» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017
Автор: Балданова Мирослава Ивановна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовой нигилизм
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
Балданова М.И.
студент юридического факультета
Бурятский
государственный университет
Аннотация. Правовой нигилизм —
фактор, который оказывает значительное явление на формирование правосознания
широких масс населения. Именно в реалиях нашей жизни отражена острая
актуальность данной проблемы, т.к. правовой нигилизм — это опасное социальное
явление, которое во многих случаях становится серьезным препятствием на пути
реформ и преобразований в процессе развития экономики и юриспруденции.
Ключевые
слова: правовой нигилизм
В научном плане проблема
правового нигилизма в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в
ее изучении давно назрела, так как социально-юридические феномены широко
распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве,
государственной и общественной деятельности, среди юристов, которым необходимо
иметь по возможности полное
представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах
проявления, путях устранения.
Эта тема представляет для меня
большой интерес, так как именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление
в России.
Объектом исследования является
правосознание российских граждан.
Предметом исследования
выступают закономерности существования правового нигилизма в РФ.
Методологической основой
исследования является диалектический материализм в сочетании с частными
приемами и способами познания явлений объективной реальности, с использованием
системного, логического, исторического методов познания.
В процессе анализа исторических
фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и
политических учений и выполнить работу беспристрастно.
Правовой нигилизм — комплексное
социально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной и
политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления
выходит на первый план в процессе формирования действительно правовых
государств на постсоветском пространстве.
Правовой нигилизм — фактор,
который оказывает значительное явление на формирование правосознания широких
масс населения.
Именно в реалиях нашей жизни
отражена острая актуальность данной проблемы, т.к. правовой нигилизм — это
опасное социальное явление, которое во многих случаях становится серьезным
препятствием на пути реформ и преобразований в процессе развития экономики и
юриспруденции.
Целью данной работы является
исследование правового нигилизма как комплексного явления, исследование
возникновения и истории развития данного явления, исследование распространения
его на население Российской империи, актуальности данной проблемы на
сегодняшний день, влияние правового нигилизма на правосознание людей, а самое
важное — анализ пути разрешения данной проблемы.
Правовой нигилизм —
разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в
общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам,
нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин— в юридическом
невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы
населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы— элемент, черта,
свойство общественного сознания и национальной психологии отличительная
особенность культуры, традиций, образа жизни. Речь идет о невостребованности
права обществом.
Для начала следует разобраться,
что же такое нигилизм вообще.
Нигилизм ( от лат. Nihil –
ничто) - в широком смысле отрицание
общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни [1].
Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных
протестов.
Нигилизм является одной из форм
социального поведения, сознания и
мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник
давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России
и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с
именами таких философов, как Якоби,
Ницше, Прудон, Хайдеггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов. Нигилизм
чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как
политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма
выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере
жизни общества отрицаются те или иные ценности.
Яркие примеры нигилистов мы
можем найти в художественной литературе XIX века. В основном это произведения
Тургенева ("Отцы и дети", представитель нигилизма – Базаров).
Российский нигилизм того периода носил революционный характер.
Социалисты периода XIX века
считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль новой
молодежи следует искать "в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах - в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля" [2].
По утверждению С.Л. Франка
России присущ нигилизм, нигилистическое отношение к большинству ценностей того периода:
"Русский интеллигент не знает никаких
абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни,
кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные,
добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.… Под нигилизмом я
разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей" [3].
Известный русский теоретик
анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил
причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия":
" Мы, русские, все до
последнего, можно сказать, человека, знаем что такое, с точки зрения внутренней
жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может
быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всей знатною челядью,
она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще
тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких
военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов,
капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная
покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы
мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая
кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка –
мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница".
При таком отношении пусть даже
теоретика к государству ( оно во многом правильное) неизбежно возникают
предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.
Общей чертой всех форм нигилизма
является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие
более широкое чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и
диалектическому мышлению.
Основные пути преодоления
правового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан, их
правового и морального сознания; совершенствование законодательства;
профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности
и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав
личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка
высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и
другие. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать мгновенно.
Это трудный и длительный процесс.
В конечном счете все формы и
средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного
кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного.
Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия
силам зла.
Р. Иеринг писал: «Каждый
призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она
осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права,
должен в свой черед также поддерживать по мере сил могущество и авторитет
закона — словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества»
[4].
Снова возвращаясь к проблеме
нигилизма, хочу подчеркнуть, что он настолько глубоко засел в современной
жизни, настолько прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в
ближайшее время не представляется возможным. Можно однако попытаться хотя бы
ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.
1. Необходимо немедленно
прекратить “войну законов” на федеральном и региональном уровнях. В масштабе
всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в
соответствие Конституции и друг другу.
На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго
соответствовать федеральным.
2. В деятельности
правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности –
без перегибов ни в одну, ни в другую
сторону.
3. Нужно немедленно пресечь
волюнтаристкий стиль управления и властвования – никаких “директивных” методов,
никаких “переступаний” через право – только закон и все решения только на его
основе.
4. Надо все более усовершенствовать механизмы реализации
правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры.
5. И, наконец, используя СМИ и
прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие
установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов
власти).
И, может быть, при реализации
этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для
права болезни под названием “правовой нигилизм”.
Итак, правовой нигилизм,
благодаря указанным выше историческим причинам, несовершенством государственной
системы в данное время, крепко установился в сознании людей. Как же решить эту
наболевшую проблему ?
С преступностью, определенно,
надо бороться, причем бороться жесткими мерами, а сейчас, как известно,
применяются довольно мягкие формы наказания, да и то та мера наказания, которая
в соответствии с законом должна быть применена в каком-то конкретном случае,
зачастую смягчается множеством поблажек со стороны судебного органа. И
ужесточение наказаний отнюдь не связано с движением в сторону авторитаризма,
так, например, общеизвестно, что в такой без сомнения демократической стране,
как США, применяются наказания намного жестче, чем в нашей стране, вплоть до
смертной казни на электрическом стуле (что не так уж и гуманно). Но с другой
стороны, даже масштабное применение смертной казни вовсе не означает, что
уровень преступности резко упадет. Некоторые европейские исследователи
утверждают, что с отменой смертной казни в странах Европы преступность не
увеличилась, что просто объяснить самой психологией преступника: 90% людей,
совершающих преступление, даже не задумываются, какие последствия оно повлечет
для них самих, в случае поимки и суда. В общем, вопрос о преодолении высокого
уровня преступности, связанного с пренебрежительным отношением к правовым
нормам – вопрос дискуссионный.
Понятно, что неисполнение
законов чиновниками вызвано безнаказанностью. Той самой безнаказанностью,
которая становясь системой, развращает. Для преодоления этого, конечно,
недостаточно должного правового просвещения. Тут необходимы другие методы, и
ответственность за неуважение к праву, закону занимает среди них далеко не
последнее место. Речь идет о конкретной, персональной, ощутимой ответственности
тех, кто нарушает, и поучительной для тех, кто собирается нарушить.
Заметное ужесточение контроля
за соответствием различных подзаконных актов законам и Конституции может
прекратить "войну законов", неразбериху, пробелы в праве. В какой-то
степени в нашей стране некоторое движение в эту сторону уже наблюдается: это
связано в первую очередь с расширенными полномочиями министерства юстиции,
которое и призвано теперь выполнять контрольную функцию, а также с активной
деятельностью Конституционного суда Российской Федерации.
Необходимо избавиться от
различных привилегий чиновникам всех уровней, депутатам, проводить активную
просветительскую работу. Это может в некоторой степени избавить наше
государство от жесткой конфронтации властей, которая наблюдается в настоящее
время. Хотя, коррупция, царящая в высших эшелонах власти, будет еще долго
привлекать любителей "легкой наживы".
Многие люди будут больше воспринимать
право, как инструмент, способный успешно решать социальные конфликты, если
поверят в него, поймут, что право – это не придаток государства и не досадная
необходимость, а то, на что человек может реально опереться. Этого, конечно,
нельзя добиться, без совершенствования правовой системы и без воспитания в
человеке еще с малолетнего возраста чувства уважения к праву. Необходимо
поднять авторитет права, воспитывать не отчаявшихся "ворошиловских
стрелков", а людей, уверенных в завтрашнем дне, понимающих, что их права
всегда будут защищены государством. Правовой нигилизм – признак неправового
государства, где люди не надеются на защиту закона, а защищаются сами, как
могут. Чтобы добиться разрешения этой проблемы необходимо повышение
правосознания общества, стремление к созданию правового государства.
Итак, правовой нигилизм и
правовой идеализм – явления развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и
государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового
идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих
фактов:
1. основную роль в формировании
общественных отношений играет государство;
2. государство непосредственно
связано с правом и всем, что с ним связано;
3. правовой нигилизм – элемент,
появляющийся вследствии общественных отношений (точнее – их неправильного
регулирования государством через право);
4. исторический анализ
российского нигилизма вообще и правового нигилизма в частности.
Правовой (или юридический)
нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и
проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку,
в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.
Список литературы:
1.
Краткий словарь по философии / Под ред. Блауберга. Полит.
Литература, 1999. Стр. 205
2.
Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б.,
1906. С. 293; Ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как
две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994
3.
Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. с.
170,172,173
4.
Иерипг Р. Борьба за право. М, 1991. С. 37.
5.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41
6.
М.А. Бакунин, Государство и анархия", Собр. Избр.
Сочинений, стр.356
7.
Бакунин М.А. "Наука и народ", собр. Избр. Соч.
стр.23
8.
Теория государства и права. Учебник для ВУЗов., М.:
"Юристъ", 2003
9.
Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Учебник
для ВУЗов. М.: Юристъ, 2003
10.
Попов В.В. “Некоторые
формы появления правовго нигилизма
и пути его
преодоления” Юрист №1/2002г.
11.
Смирнов,
А.Г.А. И. Герцен о русском нигилизме как общественно-политической борьбе.
Судьба нигилизма. Сборник работ Э. Юнгера, М. Хайдеггера, Д.Кампера, Г. Фигаля.
Пер. с немецкого. С.-Пб.,2006.-277с.
12.
Кашанина,
Т.В. Юридическая техника / Т.В. Кашанина. М.: Инфра-М, 2007.
13.
Зрячкин
А.Н. К вопросу о соотношении причин и источников правового нигилизма //Новая правовая
мысль.,2006.№2.-с.8
14.
Алексеев
С.С. Государство и право. – М.: Юристъ, 2000. – С.87.
15.
Комаров
С. А. Общая теория государства и права. - М.: Юрид. лит., 2002. – С.174.
16.
Лившиц Р.З. Теория права. - М.: БЕК, 2000. – С.221.
Малешин
Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1.
17.
Сауляк
О.П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания// Правовое
государство. 2009. №9
18.
Федоренко
К.Г., Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права // Философия права. 2002.
№2.
19.
Малешин
Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1. С. 145
20.
Малешин
Д.Я. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. №1. С. 150
Комментарии: