» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (18) 2018
Автор: Веревкина Ольга Владимировна, магистрант Северного (Арктического) Федерального Университета им М.В. Ломоносова
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Перспективы применения Вулпестерапии, инновационного анималотерапевтического метода в психологической практике
Дата публикации: 5.09.2018
УДК 159.92
Перспективы применения
Вулпестерапии, инновационного анималотерапевтического метода в психологической
практике
Веревкина Ольга Владимировна
магистрант Специального
(дефектологического) образования
направление
«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в Приарктическом регионе», II курс, группа
341716
Северный (Арктический)
Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, г.
Архангельск
Аннотация. В статье раскрываются особенности и перспективы применения
такого нового направления анималотерапии как вулпестерапия, современного психолого-терапевтического метода,
заключающегося во включении в психологическую работу домашнего лиса.
Ключевые слова: анималотерапия, вулпестерапия.
Контакт с представителями окружающей природы в
процессе эволюции явился фактором
совершенствования человеческой психики и залогом формирования его эмоциональной
сферы. Таким образом, в психике человека контактирование
с представителями растительного и животного мира изначально зафиксировано (запечатлено)
как естественное. В дальнейшем происходило
формирование эмоционально значимых контактов с животными в процессе
одомашнивания собак и кошек. Именно эти животные стали первыми эмоциональными
спутниками в жизни человека из мира животных.
Даже
сейчас человек, живущий в современных каменных джунглях
окружает себя изображениями природы: реки на рабочем столе компьютера,
травы на мониторе телефона, горы и небо на рисунках фотообоев. Современный
человек хоть и отдалился от дикой природы, но Природа и ее представители стали
символом первозданности, искренности, личностного жизненного ресурса. В
современном мире даже обыденное общение человека с домашними животными носит
яркий психотерапевтический эффект, проявляющийся
прежде всего в гармонизации эмоционального состояния человека. Одной из
возможностей коррекции негативных эмоциональных состояний является
психологическая работа, выстроенная через включение в психотерапевтический
процесс домашних животных, в частности кошек.
Анималотерапия (или анималотерапии / зоотерапии / пет-терапии - все термины являются равноценными) – это один
из методов психокоррекции, в котором применяется
животное в качестве психотерапевтического средства посредством взаимодействие
человека с животным [1].
История анималотерапии начинается с
древности.
Несмотря на то, что еще во времена Гиппократа было известно, что
домашние животные благоприятно влияют на здоровье человека, сам термин «анималотерапия» появился сравнительно недавно – в середине
ХХ века.
Хочется
отметить, что фактически элементами анималотерапии / зоотерапии / пэт-терапии
пользовался Зигмунд Фрейд - один из столпов психотерапии, был записным
собачником. Фрейд особенно обожал чау-чау и имел нескольких собак этой породы.
Из них самым известным была собака по кличке Жо-Фи.
Великий психоаналитик был убежден, что собаки могут прекрасно оценивать
характер человека, а также помогать людям расслабиться.
Поэтому он позволял Жо-Фи присутствовать на своих
лечебных сеансах. Если пациент был расслаблен и умиротворен, Жо-Фи ложилась рядом с ним. Если же у него оставалось
скрытое напряжение, Жо-Фи старалась лечь подальше.
Но это был не единственный полезный талант собаки. Жо-Фи безошибочно определяла, когда пора закончить сеанс.
Ровно через пятьдесят минут после начала встречи чау-чау вставала, потягивалась
и направлялась к двери. Поэтому Фрейду не надо было поглядывать на часы, что
могло бы оскорбить пациента [4].
Официально
термин анималотерапия связан с именем Бориса
Левинсона. В начале 1960-х годов американский детский
психолог Борис Левинсон (Boris Levinson)
сообщил о любопытном наблюдении: наилучший эффект в работе со сложными
пациентами отмечался тогда, когда на сеансах присутствовала собака Левинсона по
кличке Джингл: мальчик-аутист,
с которым Левинсон работал долго и безуспешно, случайно увидел собаку доктора и
попросил вместо сеансов позволить ему играть с псом.
Чудесное преображение произошло в считанные дни: ребенок стал
коммуникабельным, веселым и смог общаться со сверстниками. Вдохновленный доктор
взял собаку себе в «напарники» и начал практиковать зоотерапию
для лечения психических расстройств у детей [8]. Он пришел к выводу, что
общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью [7].
Таким образом видно, что представители псовых являются одними из
самых популярных животных-компаньонов анималотерапевтов
в истории как человечества в целом, так и психологии частности: псовые
проявляют привязанность и способность согласованных с человеком действий, что
помогает анималотерапевту в направленной
психологической работе.
О том что лис пытались одомашнить
свидетельствуют результаты раскопок на древнем кладбище Уюн
аль-Хаммам в северной Иордании. Захоронение было
открыто в 2000 году Эдвардом Бэннингом и его
коллегами из университета Торонто, их возраст насчитывает от 15 до 17 тысяч
лет. Археологи отнесли их к так называемой натуфийской
культуре.
В процессе данных археологических раскопок на Уюн аль-Хаммам был обнаружен
обширный набор предметов, которые, по мнению древних, должны сопровождать
человека в загробной жизни: каменные орудия, костяные ложки, останки животных.
В одном из захоронений были найдены кости лап рыжей лисы, наряду с костями
оленя, газели и дикого быка. Соседнее захоронение содержало почти полный скелет
лисы, лишенный черепа и одной из лап. Его положение заставило ученых
предположить, что останки лисы были перенесены вслед за перезахоронением
человека [6].
Участница археологической экспедиции Лиза Мэер
отметила, что похоже на то, что лиса связь лисы и хозяина была при жизни очень
значимой, тело лисы было также перемещено вместе с хозяином позже, по каким-то
причинам.
Вероятнее всего лисы служили не в качестве
охранников или помощников в охоте, а выполняли функции современных кошек, то
есть охотились на мелких грызунов и тем самым выполняли функцию санитаров. В древние времена к борьбе мелкими грызунами привлекались различные
хищные животные, самые известные факты говорят о том, что например, в Южной
Европе для борьбы с заполонившими дома мышами приручали хорьков, ласок,
горностаев, в Африке, эту задачу решали с приручением мангустов, а в Индии для
избавления от мелких вредителей использовали змей. Тем не менее, только
кошки смогли стать наиболее эффективными истребителями мышей и все остальные
животные не смогли с ними конкурировать.
В современности взаимодействии человека и лис также стало актуально и было огранизовано
лонгитюдное исследование-эксперимент по одомашниванию
(доместикации) лис. В 1959 году директор Института цитологии и генетики Д.К.
Беляев предпринял эксперимент по одомашниванию серебристо-черных лисиц. Для
размножения были отобраны только особи, наиболее доброжелательно относящиеся к
человеку. Таким образом, удалось создать популяцию серебристо-черных лисиц, отличающихся
значительной контактностью с человеком [3].
Вулпестерапиния (лисотерапия от лат. Vulpes – лиса) - это один из методов психокоррекции, в котором применяется котакт
с домашней лисой в качестве психотерапевтического средства посредством
взаимодействие человека с животным.
На данный момент вулпестерапия реализуется в Японии в Дзао Кицунэ Мура – это уникальный поселок в северной части острова Хонсю, в горах префектуры Мияги, в трех часах от Токио. Здесь, на обширной территории с собственным святилищем, живут более сотни лисиц шести разных видов. Несмотря на то что животные дикие, людей они не боятся, ведь сюда часто приезжают туристы.
Дзао Кицунэ
Мура открылся
как заповедник в 1990 году. Посетители могут беспрепятственно передвигаться по
парку, трогать и кормить животных.
На территории зоопарка имеется собственное
маленькое святилище японской богини Инари, покровительницы промышленности, житейского изобилия,
риса и лисиц. В японской мифологии Кицунэ (японское
название лисиц) — посланники и верные спутники богини Инари [5].
Разработка вулпестерапии происходит на
основе личного контакта с домашним лисом, воспитывающися
в семье автора статьи.
Одомашненным явился лис серебристо-черной породы, которая была
взята Беляевым за основу создания домашнего вида лисиц. Лис был взят на
воспитание в семью с 1,5 месячного возраста, из поколений лис, множество
предков которых были выращены в условиях неволи и природные инстинкты которых в
течение многих поколений угнетались невозможностью их реализации, и,
соответственно, подкрепления.
Таким образом вышеупомянутый лис не имел
подкрепленного инстинктивного природного поведения в течение многих
предшествовавших поколений.
Также следует отметить, что данный представитель лис – мужского
пола и что среди данных животных более эмоциональными являются самки, самцы же
более спокойны и покладисты в поведении.
Также следует отметить, что в процессе воспитания и ежедневного
контакта с человеком (психологом) у лиса сформировались крепкие доверительные
отношения:
- стремление находиться рядом с человеком-хозяином (психологом),
- интерес деятельностью производимой людьми (любопытство),
- желание производить игровую деятельность в том числе совместно с человеком (активные игры с собачьими игрушками (мячики, косточки),
- активное проявление желания продолжать игру в виде приношения брошенного человеком мячика,
- желание тактильного контакта с человеком-хозяином (когда хозяин садится, он может прибежать и лечь плотно прижавшись спиной к пояснице хозяина, лис ложится спать в непосредственной близости от хозяина свернувшись клубком, может в процессе собственного моциона (облизывание шерсти) также облизать лицо хозяина, что в данном контексте можно воспринимать как акт заботы)
Таким образом, учитывая все вышеописанное, можно предположить что
при активном формировании у домашних лис качеств, необходимых для становления
ими животными-компаньонами можно получить невероятно интересный живой
психологический инструмент в виде животного контактного по отношению к человеку
и помогать таким образом людям реализовывать следующие
психологические потребности: потребность в реальной защите и/или психологической защищенности, потребность быть защитником, потребность
в движении и активном образе жизни, потребность в совместной активности, потребность
в функциональных взаимодействиях, потребность в доминировании (реже - в
подчинении), потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также
эстетические потребности, потребность в общении, потребность в социальных
контактах (включая и отношения с хозяевами других животных), потребность в
познании специфики другого вида, потребность в самоутверждении
(по различным критериям), потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности,
а также эстетические потребности,
потребность в общении, потребность в социальных контактах (включая и
отношения с хозяевами других животных), потребность
в самоутверждении [2].
Также открываются широкие ассоциативные
возможности в работе с клиентами: так как на данный момент в культурной среде
такое животное еще воспринимается как представитель дикой природы, это
позволяет в непринужденной обстановке не воспринимемой
клиентом как искусственной, изучить достаточно глубоко ассоциативные связи
клиента - образы природы, особенно воспринимаемой клиентом как первозданной,
являются проявлением его глубокого бессознательного.
Также работа психолога в тандеме с
лисом-компаньоном может позволить расширить зону восприятия у людей с
ограниченными возможностями здоровья, так как другой аналогичной возможности в
безопасной обстановке пообщаться с домашним животным внешне похожим на своих
диких сородичей и сохранившим природный игровой психологический конструкт, но
при этом доверительно общающийся с человеком, и расширить таким образом
эмоциональный потенциал людей с ОВЗ, представляется практически невозможным.
Домашнее лисоводство и тем более вулпестерапия еще не вполне воспринимается как направление
воспитания домашних животных и особого психолого-терапевтического метода, однако
оно уже активно развивается. При чем в домашних условиях подчас оказываются
представители не только появившиеся в неволе, но также и дикие сородичи,
которые ничуть не в меньшей мере проявляют признаки добрососедства
живя рядом с человеком бок о бок.
Как показывает практика разных лисоводов – это животные адаптационные особенности психики которых не уступают психике собаки и при
соответствующем воспитании домашние лисы проявляют себя как животные-компаньоны
человека.
Таким образом, создавая особые условия по социализации данных
животных с целью их подготовки в качестве животных-компаньонов для психолога-анималотерапевта открываются широкие и
перспективные возможности в работе с клиентами, которые способны улучшать и эффективизировать психологический процесс
используя вулпестерапию как инновационный
психологический метод
Список литературы:
- Анималотерапия (или зоотерапия) [электронный источник] - http://artemida.vladsb.ru/stati/polezno-znat/animaloterapiya-ili-zooterapiya/0
- Анцупова И.И. Анималотерапия // Вокруг света. – 2006. - №12 (2795), декабрь.
- «В древности лисы работали кошками» [электронный источник] - https://www.pravda.ru/science/mysterious/past/05-02-2011/1065728-sceletvulpes-0/
- Демьянец С. Жо-Фи – собака Зигмунда Фрейда // National Gegraphic Россия. – 20 марта 2012 [электронный ресурс] - http://www.nat-geo.ru/fact/39525-zho-fi-sobaka-zigmunda-freyda/
- «Дзао Кицунэ Мура — деревня лисиц в Японии» [электронный источник] - http://miuki.info/2015/07/dzao-kicune-mura-derevnya-lisic-v-yaponii/
- «Лисы в древности пробовались на роль "друга человека", считают ученые». - РИА Новости [электронный источник] - https://ria.ru/science/20110203/329847975.html
- Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. – М.: РИПОЛ классик, 2006.-С. 10-11
- Соловьев Д. Пет-терапия для детей и взрослых [электронный источник] - http://mama.ru/articles/pet-terapiya-dlya-detei-i-vzroslyh
Комментарии: