» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (18) 2018
Автор: Марьина Юлия Николаевна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Роль транспортной инфраструктуры в системе экономической безопасности государства
Дата публикации: 4.09.2018
УДК 330
РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Марьина
Юлия Николаевна
магистрант
Абашева
Наталья Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет, Кировская
область, г.Киров
Аннотация. В данной статье авторами
обоснована актуальность проблематики развития транспорта как подсистемы
формирования национальной экономической безопасности, определено значение
транспортной инфраструктуры в обеспечении единства экономического пространства
страны. Приведена классификация транспорта по видам и категориям, определено
место и значение отдельных транспортных систем в национальном хозяйстве.
Ключевые
слова: экономическая безопасность; национальная безопасность;
инфраструктура; транспорт.
Развитие рыночных
отношений, возникновение новейших обстоятельств мотивации труда, изменение
организационно-правовых форм субъектов рынка требуют внедрения новых методов
регулирования экономических процессов.
На сегодняшний день
всё большее значение придается проблематике экономической безопасности на
макро- и микроуровне как неотъемлемому условию надежного функционирования и
постоянного роста и развития национальной экономики хозяйствующих субъектов.
Эта проблема
сохраняет свою актуальность для одной из огромнейших базовых отраслей
хозяйства, обеспечивающей жизненно необходимую потребность общества в перевозке
грузов и пассажиров, - транспорта.
Современное
положение экономики страны в целом способствует тому, что регионы становятся
более обособленными, а также возрастает роль хозяйствующих субъектов. Все это
позволяет говорить о неоценимой роли транспорта в развитии государства и в
обеспечении его экономической безопасности.
Экономическую
безопасность транспортной инфраструктуры следует рассматривать как совокупность
условий и факторов, обеспечивающих надежное функционирование национальной
экономики, ее устойчивость, сопротивление внутренним и внешним угрозам,
способность к развитию и регулярному самосовершенствованию. Обеспечение
экономической безопасности в сфере транспорта – это гарантия независимости
страны, условие стабильности и лучшей жизнедеятельности общества. Именно
поэтому срывы в работе транспортной системы могут привести к серьезным
неблагоприятным последствиям для экономической безопасности страны [1].
Транспортная
инфраструктура является комплексом всех видов транспорта и транспортных
структур, функционирование которых призвано создать благоприятные условия для
деятельности всех отраслей экономики.
Транспорт выступает одной из
важнейших основ экономики, собирая все её сферы в единое целое. С одной
стороны, транспортный фактор влияет на эффективность функционирования
предприятий и создает базу для поддержания их жизнеспособности, а с другой, он
является единственным средством, обеспечивающим обращение товаров путем их
передвижения, и как бы продолжает процесс производства, представляя товар в
сферу потребления для продажи. Объединяя все районы страны, транспортные
коммуникации поддерживают территориальную целостность и единство ее
экономического пространства, создают благоприятные условия для развития
местного, регионального, общегосударственного и мирового рынков. [2]. В
результате, можно сделать вывод, что транспортная подсистема является важнейшей
составляющей всей системы национальной безопасности государства.
Транспортная инфраструктура
включает в себя все виды и категории транспорта, тем самым являясь одной из
крупнейших многоотраслевых областей деятельности.
На сегодняшний день выделяют: наземный
транспорт, водный транспорт и воздушный транспорт. В свою очередь, наземный
транспорт состоит из железнодорожного и автомобильного транспорта, водный –
морского и внутренне водного, а воздушный, соответственно, из самолетного и
вертолетного транспортов.
Транспорт представляя своего рода
систему, состоит также из таких подсистем как: транспорт общего пользования,
транспорт необщего (специального) пользования и личный транспорт. Понятия
«транспорт общего пользования» и «общественный транспорт» часто употребляют как
синонимы, однако общественный транспорт входит в понятие «транспорт общего
пользования», являясь его подкатегорией [3].
Основные характеристики видов транспорта за 2016 год в Российской Федерации
представлены в таблице1.
Таблица 1. Основные показатели функционирования
транспортной системы в разрезе отдельных видов транспорта
Вид
транспорта |
Протяженность
транспортных путей, тыс. км |
Грузооборот |
Пассажирооборот |
||
млрд т-км |
уд. вес, % |
млрд пассажиро-км |
уд. вес, % |
||
Железнодорожный |
86 |
2344 |
45,22 |
126,6 |
24,36 |
Автомобильный |
1489 |
234 |
4,51 |
24,7 |
4,75 |
Морской |
- |
43 |
0,83 |
0,09 |
0,02 |
Внутренний водный |
101 |
67 |
1,29 |
0,6 |
0,12 |
Воздушный |
- |
6,6 |
0,13 |
215,6 |
41,48 |
Трубопроводный |
249 |
2489 |
48,01 |
- |
- |
Транспорт всего |
- |
5184 |
100 |
519,8 |
100 |
Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный
транспорт. Несомненно, существенное
место в грузообороте занимает трубопроводный и автомобильный транспорт, а в
пассажирообороте - воздушный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана
с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, внушительной
территорией и природно-климатическими условиями России. Весомое значение играют
и издержки на перевозки различными видами транспорта.
Ведущим транспортом в РФ является железнодорожный (составляет 85% всего
российского грузооборота). Ключевое преимущество обосновано прежде всего
географической спецификой государства. По критерию протяжности железнодорожных
путей Россия находится на третьем место в мире (86 тыс. км) после США (250 тыс.
км) и Китая (97 тыс. км). Преимущество этого вида транспорта состоит в большой
грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, невосприимчивости к погодным
условиям.
Автомобильный транспорт по себестоимости
перевозок наиболее дорогой, но в то же время высокоманевренный и скоростной,
что позволяет поставлять грузы напрямую потребителям. Результативность
деятельности автомобильного транспорта во многом зависит от протяженности и
качества автодорог. Тем не менее, 1/10 дорог у нас грунтовые, а 1/3 имеет твердое
покрытие низкого качества. От Московской кольцевой дороги лучами располагаются
12 крупных автомагистралей. В восточных районах их плотность резко уменьшается.
До сих пор не существует автотрассы, пересекающей всю Россию с запада на
восток.
Воздушный транспорт
– наиболее используемый вид пассажирского транспорта. В его общей работе
перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Авиационный
транспорт позволяет ощутимо сэкономить время за счет большой скорости самолета
и от спрямления пути полета. Большое значение отводится воздушному транспорту в
плане обеспечения связи с плохо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока,
где он представляет собой чуть ли не единственный способ сообщения.
Морской транспорт - наиболее дешевый вариант
перевозок, благодаря колоссальной грузоподъемности судов и относительно
прямолинейным трассам движения. Но морской транспорт сильно зависим от
климатических условий, к тому же требует значительных затрат на строительство
судов и портов. В настоящее время в России 39 действующих портов, но из них
только 11 сравнительно крупных. 60% портов мелководны и не могут принимать
большие суда.
Речной транспорт
выгоден в тех районах, где присутствуют многоводные реки (главным образом на
Севере). По рекам рентабельно переправлять грузы, не требующие быстрой
доставки, такие как лес, нефть, зерно.
Место и значение
транспорта в национальном хозяйстве подтверждает внушительный объем его
удельного веса в основных производственных фондах страны (в 2016 г. – 26,0%),
значительная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2016 г. –
7,6%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2016 г.- 18,6%) и в
численности занятых на них работников (в 2016 г. – 8,3%), а также в потреблении
энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, описывающих
экономику страны [4].
Данные факты дают
возможность причислить транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Таким
образом, реализация роли транспортной инфраструктуры в решении проблем экономической
безопасности государства требует создания условий для обеспечения такого уровня
ее развития, который при любых существующих нуждах экономики и населения в
перевозках (с необходимым качеством) будет гарантировать ее готовность к работе в чрезвычайных ситуациях,
сохранит устойчивость функционирования всех звеньев транспортного процесса,
будет препятствовать различным факторам (угрозам), приводящим к нарушению
единства экономического пространства или его разрушению.
Так образом,
транспорт выступает одной из наиболее значимых базовых отраслей,
взаимодействующей со всеми составляющими экономики и социальной сферы. Будущее
развитие страны, улучшение ее внутренних и внешних транспортно - экономических
связей напрямую находятся в зависимости от уровня развития её транспортной
инфраструктуры.
Список литературы:
- Бабкина Т.В., Буравова А.А., Трембач К.И. Специфика и взаимосвязь экономической безопасности и транспортного комплекса страны // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/182EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/182EVN515
- Доклад об экономике России // Word Bank Group, 2016. – № 36. – 44 с.
- Единая транспортная система: курс лекций / Е. Е. Смородинцева. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 207, [1] с.
- Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. – Р76 М., 2017 – 686 с
Комментарии: