» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (18) 2018

Автор: Мышак Елена Алексеевна, преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Гуманистический аспект содержания обучения будущих специалистов агропромышленной отрасли

Статья просмотрена: 665 раз
Дата публикации: 12.09.2018

УДК 377. 633. 035: [304.44+009] (043.3)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ

Мышак Елена Алексеевна

преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода

Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, гиев

 

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная подготовка будущих специалистов агропромышленной отрасли. Автором анализируется содержание учебных программ  дисциплин социогуманитарного и профессионального циклов подготовки специалистов. Обоснована потребность в актуализации гуманистического аспекта в содержании обучения будущих специалистов.

Ключевые слова: гуманистический аспект, гуманитарная подготовка, будущие специалисты, профессиональная подготовка.

 

Цель высшего профессионального образования, как известно, состоит не в узкопрофессиональных подготовке, а в широкой естественнонаучной, общекультурной, социально и индивидуально значимой подготовке, непрерывно развивающей творческий потенциал личности и способствующей самостоятельному пополнению профессиональных знаний будущего специалиста. Поэтому в высшей школе актуальна проблема – формирование различных циклов дисциплин, учебных программ и планов, наполненных конкретным содержанием, которые должны обеспечить приоритетность общечеловеческих ценностей. Современный специалист должен не только глубоко владеть профессиональными знаниями, но и иметь высокие моральные качества личности, ответственность за последствия своих действий и поступков. "Профессиональная подготовка в вузе должна иметь тесную связь с профессиональной ориентацией личности, с формированием определенной системы ценностей, которые характерны для представителей аграрной отрасли" [1]. Для этого система учебно-образовательного процесса должна быть выстроена на почве гармонизации развития студента и как личности, и как специалиста.

Принцип гуманизации современного образования требует, чтобы все учебные дисциплины в высшем учебном заведении имели ту или иную гуманитарную направленность, которая бы формировала критичность мышления, привносила в преподавание коллизии истории, логику традиций соответствующей предметной области, ее социальную и экономическую основу, этические и моральные аспекты. Такой подход, по нашему мнению, может обеспечить подготовку учащихся, к жизни и продуктивной работе в нынешнем динамичном мире, осознание своего места в нем, важнейших вопросов бытия.

 Различные аспекты гуманитаризации подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях исследуют отечественные и зарубежные ученые: А. Ярошенко (формирование духовных ценностей в высшей школе средствами гуманитарных наук);        А. Вознюк (формирование системы гуманитарных интегрированных знаний студентов технических университетов) С. Романова (гуманитаризация профессионального образования в вузе технического профиля) Г. Воронка, И. Онищенко, Л. Яценко (проблемы гуманитарного образования), И. Кузнецова С. Романова (аспекты гуманитаризации технических знаний); Г. Балл, В. Бутенко, П. Кисличенко, А. Черная (формирование нравственной и профессиональной культуры специалиста).

Сегодня, вопрос соединения гуманитарной подготовки с профессиональной квалификацией будущих специалистов – одна из самых актуальных проблем деятельности высших учебных заведений аграрного профиля, которая требует совершенного, современного решения, поскольку сегодняшнее образование страдает изолированностью гуманитарного цикла дисциплин от профессионально направленного. Такая изолированность пагубно влияет на становление личности будущего специалиста, который не обладает духовным наследием и не имеет навыков экстраполяции достижений в области других наук на сферу своей деятельности.

Цель статьи – проанализировать гуманистический аспект в содержании обучения будущих специалистов агропромышленной отрасли аграрных университетов биоресурсов и обосновать потребность в его актуализации.

Для определения обеспечения гуманистической направленности содержания дисциплин гуманитарного и профессионального циклов учебного плана подготовки специалистов был использован отраслевой стандарт высшего образования Украины подготовки бакалавров, который устанавливает, что учебный план подготовки бакалавра имеет четыре группы дисциплин: 1) гуманитарной и социально-экономической подготовки; 2) естественно-научной (фундаментальной подготовки) 3) профессиональной и практической (профессионально ориентированной) подготовки; 4) выборочные дисциплины.

Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла имеют большое значение в профессиональном развитии личности, так как они формируют компетентности, качества личности, знания, умения, навыки и опыт общей методологии, философии, гуманитарных фундаментальных наук, знания исторического развития отечественной и мировой культуры и тому подобное. Целесообразно заметить, что дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла служат основой для усвоения естественнонаучных и профессиональных дисциплин.

Проведенный анализ содержания учебных программ по дисциплинам социогуманитарного цикла, которые входят в учебные планы высших аграрных учебных заведений, а именно: философии, культурологии, психологии, социологии, украинскому и иностранному языкам, показывает, что содержание этих предметов предоставляют сведения о человеке, способы ее взаимодействия с социумом, природой, формы познавательной и преобразовательной деятельности, культуру, возможности самореализации. Однако реализация задачи воспитания гуманистически направленной личности, которой присущи высокие моральные качества, зависит от интерпретации содержания учебного материала преподавателем. Целенаправленная стратегия воспитательного воздействия, направленная на формирование специалиста-гуманиста, в содержании программ практически отсутствует, в нем лишь потенциально присутствуют воспитательные возможности.

Анализ учебных программ позволил установить и отсутствие четкого профессионального направления в преподавании дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, что приводит к ослаблению мотивации в обучении и профессиональном становлении будущих специалистов; особенно отчетливо это наблюдается у студентов 1-3 курсов. Поэтому при подборе и структурировании содержания профессиональной подготовки, в том числе гуманитарной и социально-экономической, необходимо учитывать профессиональную ориентацию на будущую деятельность специалистов. Это будет способствовать усилению мотивации к будущей профессиональной деятельности, заинтересованности в овладении знаниями, умениями и навыками.

Дисциплины требуют воспроизведения в предметах наук диалектической взаимосвязи человека и окружающего мира. Поэтому подготовка будущих специалистов (профессиональная, моральная, культурная) должна ориентировать их на ценностные установки. Преподавание любой дисциплины должно иметь гуманитарный характер. Необходимо обращение к истории науки, личности ее создателей. Нужно привносить в учебные курсы элементы методологической, мировоззренческой культуры. Наконец, само преподавание по своей сути это гуманитарный процесс, который должен быть соответственно организованным [3].

Второй аспект актуализации гуманистической направленности содержания обучения (наряду с повышением роли гуманитарных дисциплин) обогащение негуманитарных дисциплин человеческим и социальным содержанием и смыслом. Необходимо отображение мировоззренческой, специальной и гуманитарной подготовки в каждой учебной дисциплине. Формула образования единство научного содержания, диалектического метода и гуманистической цели.

Гуманистический характер науки проявляется и в том, что она обогащает духовный мир человека, существенно влияет на ее развитие, производит социальный механизм передачи знаний новым поколениям в процессе получения ими образования. Наука влияет на развитие всей системы связей людей с природой и самих общественных отношений. Гуманистическая направленность науки служит катализатором моральных стимулов научного творчества.

Подытоживая, отметим, что воспитание гуманистически направленной личности в вузе следует реализовывать через оптимальное сочетание фундаментального, гуманитарного и профессионального циклов дисциплин, их взаимопроникновение на основе межпредметных связей, интегрированных курсов, междисциплинарных форм контроля, обеспечивающие формирование целостного сознания на основе системного знания.

В связи с этим в высшем аграрном учебном заведении большое значение приобретает междисциплинарный комплекс, обеспечивающий взаимодействие технических и гуманитарных предметов и способствует стимулированию духовных потребностей и интересов студентов (интеллектуальных, моральных и эстетических), которые удовлетворяются в процессе самообразования, самовоспитания и саморазвития [4].

Таким образом, для актуализации гуманистического аспекта в содержании обучения студентов необходимо решение следующие задач:

  • раскрытие своеобразия каждой гуманитарной дисциплины с целью повышения интеллекта, кругозора, эрудиции студентов, становления профессиональных качеств;
  • использование гуманистического потенциала гуманитарных дисциплин в формировании у студентов духовных и нравственных качеств;
  • использование гуманитарного знания в обучении специальным дисциплинам;
  • обращение к естественным и техническим наукам в преподавании гуманитарных дисциплин [1].

Таким образом, можем сделать вывод, что актуализация гуманистического аспекта в содержании обучения будущих специалистов агропромышленной отрасли дает широкие возможности по воспитанию личности будущего специалиста.

К сожалению, специфика высшего аграрного образования заключается в том, что большинство преподавателей вузов имеют профессиональное сельскохозяйственное образование и относятся к педагогической деятельности как к производственной сфере. В связи с таким пониманием образовательной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса возникают определенные трудности. В практике обучения недостаточно реализуется аксиологический потенциал дисциплин общекультурной и профессиональной подготовки. Большинство преподавателей своей основной задачей видит обеспечение усвоения студентами инженерно-технических специальностей необходимых знаний, умений и навыков, а формирование гуманистических ценностей считает прерогативой семьи, общественных организаций и соответствующих должностных лиц в вузе (кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе, студенческого актива и т.д.).

 

Список литературы:

  1. Мишак О. О. Забезпечення гуманістичної орієнтованості змісту навчання майбутніх біотехнологів / О.О.Мишак // Матеріали VIII міжнародної науково-практичної конференції [«Науковий потенціал світу – 2012» ], (Софія, Болгарія, 17-25 вересня 2012 р.) / Педагогічні науки. – Том 7. – Софія, «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. – С. 66-71.
  2. Мишак О. О. Обґрунтування потреби у формуванні гуманістичної спрямованості майбутніх біотехнологів аграрної галузі / О. О. Мишак // Вища школа. – К., 2014. – № 6. –103-109.
  3. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Отв. ред. Н. Б. Пугачева. Казань: «Идел-Пресс», 2008. – 608 с.
  4. Свиренко Ж. С. Виховання гуманізму в студентів вищих технічних навчальних закладів у процесі вивчення предметів гуманітарного циклу: дис. … канд. пед. наук: 13.00.07/ Жанна Сергіївна Cвиренко; Бердянський державний педагогічний університет. – Бердянськ, 2009. − 176 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: