» ГЛАВНАЯ >
К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018
Автор: Гумерова Алсу Флюровна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Дата публикации: 8.10.2018
УДК 349.6
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ
С
ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Гумерова
Алсу Флюровна
магистрант
Башкирский государственный университет,
г.Уфа
Аннотация. В
данной статье рассмотрены проблемы обращения с отходами производства и
потребления, а также подходы к правовому регулированию обращения с ними. В
российском законодательстве обращение с отходами производства и потребления
регулируется такими Федеральными законами, как «Об охране окружающей среды» и
«Об отходах производства и потребления». Обращение с отходами производства и
потребления основано на организационно-правовых
мерах, а также на мерах экономического регулирования обращения с
отходами.
Ключевые слова: отходы
производства и потребления, обращение с отходами, законодательство, правовое
регулирование, юридическая ответственность.
На сегодняшний день одной из наиболее
значимых и сложных экологических проблем является обращение с отходами.
Актуальность данной проблемы обуславливается ее проявлением, во-первых, в
причинении экологического вреда, во-вторых, в необходимости выделения
специальных участков территорий для размещения отходов.
В
контексте экологического права наиболее общим понятием, определяющим две
основные области образования отходов – производства и потребления, являются
отходы производства и потребления.
Под
отходами производства и потребления понимаются
вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения
работ, оказания услуг или в процессе потребления[1].
В
российском законодательстве наблюдается всесторонний подход к правовому
регулированию обращения с отходами производства и потребления, в том числе
деятельности, в процессе которой образуются отходы (производства и
потребления), а также деятельности по сбору, накоплению, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как
правило, в Российской Федерации регулирование обращения с отходами производства
и потребления осуществляется многими законодательными и иными нормативными
правовыми актами.
Наиболее
общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами
производства и потребления установлены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей
среды»).
В
соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы
которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством
Российской Федерации.
С
целью предупреждения и снижения до минимума экологического вреда, возникающего
от отходов производства и потребления, в законодательстве устанавливаются
специальные меры и требования, образующие в совокупности правовой механизм
обращения с такими отходами, который, в свою очередь, предусмотрен Федеральным
законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее –
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»).
Обеспечение
экологически корректного обращения с отходами основано на таких организационно-правовых мерах, как
лицензирование, нормирование, государственный учет, отчетность, государственный
кадастр, государственный надзор, производственный и общественный контроль,
юридическая ответственность, а также на мерах экономического регулирования
обращения с отходами.
Согласно
законодательству многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами
производства и потребления, допускаются только на основании разрешения – лицензии. К таким видам
деятельности относятся, например, любая деятельность по обращению с опасными
отходами, создание объектов размещения отходови другие.
Федеральным
законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрено нормирование в
области обращения с отходами, представляющее собой такие виды нормативов, как
норматив образования отходов и лимиты на их размещение.
Так, в соответствии с Федеральным законом «Об
отходах производства и потребления» норматив
образования отходов определяет установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции, а лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое
количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным
способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом
экологической обстановки на данной территории.
Информационное
обеспечение соответствующего обращения с отходами составляют учет и отчетность
в области обращения с отходами, а также государственный кадастр отходов.
В
обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих
деятельность в области обращения с отходами, входят учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим
лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и
предоставление отчетов о своей
деятельности по обращению с отходами.
Информация,
предоставляемая индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами,
которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, является
основополагающей для ведения государственного
кадастра отходов Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его
территориальными органами. Государственный кадастр отходов ведется с
участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный
кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов,
государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об
отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации
системе [1].
К
мерам экономического регулирования обращения с отходами относятся плата за
негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, а также меры
экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.
Важнейшим
элементом в структуре экономического механизма охраны окружающей среды и
разновидностью платы за негативное воздействие на окружающую среду является
плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Данная
плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе
деятельности которых образуются отходы.
Взимание
платы регулируется такими нормативными правовыми актами, как Федеральные законы
«Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды»,
Налоговый кодекс РФ и другие. Ставка платы за негативное воздействие на
окружающую среду при размещении отходов зависит от экологической обстановки на
той или другой территории.
Федеральный
закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает следующие меры экономического стимулирования
деятельности в области обращения с отходами:
- понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
- применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
В
сфере обращения с отходами потенциально важную роль играют государственный
надзор, а также производственный и общественный контроль, то есть проверка исполнения
требований по обращению с отходами.
Государственный надзор в
области обращения с отходами проводится специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области обращения с отходами и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Производственный контроль организуется и проводится
юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с
отходами.
Общественный контроль в области обращения с
отходами осуществляется гражданами или общественными объединениями.
Нарушение
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, как
правило, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или
гражданско-правовую ответственность для должностных лиц и граждан, а для
юридических лиц – административную или гражданско-правовую ответственность.
Таким образом, определенный механизм правового регулирования обращения
с отходами производства и потребления необходим
для предотвращения и минимизации экологического вреда, создаваемого
такими отходами.
Список литературы:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник. – М.: Эксмо, 2010. – 305 с.
Комментарии: