образовательной программы аспирантуры.
Ключевые слова:
образовательная программа, аспирантура, администрирование, автоматизированная
информационная система, православный университет
В качестве базы
опытно-экспериментального исследования в контексте администрирования
образовательных программ аспирантуры выбран ПСТГУ (Образовательная Частная
Организация Высшего Образования «Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет»).
Для описания особенности ПСТГУ,
подразумеваемой в его названии словом «Православный», мы рассмотрим причину возникновения
православного вуза, определение православного образования и систему академических
ценностей характерную для университетов. В этой связи следует ожидать, что ПСТГУ как православный вуз будет иметь ряд
специфических характеристик, лежащих в этом поле: систему академических
ценностей, обусловленных символической стороной структуры ПСТГУ.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – пример
реализации религиозного светского образования. В своём вступительном слове к Конференции "Проблемы
религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования" [1]
ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьёв обращает
внимание на существование понятий «светское религиозное образование» и
«духовное религиозное образование». Одной из главных причин основания ПСТГУ
является возрождение именно светского религиозного образования [8] как пути к
спасению русского народа. Описываемая прот. Владимиром создавшееся положение, характеризуемое
«беспринципностью, непрекращающимися убийствами, воровством, алкоголизмом,
наркоманией..» возникло по причине «атеизации народа».
У молодёжи отнята «нравственная система
координат». Современный русский молодой
человек не понимает русских классиков, т.к. он не знает Евангелия, без которого
творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского понять невозможно. Отсюда и возникает
необходимость в светском религиозном образовании [1]. Поясняя термин «светское
религиозное образование», прот. В. Воробьёв говорит:
«Существующее сегодня светское религиозное образование определяется как
светское образование, полученное в светском учебном заведении на основе
религиозного мировоззрения» [1, с.11]. Слово «религиозный» говорит обо всём,
что относится к религии, включая и то, что имеет место в светском мире. На основе существующей в Федеральном Законе
об образовании формулировке образования, Склярова Т.В. определяет [9]
православное образования как «единый целенаправленный процесс обучения
православной религии и ее культуре и воспитания на основе православной
традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, Церкви, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных
потребностей и интересов» [2, с.10]. Таким образом, мы описали
определяющую сторону организационной структуры ПСТГУ как православного вуза –
православное образование – его цели и определение.
Одной
из характеристик университета согласно классификации Б.Р. Кларка [3] является
содержание знания. Состав материала знания определяет различие как внутри
института (между факультетами), так и между институтами. В случае с ПСТГУ
именно содержание знания определяет символическую сторону его организации,
выделяющую его на фоне других светских вузов. В ПСТГУ учат и изучают
православную теологию, историю, математику, педагогику, филологию, музыкальное
искусство и другие науки. Парадигма православного образования лежит в области
религиозного мировоззрения. Неважно какая наука
преподаётся или изучается в ПСТГУ, но любой из десяти факультетов строит свою
образовательную и научную деятельность через призму православного христианства,
религиозного образования, православной педагогики [1]. Это является прямым
влияющим фактором содержания знания на структуру организации университета.
Перекликается с опытом
исследования Б.Р. Кларка классификация университетов по формам организации
университетской деятельности, представленная в исследованиях Макаровой,
Сербина, Татарова [4] и рассмотренная в первой главе.
Так, с нашей точки зрения, наиболее характерной для ПСТГУ является
корпоративная форма организации университетской деятельности, помимо прочего,
включающая в себя «формирование вокруг университета особой интеллектуальной
среды; и наличие корпоративной этики, базирующейся на науках, демократических
ценностях и академических свободах» [4, с.49].
В рамках описания
опытно-экспериментальной базы, мы рассматриваем организационную структуру ПСТГУ
на основе матричного типа организации учебных заведений. Выбор структуры
матричного типа в качестве теоретической основы для описания структуры
объясняется деятельностью университета в рыночной среде. Согласно исследованиям
[5], наиболее широкое распространение среди университетов получила именно
матричная структура управления организацией. Структура включает в себя четыре
блока: стратегическую вершину, срединную
линию, операционное ядро и техноструктуру.
На стадии реализации образовательной
программы аспирантуры в число её участников входят отдел аспирантуры,
руководители образовательных программ, научные руководители аспирантов,
аспиранты и внешние органы (например, аттестационные и экзаменационные
комиссии, включающие представителей работодателей или внешних председателей,
внешние рецензенты и т.д.). Методом изучения документации [6, с.91] мы выявили,
что в данной области взаимодействия протекает множество процессов,
непосредственно связанных с реализацией образовательной программы аспирантуры.
Таким образом, встаёт вопрос об управлении ими - вопрос администрирования образовательной
программы аспирантуры.
Задачу администрирования
образовательной программы аспирантуры сформулируем как - управление процессами, протекающими в области
взаимодействия участников реализации образовательной программы. Теоретические
основы управления (администрирования) взяты нами на основе теории
менеджмента А.Файоля,
описанной им в книге «Общее и промышленное управление»[7]. Представим в виде
таблицы процессы, протекающие в области взаимодействия участников
образовательной программы аспирантуры ПСТГУ в ходе её реализации, вместе с
пятью элементами администрирования (Таблица 1).
Таблица
1. Администрирование процессов реализации
образовательной программы аспирантуры ПСТГУ.
Элементы администрирования |
Пояснения |
Процессы реализации образовательной программы |
Предвидеть |
«учитывать
грядущее и вырабатывать программу действия» [13, с.9] Перед началом
реализации образовательной программы важно иметь программу действий, с учётом
имеющихся ресурсов, плановых и фактических показателей, представлять цели
реализации программы. |
|
Организовывать |
«строить
двойной - материальный и социальный –
организм предприятия» [13, с.9] Множество происходящих в ходе реализации
образовательной программы процессов, должны приводить к конкретным
результатам. Участники этих процессов являются, в свою очередь, частью
социума Университета, от взаимодействия которых
зависит реализация образовательной программы и качество результатов. |
|
Распоряжаться |
«заставлять персонал надлежаще работать» [13,
с.9] Даже при наличии локальных нормативных актов, написанных программ,
учебных планов и прочих документов, собственной мотивации обучающихся и
профессорско-преподавательского состава и других факторов, необходимых для
выполнения образовательной программы, требуются определённые управленческие
усилия по стимулированию выполнения программы именно в том виде, котором она
запланирована в целях выполнения поставленных задач и получения
запланированных результатов. |
|
Координировать |
«связывать,
объединять, гармонизировать все действия и все усилия» [13, с.9] Для успешной
реализации образовательной программы, важно обеспечить согласованные действия её участников. Процессы реализации должны выполняться в
едином управленческом ритме, устанавливаемом ученым планом, календарным
графиком, результатами освоения
образовательной программы. |
|
Контролировать |
«заботиться
о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным
распоряжениям» [13, с.9] Контроль необходим в части выполнения процессов
реализации образовательной программы на каждом этапе описываемого
управленческого цикла. Контроль даёт
объективное понимание о ходе выполнения образовательной программы и качестве результатов. Позволяет выявлять
ошибки и недочёты с возможностью их корректировки или недопущения в будущем. |
Итак, определив составляющие
процесса администрирования образовательной программы аспирантуры, представим
его в виде схемы. Отметим, что описанная схема процесса администрирования образовательной
программы аспирантуры, как и организационная схема управления
университетом, подразумевает матричное
устроение. Так, расположенные последовательно от основания к вершине пирамиды
блоки имеют линейную, предписанную образовательной программой зависимость. При
этом расположенный на уровне блока Процессов блок Администрирования, подобно техноструктуре в матричной схеме управления университетом,
не входит в его состав. Действие блока Администрирования распространяется по
всем блокам схемы, в зависимости от протекающего образовательного процесса и
выполняемого элемента управления (Табл.1) обеспечивая необходимую гибкость
управления.
Рисунок
1.
Схема администрирования образовательной программы аспирантуры.
Определившись с принципами и
объектом важно найти средства администрирования. Методической разработкой,
описываемой в статье, является автоматизированная информационная система
«Аспирант» (АИС «Аспирант»). Данная
система была основана в отделе аспирантуры ПСТГУ в 2015 году проректором по
научной работе прот. Константином Польсковым
совместно со специалистом отдела аспирантуры Александрой Захаровной Шибановой и
администратором баз данных управления информационных технологий ПСТГУ
Владимиром Виноградовым.
Таким образом, часть
информации, касающейся реализации образовательной программы аспирантуры была
перенесена в электронную среду. Вместе с тем, на фоне образовательной реформы,
заключавшейся в переходе российской аспирантуры от послевузовского образования
к третьей ступени высшего образования,
внутри аспирантуры ПСТГУ изменялись существующие и добавлялись новые
процессы, сопровождающие образовательную программу. Эти два фактора позволили
задуматься над оптимизацией управления образовательной программой и администрированием посредством информационно-образовательной
среды. В 2016-м году при участии научного руководителя доктора педагогических
наук Скляровой Т.В. возникла идея реализации
электронной информационно-образовательной среды с функционалом
администрирования образовательного процесса на базе аспирантуры ПСТГУ. Мы взяли
за основу созданную в 2015 году АИС «Аспирант». После обсуждения приоритетных
направлений развития системы с проректором по научной работе кандидатом
философских наук прот. К. Польсковым
была создана рабочая группа по разработке
электронной информационно-образовательной
среды аспирантуры ПСТГУ. В состав рабочей группы вошли проректор по
научной работе прот. К. Польсков,
начальник управления информационных технологий Гримза
А.Ю., администратор баз данных управления информационных технологий Виноградов
В.В. и старший специалист отдела аспирантуры Малышев В.С. Нами было разработано техническое задание по
модернизации АИС «Аспирант» в контексте выбранных направлений развития системы.
Рассмотрим структуру АИС «Аспирант» и его функционал.
Главная страница Портфолио
содержит:
- Расписание занятий на текущий семестр;
-
Доступ ко всем личным кабинетам аспирантов – личные кабинеты и материалы, содержащиеся в них доступны для просмотра всем пользователям АИС «Аспирант». Личные кабинеты аспирантов сгруппированы
а) по годам поступления в аспирантуру;
б) по направлению подготовки;
- Учебные планы, календарные графики, рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств к ним;
- Раздел нормативные документы – содержит локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс в аспирантуре;
- Блог аспирантуры – информационный блок, содержащий новости, оповещения, информацию о прочих событиях в виде «постов» с возможностью комментирования сообщений всеми участниками и уведомлениями на e-mail.
Персональная информация аспирантов содержится в их
личных кабинетах, в них же и осуществляется работа с Портфолио.
Структура личного кабинета включает в себя семь разделов.
1.
Индивидуальный план работы аспиранта. Раздел состоит
из двух подразделов
- Учебная работа. Отражает результаты освоения образовательной программы. Данный подраздел формируется автоматически в зависимости от количества семестров обучения по программе и дисциплин из учебного плана. Дисциплины и рефераты из учебного плана распределяются по семестрам согласно учебному плану с указанием типа испытания во время промежуточной аттестации. По результатам сессии в соответствующий семестр загружаются оценки из базы данных Университета.
- Индивидуальный план научной работы. Отражает научно-исследовательскую деятельность аспиранта. Аспирант на каждый семестр составляет индивидуальный план научных исследований, который по итогам семестра и в зависимости от выполнения запланированных видов научной деятельности утверждается или отклоняется научным руководителем.
2.
Письменные работы и результаты научных исследований
аспиранта. Содержит рефераты, предусмотренные учебным планом и отзывы научного
руководителя (преподавателя) к ним, научные статьи аспиранта, опубликованные в
журналах, сборниках конференций и т.д., информацию о грантах, стажировках,
участии в конференциях и о других видах научно-исследовательской деятельности
аспиранта.
3.
Работа над диссертацией. Здесь указывается
утверждённая тема научно-квалификационной работы (диссертации), загружается
план-проспект диссертации, указывается хронология написания глав
диссертационного исследования.
4.
Итог формирования компетенций. Содержит отчётные
материалы по педагогической и библиотечно-информационной практикам аспирантов:
календарно-тематические планы, отчёты, отзывы, учебно-методические продукты.
5.
Государственная итоговая аттестация. Результаты
государственного экзамена и представление научного доклада о результатах
научно-квалификационной работы (диссертации).
6.
История перемещений. В данный раздел из базы данных
Университета загружается информация о продвижении аспиранта по ходу освоения
образовательной программы: приказы о зачислении, переводе с семестра на
семестр, академических отпусках и прочие.
7.
Мой форум. В данном разделе аспирант и научный
руководитель могут вести научную дискуссию.
После реализации изменений в
АИС «Аспирант» с начала нового 2016/2017 учебного года стартовал период
апробации, продолжавшийся в течение осеннего семестра. Параллельно с
техническими работами по модернизации Портфолио
проводилась оптимизация образовательных процессов и актуализация нормативных
документов, направленных на их обеспечение.
По результатам апробации автоматизированная информационная система
«Аспирант» была введена в эксплуатацию.
Автоматизированная
информационная система «Аспирант» используется как полноценный
информационно-образовательный и административный ресурс, пользователями
которого являются участники учебного и научно-исследовательского процесса:
аспиранты, научные руководители, руководители образовательных программ, отдел
аспирантуры и внешние агенты. Таким образом, уже на данном этапе можно
констатировать востребованность АИС «Аспирант» в
качестве ресурса для администрирования образовательной программы в аспирантуре
ПСТГУ. Заметим, что учебный отдел ПСТГУ взял за основу функционал, интерфейс и
технические разработки сделанные для АИС «Аспирант»
при реализации аналогичной электронной информационно-образовательной среды для бакалавриата и магистратуры. В современных условиях
реформирования российской аспирантуры и поиске новых эффективных путей
подготовки научных и научно-педагогических кадров, университеты должны
максимально использовать возможности, предоставляемые законодательной базой,
информационными и инновационными технологиями в целях повышения эффективности
образовательного процесса и качества его результатов. Администрирование
образовательной программы аспирантуры должно выстраиваться в контексте общих
задач, поэтому работа над совершенствованием автоматизированной информационной
системой «Аспирант» продолжается.
Список литературы:
- Воробьев В. Н. Вступительное слово // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 3. - С. 7-19
- Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 1 (40). - С. 9-16
- Бертон Р. Кларк/Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе/ пер. с англ. А. Смирнова; НИУ «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 360 с.
- Е.Л.Макарова, В.Д.Сербин, С.В.Татаров/ Анализ современных организационных структур высших учебных заведений/Журнал Проблемы управления в социальных системах/Выпуск 11/Том 7/с.43-55/Томск,2014/ВАК
- Макаркин Н.П., Томилин О.Б., Фадеева И.М. /Университетское управление, 2004, №1(29), с.43-47/Матричное управление в высшем учебном заведении
- Загвязинский В.И., Атаханов Р.: Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
- Файоль Анри, Общее и промышленное управление. Пер. с франц./Научн. ред. и предисловие проф. Е.А. Кочерина. М.: Журнал «Контроллинг», 1992 – 112 с.
- Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23
- Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12
Комментарии: