» ГЛАВНАЯ >
К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018
Автор: Китова Таисия Григорьевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проекты инноваций в проведении искусствоведческой экспертизы
Дата публикации: 11.10.2018
ПРОЕКТЫ ИННОВАЦИЙ В ПРОВЕДЕНИИ
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Китова Таисия
Григорьевна
ХГУ им. Катанова,
Институт истории и права
3 курс, группа МЮЗ – 164
(п)
Научный руководитель: Никиташина
Наталья Александровна
доцент,
канд. юрид. наук
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития искусствоведческой
экспертизы, предложенные специалистами, занимающихся проблемами проведения
искусствоведческой экспертизы.
Рассмотрение
данного вопроса поможет найти пути решения проблем, назревших в этой области,
тем самым поспособствовать повышению качества и эффективности экспертной оценки.
Данная статья будет интересна
специалистам-юристам, студентам, изучающим правовые дисциплины, а также всем
тем, кто интересуется вопросами экспертизы в сфере искусства.
Ключевые
слова: экспертиза, искусство.
Судебная экспертиза – наука, заключающая в себе знания в
юридической сфере, естественных, технических, медицинских наук, сфере искусства
и др. Изменения в социальных отношениях, технический прогресс ставят перед
судебной экспертизой все новые задачи, повышая требования как к ее проведению,
так и к самим экспертам.
Искусствоведческая экспертиза, несмотря
на наличие законодательной базы, является развивающимся видом экспертиз. В
нормативных документах содержатся лишь основные положения проведения экспертизы
и требования к специалистам, однако, часть вопросов не регламентирована. При
богатом иллюстративном материале, это направление судебных экспертиз остается
малоизученным, хотя необходимость в них с развитием научно-технического
прогресса возрастает.
Работники государственных учреждений судебно-экспертных
учреждений подвергаются жесткому контролю со стороны государства, в то время
как специалисты, не работающие в государственных судебно-экспертных
учреждениях, не контролируются с точки зрения их компетенции и подходу к
работе. Это довольно серьезный пробел в законодательстве, требующий доработки.
Именно поэтому, ведущими государственными судебно-экспертными учреждениями при
участии Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, СК России разработан проект федерального закона «О
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в котором установлены
как требования к специалистам негосударственных экспертных учреждений, так и к
формам их государственного контроля. Данный проект был принят в первом чтении в
ноябре 2013 года.
Он направлен на стандартизацию судебной экспертизы, а также
обмен опыта с зарубежными экспертными учреждениями. Например, проведение
межлабораторных профессиональных тестирований, когда одни и те же объекты
экспертизы исследуются разными лабораториями, после чего результаты можно
сравнить, выявить недостатки и достоинства. Россия уже участвовала в таком
проекте, в 2011 году, и он оказался успешным.
Для того чтобы все экспертные учреждения и эксперты
соответствовали единым требованиям, необходимо стандартизировать их работу.
«Для перевода процедур стандартизации судебно-экспертной деятельности и
аккредитации судебно-экспертных организаций на принципиально новый уровень 12
мая 2015 года подписано Соглашение о взаимодействии Минюста России,
Росаккредитации и Росстандарта» [7].
Такой проект стандарта «Экспертиза произведений искусства.
Живопись и графика. Общие требования», уже разработан Министерством промышленности
и торговли Российской Федерации Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии, и с 1 сентября 2017 года вступил в силу [1].
С.А. Смирнова и Г.Г. Омельянюк в статье «О концепции
модернизации профессиональной подготовки судебных экспертов в СЭУ Минюста
России», предлагают перспективы развития судебно-экспертных учреждений Минюста
России на новые формы профессиональной подготовки, основываясь на европейском
опыте. Одним из главных условий эффективного проведения судебной экспертизы –
выбор специалиста. Европейская сеть судебно-экспертных учреждений (ENFSI)
предполагает «обеспечение и контроль качества, а также предусматривает наличие
критериев оценки, процедур оценки и аттестации (сертификации) знаний, умений и
навыков (компетенций)» [7]. Для
проверки компетенции экспертов, предлагается проводить экзамен по основам
судебно-экспертных направлениям. С.А. Смирнова и Г.Г. Омельянюк предлагают
разработать стандарты для тестирования таких специалистов, основываясь на
европейском опыте.
Пискунова Е. В. в статье «Информационное обеспечение
расследования преступлений в сфере искусства: значение электронных базданных»
выделяет актуальные проблемы, связанные с искусствоведческой экспертизой. Одной
из главных — является разрозненность, а также отсутствие единообразного
описания предметов, еще одна важная проблема, выделенная в статье — трудности в
свободном доступе к базе данных.
В статье «Вопросы судебной искусствоведческой экспертизы» Е.
В. Пискунова отмечает, что «судебная искусствоведческая экспертиза еще
находится в процессе становления, поэтому устоявшегося унифицированного перечня
для нее еще нет» [3], в научных публикациях часто встречаются
различные перечни вопросов, стоящих
перед экспертами-искусствоведами, именно такие научные разработки послужили бы
хорошей базой для создания методических рекомендаций.
Для более эффективного проведения искусствоведческой
экспертизы по гражданским и уголовным делам, необходимо создать единую базу
данных, в которую бы входили экспертные заключения, а также произведения
искусства, находящиеся в розыске. Разработка таких баз послужило бы хорошей
основой для создания более благоприятных условий для наиболее точных экспертных
заключений.
Наука не стоит на месте, дает о себе знать технический
прогресс. Наибольший интерес в области инноваций в проведении
искусствоведческой экспертизы представляет технико-технологическая экспертиза,
так как затрагивает самые передовые технологии. Появляются новые способы
исследования, новые приборы, позволяющие качественно оценить произведения
искусства.
Процесс анализа подобных исследований требует много времени
и почти не автоматизирован. В мировой практике на данный момент не существует
программного обеспечения для накопления данных химико-технических исследований.
Но начиная с 2011 года ИФ НАН Белоруссии и ГрГУ проводится разработка общих
подходов к «созданию универсальной системы, которая позволяет поддерживать
различные этапы, связанные с проведением лазерной экспрессной экспертизы,
автоматизировать процессы хранения и поиска данных с целью их дальнейшей
обработки и получения требуемых экспертных заключений» [5].
В рамках одной лаборатории не всегда возможно произвести
полный, исчерпывающий анализ произведений искусства. Оснащение современным
оборудованием, обучение специалистов требует больших финансовых затрат. Именно
поэтому существует необходимость использования баз других организаций:
специализированых лабораторий, институтов, университетов.
Инновации
в судебной экспертизы необходимы не только для облегчения работы следователей и
судей, но и для улучшения качества и достоверности экспертных заключений.
Список литературы:
- ГОСТ Р 57424-2017 «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования»: Национальный стандарт Российской Федерации от 1 сентября 2017 г.: утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.03.2017 № 176-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации».
- Аверьянова, Т. В. Инновации в криминалистике судебной экспертизе / Т. В. Аверьянова // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. – №5 (29). – 2015. – С. 11 – 16.
- Пискунова, Е.В. Вопросы судебной искусствоведческой экспертизы/Е. В. Пискунова // Теория и практика судебной экспертизы. – 2011. - № 4(24) (24). - С. 236-241.
- Пискунова, Е. В. Информационное обеспечение расследования преступлений в сфере искусства: значение электронных баз данных / Е. В. Пискунова // Информационные ресурсы России. – 2016. - №6. – С. 28 – 30.
- Рудикова Л. В. О проведении искусствоведческой экспертизы с использованием лазерного метода спектрального анализа и специализированного программного обеспечения / Л. В. Рудикова, Е. В. Жавнерко, Н. Н. Курьян, Д. В. Лазарь // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. – 2016 – № 4. – С. 168-178.
- Смирнова С.А., Омельянюк Г. Г. О концепции модернизации профессиональной подготовки судебных экспертов в СЭУ Минюста России / С. А. Смирнова, Г. Г., Омельянюк // Теория и практика судебной экспертизы. – 2012 – № 3 (27). – С. 66-71.
- Смирнова, С.А. Актуальные проблемы законодательного закрепления инноваций судебно-экспертной деятельности в российской федерации / С. А. Смирнова, Г. Г. Омельянюк, А. И. // Теория и практика судебной экспертизы. – 2016. – №1 (41). – С. 26 – 35.
Комментарии: