» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (18) 2018

Автор: Мышак Елена Алексеевна, преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальное исследование сформированности эмоционально-мотивационного компонента гуманистической направленности будущих биотехнологов

Статья просмотрена: 654 раз
Дата публикации: 12.09.2018

УДК 377. 633. 035: [304.44+009] (043.3)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ БИОТЕХНОЛОГОВ

Мышак Елена Алексеевна

преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, гиев

 

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования уровней сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов по эмоционально-мотивационному критерию на основе проведенного анкетирования. Oбоснована необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов на принципах гуманизации обучения.

Ключевые слова: гуманистическая направленность; гуманность; формированиe личности; гуманистические качества личности; профессиональная подготовка.

 

Подготовка квалифицированных биотехнологов, способных не только эффективно внедрять в производство новейшие технологии, но и быть готовыми учитывать новые связи инженерной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, –  это многогранная проблема, решение которой зависит от усилий скоординированной профессиональной подготовки. В этом контексте возникает необходимость поиска путей формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов в профессиональной подготовке.

"Гуманистическую направленность биотехнолога" мы понимаем как интегративное качество личности, определяющее его поведение в соответствии с идеями гуманизма –  признанием ценности человека, его прав на личностное развитие и счастливую жизнь, гуманным отношением к людям, стремлением к созданию таких гуманных технологий, которые не только принесут благо окружающим, но и будут способствовать сохранению человечества и живой природы.

На основе проведенного анализа сущности гуманистической направленности (ГС) личности, учитывая особенности профессиональной деятельности специалиста-биотехнолога и личностно-профессиональные качества, мы установили, что структура гуманистической направленности личности биотехнолога включает следующие основные компоненты: когнитивный (знания и представления личности о гуманистических принципах, осознание собственной ценности,  гуманного поведения во взаимодействии с окружающими, с природой, понимание гуманистических основ профессиональной деятельности); эмоционально-мотивационный (стремление к саморазвитию и самореализации, сознательное стремление приносить пользу окружающим в социальной и профессиональной деятельности, чувство личной ответственности за сохранение природы); деятельностный (гуманное отношение к себе, гуманистическая направленность поступков, ответственное отношение к профессиональной подготовке, гуманное поведение во взаимодействии с природой).

С целью определения сформированности эмоционально-мотивационного компонента ГС будущих биотехнологов проведен констатирующий эксперимент на базе Национального университета биоресурсов и природопользования Украины и Днепропетровского государственного аграрного университета. Им было охвачено 216 студентов первого и второго курсов факультета биотехнологии (экспериментальная группа – ЕГ, контрольная – КГ).

Для отбора необходимых критериев оценки сформированности гуманистической направленности (СГС) будущих биотехнологов мы изучили диагностический инструментарий ученых, проводивших подобные исследования. Сегодня накоплен немалый опыт изучения гуманистических качеств личности в педагогической теории и практике, определяющий, что основными методами исследования СГС личности является анкетирование, опрос, тестирование, интервьюирование, метод наблюдения, творческие задания.

Проблемy диагностики педагогических явлений, объектов, процессов изучали                 А. Алексюк, А. Барановская, В. Беспалько, А. Биляковская, И. Лернер, А. Маркова,                    И. Подласый, Л. Семушина, Д. Чернилевский, Е. Шиянов, Н. Ярошенко и другие. Разрабатывая критерии, показатели и уровни ГС, мы проанализировали исследования А. Абдулиной,               Г. Засобиной, Н. Кузьминой, Н. Талызина, П. Гальперина и другие.

Целью данной статьи является попытка средствами диагностической методики определить уровни сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов по эмоционально-мотивационному критерию.

Будущий биотехнолог должен уметь организовать свою профессиональную деятельность, ориентируясь на средства гуманного влияния и эмоционально-чувственное восприятие окружающей среды, иметь чувство ответственности за использование новейших биотехнологий, свои поступки и действия, чувства единства с природой, личной ответственности за ее сохранение. Учитывая сказанное, для диагностики уровней СГС будущих биотехнологов по эмоционально-мотивационному критерию, который представлен четырьмя показателями, мы подобрали апробированные на практике методики: методика определения эмпатийных способностей личности В. Бойко [1]; методика В. Смекала и М. Кучера (диагностика направленности личности) [2, с. 28-33]; модифицированная диагностика мотивации учебной деятельности (А. Реан, В. Якунин) [3, с. 415-417]; фрагмент методики       М. Лукьяновой для выявления сформированности ответственности [4, с. 98].

Диагностика уровней СГС по эмоционально-мотивационному критерию предусматривает определение способности студентов к сочувствию, сопереживанию, пониманию окружающих как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Для выявления эмпатийных качеств у будущих биотехнологов было проведено тестирование с использованием методики В. Бойко "Определение эмпатийных способностей личности".

Полученные данные анкетирования свидетельствуют о том, что 14,4% студентов ЭГ и 15,2% - КГ имеют высокий уровень эмпатии. 23,1% респондентов ЭГ и 22,2% - КГ показали средний уровень способности к сочувствию и сопереживанию с тенденцией к высокому. 30,6% опрошенных ЭГ и 31,6% - КГ имеют достаточный уровень эмпатии. 31,9% респондентов ЭГ и 31,0% - КГ продемонстрировали низкий уровень эмоциональной чувствительности, неспособность сопереживать другим, эгоистическое отношение к окружающим.

С целью диагностики направленности личности будущего биотехнолога использовали методику В. Смекала и М. Кучера. Благодаря этой методике можно определить показатели направленности личности: коллективистский (на взаимодействие), деловой (на задачу), личностный (на себя). В зависимости от доминирования признаков определенного типа мы установили четыре уровня направленности личности: высокий  – направленность на задачу, на взаимодействие, на себя; средний – направленность на взаимодействие; достаточный – направленность на задачу; низкий  – направленность на личные достижения.

Уровни СГС будущих биотехнологов по данному показателю эмоционально-мотивационного критерия выражаются в следующих данных: высокий уровень - 13,8% студентов ЭГ и 12,6% - КГ, средний уровень - 19,4% респондентов ЭГ и 20,2% - КГ, достаточный уровень - 25,6% опрошенных ЭГ и 27,3% - КГ, низкий уровень -41,2% будущих специалистов ЭГ и 39,9% - КГ.

Диагностика уровней СГС по эмоционально-мотивационному критерию предусматривала выявление сформированности мотивации к будущей профессии и осознанности ее выбора. Поскольку основной вид деятельности студентов в вузе – это обучение, отношение к которому во многом предопределяет и отношение к будущей профессиональной деятельности, мы провели диагностирования мотивов учебной деятельности с использованием модифицированной методики ( А. Реан, В. Якунин).

Данные по изучению мотивов учебной деятельности студентов имеют следующий вид: высокий уровень - 12,5% студентов ЭГ и 12,0% КГ, средний уровень - 13,1% респондентов ЭГ и 14,0% - КГ, достаточный уровень - 20,0 % опрошенных ЭГ и 31,5% - КГ, низкий уровень -54,4% студентов ЭГ и 52,5% - КГ.

В контексте формирования ГС необходимо выяснить уровень осознания студентами важности их профессии для общества, ответственности и долга. Для выявления уровней сформированности у студентов чувства ответственности и долга за порученное дело мы использовали фрагменты методики М. Лукьянова.

Ответы студентов оценивались в соответствии с определенными уровнями СГС по данному показателю: высокий уровень – чувство долга, ответственности оказываются как устойчивое свойство личности, устойчивость мотивов к совершению гуманных действий и поступков; средний уровень – развитое чувства долга, ответственности, не всегда осознанные мотивы к совершению гуманных действий и поступков; достаточный уровень – не развиты чувство долга, ответственности, гуманистическая направленность мотивов в действиях и поступках неустойчива; низкий уровень – отсутствие чувства долга, ответственности, отсутствие мотивов к совершению гуманных действий и поступков.

Высокий уровень СГС показали только 14,4% респондентов ЭГ и 13,3% - КГ. Это будущие специалисты со сложившимся чувством ответственности и долга как важными профессиональными качествами, которые стремятся приносить людям пользу, быть активными, имеют положительное отношение к будущей профессии. Средний уровень выявлен у 16,3% студентов ЭГ и 17,7% - КГ. Они признают важность чувства ответственности и долга как важных профессиональных качеств, стремятся проявлять их в своих действиях, но не всегда понимают и осознают мотивы своих поступков. Достаточный уровень – у 25,6% респондентов ЭГ и 27,2% отражает слабую ориентацию студентов на профессиональную деятельность, осознание необходимости чувство ответственности и долга оказывается в них незначительно. Низкий уровень в 43,7% опрошенных ЭГ и 41,8% - КГ показывает, что эти студенты не осознают необходимости чувства ответственности и долга за свои поступки, не понимают значения их будущей профессиональной деятельности для социума.

Результаты СГС  по эмоционально-мотивационному критерию представлены  в таблице.

Таблица 1. Уровни сформированности гуманистической направленности будущих биотехнологов по эмоционально-мотивационному критерию

Уровни СГС

Экспериментальная группа

Контрольная группа

К-во

%

К-во

%

Высокий

22

13,8

21

13,3

Средний

29

18,1

29

18,4

Достаточный

41

25,6

43

27,2

Низкий

68

42,5

65

41,1

Как видно из таблицы, высокий уровень СГС по эмоционально-мотивационному критерию имеют - 13,8% студентов ЭГ и 13,3% - КГ, средний уровень - 18,1% респондентов ЭГ и 18,4% - КГ, достаточный уровень - 25,6% опрошенных ЭГ и 27,2% - КГ, низкий уровень -42,5% будущих специалистов ЭГ и 41,1% - КГ.

Полученные результаты исследования свидетельствуют, что среди будущих биотехнологов доминируют студенты с достаточным и низким уровнями гуманистической направленности по эмоционально-мотивационному критерию. По нашему мнению, это обусловлено недостаточными знаниями студентов по изучаемой проблеме, что побуждает нас прогнозировать возможность совершенствования подготовки будущих специалистов в этом направлении. Актуальными направлениями дальнейшей разработки обозначенной проблемы является поиск гуманизационных механизмов обучения студентов.

 

Список литературы:

  1. Бойко, В. В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. URL: http://psylist.net/praktikum/boiko.
  2. Реан, А. А. (Ред.) (2003). Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК.
  3. Семиченко, В. А. (2004). Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль „Направленность”. Киев: Миллениум.
  4. Лукьянова, М. И. (2004). Ценностные ориентации школьников как показатель результативности образовательного процесса. Педагогическая диагностика, 3, 96-113.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: