» ГЛАВНАЯ >
К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018
Автор: Гузнаева Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методологические основы чтения лекций по курсу физики в военно-морском институте
Дата публикации: 27.09.2018
УДК 378.147.31
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
ПО КУРСУ ФИЗИКИ В ВОЕННО-МОРСКОМ
ВУЗЕ
Бондина Марина Евгеньевна
кандидат педагогических наук
Гузнаева Ольга Геннадьевна
кандидат педагогических наук,
доцент
Филиал ВУНЦ Военно-Морского Флота
«Военно-Морская Академия» в г. Калининграде,
г. Калининград
Аннотация. В статье рассматривается методика подготовки и чтения лекций
по физике курсантам военно-морского института. Сформулированы цели и задачи лекции,
перечислены методические приемы и интерактивные средства, используемые для повышения
ее эффективности.
Ключевые слова: методы обучения, электронные учебники, компьютерные презентации.
Лекция по курсу физики является самой важной формой учебных занятий по физике. Основной
ее целью является раскрытие существа предмета физики, знакомство курсантов с историей
физических открытий, с достижениями науки и их применением в технике ВМФ.
Лекционный курс должны
отличать высокий научно-технический уровень
и активное воспитательное воздействие на курсантов.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные
основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития
будущей профессиональной (служебной) деятельности, концентрировать внимание курсантов
на наиболее сложных и узловых вопросах физической науки, стимулировать их активную
познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
При чтении
лекции можно использовать различные методы обучения, а именно: традиционный, проблемный,
с применением опорных конспектов и так далее. Так же лекцию можно читать, используя
электронные учебники и электронные обучающие курсы.
При подготовке к лекции на основе электронного учебника преподаватель может:
- сделать презентацию;
- опираясь на материал, изложенный в электронном учебнике, продумать визуализацию и контрольные вопросы;
- предусмотреть вопросы, в том числе проблемные, активизирующие познавательную и творческую деятельность курсантов;
- получить ответы на вопросы на основе знаний ранее изученного материала;
- определить и выделить (подчеркнуть) главное;
- предусмотреть разные способы объяснения отдельных трудных для понимания вопросов, в том числе и с использованием электронного учебника;
- продумать связь с обеспечивающими и обеспечиваемыми дисциплинами, используя ссылки в электронном учебнике.
Электронный учебник следует рассматривать как эффективный инструмент преподавателя, который автоматизирует наиболее трудоемкие и рутинные элементы преподавательской деятельности. С помощью него преподаватель может сделать занятие более интересным, динамичным и, как следствие, помочь обучающимся быстрее и глубже усвоить учебный материал занятия [2].
Лекция по физике должна:
- излагаться на достаточно высоком научно - методическом уровне;
- быть логически стройной и структурированной;
- содержать математическую интерпретацию физических выводов;
- быть доказательной и аргументированной, содержать для этого достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, сравнений, обоснований и научных доказательств;
- для повышения эффективности использовать лекционные демонстрации;
- излагаться доступным и ясным языком, быть эмоциональной по форме изложения, содержать разъяснение всех вновь вводимых понятий и терминов.
Методическая работа по подготовке к лекции включает в себя:
- разработку плана лекции;
- текста лекции и других дидактических материалов;
- выбор методики проведения [4] .
План проведения лекции
разрабатывается в соответствии с тематическим планом изучения дисциплины и текстом
лекции. Он должен учитывать сложность изучаемого материала, поставленные учебные
и воспитательные цели, уровень подготовленности курсантов, наличие учебно-методических,
демонстрационных материалов и технических средств обучения. План разрабатывается
на каждое занятие и является рабочим документом преподавателя [3].
Методика чтения лекций по физике курсантам военно-морского
института имеет ряд особенностей по сравнению с чтением лекций в гражданских вузах.
Необходимо учитывать занятость курсантов, ограниченное время на подготовку к занятиям.
Лекция должна начинаться
введением. Во введении объявляется тема лекции, учебные вопросы, основная и дополнительная
литература, которую необходимо использовать для самостоятельной проработки данной
темы, а также при подготовке к практическим и лабораторным занятиям по данной теме.
Лекция по физике
представляет собой логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение
определенных планом вопросов, сопровождающееся демонстрацией опытов, видеофрагментов
и презентаций. При разработке методики чтения лекции необходимо учесть особенности
аудитории. Как правило, у курсантов разный уровень предшествующей подготовки, не
все одинаково ориентируются в основных понятиях
и законах физики, что требует изложения материала лекции на уровне среднего курсанта, не содержать громоздких
математических выводов.
Лекция по физике
имеет следующие цели:
а) дать представление, по возможности,
экспериментально исследовать изучаемые физические явления;
б) изучить качественные и количественные зависимости между физическими
явлениями и величинами, сформулировать опытные законы;
в) на основе принятых гипотез изучить теорию изучаемого явления;
г) ознакомить с практическим применением изучаемого явления на практике
и в технике ВМФ.
При изложении учебных вопросов лекции используется
метод индукции (от частного к общему), этому методу сопутствует анализ, позволяющий
изучить отдельные части явления, а затем объединить их в целое.
Метод дедукции позволяет
идти от общего к частному, он дает полную картину изучаемого предмета и ведет мысль
от известных принципов к следствиям, что позволяет рассмотреть применение того или
иного закона в конкретных условиях. Лекция должна будить мысль слушателей, заставлять
их размышлять над изучаемыми явлениями. Надо излагать материал лекций по физике
простым и грамотным русским языком, короткими предложениями, не допускающими двойного
истолкования. При подготовке к лекции
и продумывании методики чтения данной лекции необходимо выделить наиболее трудно
усвояемые моменты и понятия, продумать методы, способы и средства их раскрытия.
Качество и эффективность лекции во многом зависят от усвоения предыдущего материала.
Можно практиковать во вводной части лекции небольшие экскурсы в предыдущую тему.
Повторение материала предыдущих лекций будет способствовать лучшему пониманию темы.
Необходимо выделить понятия, вопросы, положения, которые обучаемый должен наиболее
прочно закрепить в памяти, продумать методы и способы их закрепления. Для повышения интереса к курсу физики на
лекции используются технические средства обучения. Кроме того, это облегчает понимание
материала, экономит учебное время. В процессе чтения лекции используются демонстрации
и опыты. При подготовке к лекции следует тщательно продумать последовательность
проведения демонстраций. Курсантам следует сформулировать задачу, поставить проблемные
вопросы, на которые необходимо ответить после завершения эксперимента. Вопросы и их последовательность также следует продумать
заранее. Использование презентаций также позволяет повысить эффективность лекции,
так как позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики, воспроизведение которых
на доске с помощью мела затруднительно [1]. Демонстрация видеофрагментов чаще всего
применяется для подведения итогов изложения отдельных вопросов или лекции в целом.
Перед чтением лекции необходимо тщательно просмотреть презентации, видеофрагменты, рекомендуемые к использованию
на данной лекции и подобрать те, которые помогут слушателям глубже понять данную
тему. Большие требования предъявляются к четкости и аккуратности оформления записей, рисунков и чертежей на доске. Необходимо
стремиться к тому, чтобы на доске полностью умещался весь вопрос или хотя бы логически
законченная часть вопроса. Формулы следует располагать так, чтобы в них не было
переносов. Нумерацию формул также следует продумать заранее: не следует нумеровать
все формулы подряд, необходимо выделять те, на которые лектор будет ссылаться в
дальнейшем и те, которые являются главными в данной теме. После каждого рассмотренного
учебного вопроса следует выяснить, как данный материал понят слушателями. Для этого
необходимо заранее продумать вопросы и побеседовать с курсантами по изложенному
материалу. Не менее важен правильно выбранный темп лекции. Он должен позволять курсантам
следить за развитием мысли преподавателя и конспектировать лекцию, формулировки определений, законов нужно продиктовать.
Каждый академический
час должен иметь свое логическое завершение. Поэтому необходимо определить дозировку
учебного материала, обосновать его оптимизацию в данных условиях. Так как на лекцию
рекомендуется выносить не более 3-х вопросов, то продолжительность изложения каждого
из них составит в среднем 20-30 минут. Это не исключает и большего времени, отводимого
на вопрос лекции. Не рекомендуется постановка вопросов продолжительностью менее
15 минут. Вопросы продолжительностью более 40 минут рекомендуется разбивать на подвопросы.
[5]
Лекция должна носить
активный характер, будить творческую инициативу, заинтересовывать курсантов. Для
этого надо задавать контрольные вопросы, несложные задачи, которые не требуют больших
затрат времени, подводить своими рассуждениями
к определенному выводу, предоставив возможность
курсантам самостоятельно сделать нужные заключения.
В каждой лекции необходимо
указывать значение изучаемой темы для освоения военно-технических и военно-специальных
дисциплин. Конкретные примеры, приведенные лектором, повышают интерес курсантов,
а, следовательно, и эффективность лекции.
В заключении необходимо
подвести итоги и сделать выводы по лекции, дать указания для самостоятельной работы
по данной лекции и обязательно оставить время на вопросы, которые могли возникнуть
в процессе изложения учебных вопросов.
Следует помнить,
что для хорошего чтения лекций по физике необходимо:
- отлично знать программу курса физики и ее связь со спецдисциплинами,
- упорно трудиться над подготовкой каждой лекции,
- умело сочетать содержание, логику изложения, методику и тему лекции,
- изучать и использовать опыт лучших лекторов.
Таким образом,
качество проведения лекции, в конечном счете, определяется качеством усвоения учебного
материала курсантами, а это будет только тогда, когда материал лекции излагается
ясно и доступно, широко и умело используются средства наглядности, методы и приемы
активизации познавательной деятельности курсантов, на занятии создана рабочая, доброжелательная
и творческая атмосфера.
Список литературы:
- Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения., М.: Педагогика- 2006 – 143 с.
- Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. – М.: Высшая школа, 2013. – 278 с.
- Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., ТКВелби, Изд-во Проспект, 2015 – 132 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. /ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2012 –121 с.
- Методические аспекты организации лекционных занятий в вузе: методические указания / А.М. Рубанов, Л.А. Харкевич, В.А. Иванов, В.Ф. Егоров, В.Н. Макарова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПОТГТУ, 2017. – 37 с.
Комментарии: