» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017
Автор: Янчук Татьяна Валерьевна, Учитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Ценностные ориентиры и их реализация ФГОС
УДК 37.017.7
ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТИРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ФГОС
Янчук
Татьяна Валерьевна
студентка 2-го курса, КГУ,
г.
Курск
Аннотация. Ценностные ориентации
как субъектное отношение
к объективным ценностям общества,
выражающиеся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют
настоящее поведение и программируют будущее.
Ключевые слова: ценностные ориентации, образовательные стандарты второго поколения, гражданская идентичность.
Целенаправленное и эффективное формирование личности,
которая, как подчеркивал А. С. Макаренко, не воспитывается по частям, возможно
только в целостном позитивно ориентированном учебно- воспитательном процессе, в
котором обучение и воспитание выступают как органично связанные части целого.
Целостный педагогический процесс строится исходя из принципа системности.
Элементы системы несут в себе и общесистемные качества и свойства, и те
особенные составляющие, которые порождают общесистемные характеристики. В этом
плане становится ясным, что предметные знания, формируемые в учебном процессе,
и умения их применять, также как и формируемое в обучении предметно- специфическое
мышление (математическое, лингвистическое, историческое и т. д.) не самоцель, а
база, плацдарм для формирования развивающих и воспитывающих результатов —
сначала частичных (частно предметных), потом особенных (естественно- научной,
социальной, общенаучной), а затем и обобщенной картины мира, общего
миропонимания и мировоззрения, гражданских убеждений, моральных норм,
комплексного надпредметного мышления, творческих способностей. Достижение
указанных результатов возможно именно в целостном педагогическом процессе, в
котором обнаруживаются определенные закономерности.( А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1925—1935).
Изменения, происходящие в нашей жизни, требуют
от школы встречных изменений, которые бы повлияли на ситуацию в нашей стране.
Сейчас наша страна ждет самостоятельных, деятельных, уверенных в себе граждан.
Как же воспитать новое поколение, обучая по старым канонам? Это, естественно, невозможно.
Новые стандарты предлагают новый подход — системно -деятельный, где обучающийся
играет главную роль - он сам добывает знания и применяет их в жизни. Но на него
льется бесконечный поток информации, средства массовой информации предлагают
десятки готовых имиджей поведения и мышления. И не захлебнуться в этом
разнообразии и сделать правильный выбор как раз — таки призваны ценностные
ориентиры.
Именно ценностные ориентиры определяют
особенности и характер отношений школьника с окружающей действительностью и тем
самым в определенной мере детерминируют
его поведение. Ценностные ориентиры были рассмотрены в различных аспектах.
В социологическом аспекте ценностные ориентации
определяются как установка личности на те или иные общественные ценности и
идеалы, значимые как для общества, так и для человека (М. Вебер, В. Т.
Лисовский, Л. А. Вербицкая, Т. Н. Мальковская и др.)
Психологами ценностные ориентации
рассматриваются как способ дифференциации индивидом объектов по их значимости,
как идеологическое, политическое, этическое, эстетическое и другие основания
для оценок субъектом окружающей действительности (И. С. Кон И. В. Дубровина, И.
С. Якиманская и др.). В педагогике
ценностные ориентации определяются
через субъектное отношение
к объективным ценностям общества,
выражающиеся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют
настоящее поведение и программируют будущее. Процесс освоения ценностных
ориентаций представляет собой восхождение личности к общечеловеческим ценностям
и идеалам (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Караковский, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова)
Общим в
приведённых определениях является включённость в ориентации ценностей
и идеалов, их регулятивная функция в выборе тех или иных форм и способов
поведения, способность отражать внутреннюю основу отношения человека к
различным объектам мира. Что такое ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, для чего они служат?
Если выражаться образно, то это некие маяки, позволяющие обучающемуся не
утонуть в бездне информации. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции
поведения.
Какие ценностные
ориентиры выделяются общим образованием второго поколения?
1. Формирование
основ гражданской идентичности. Гражданская идентичность -это осознание индивидуумом своей
государственной принадлежности, своего социального окружения. Само понятие
идентичность означат полное отождествление «Я» с выборной категорией.
Существует некая структура гражданской идентичности, включающая в себя
следующие компоненты:
•
когнитивный (знания о
принадлежности к данной социальной общности);
•
ценностно-смысловой (позитивное,
негативное или амбивалентное отношение к принадлежности);
•
эмоциональный (принятие или
непринятие своей идентичности);
•
деятельностный(который
предполагает реализацию гражданской позиции в общении и деятельности, а также
гражданскую активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную
значимость)
На основе чего нам сформировать эту идентичность?
•
формирование основ гражданской идентичности личности на основе формирования
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за благосостояние общества;
•
восприятия мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и
«чужих», уважение истории и культуры каждого народа, что особенно важно в
условиях нашей страны и особенно нашей республики.
2.Далее мы говорим о формировании психологических условий развития
общения, кооперации сотрудничества на основе:
·
доброжелательности, доверия и
внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается;
формирования уважения к
окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Следующим ориентиром выступает развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческой нравственности и гуманизма:
·
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и
стремления следовать им;
·
ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных,
так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
·
формирования чувства прекрасного и эстетических
чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4.Ну и последний ориентир это развитие самостоятельности, инициативы и
ответственности личности как условия ее самоактуализации(стремление человека к возможно более полному
выявлению и развитию своих личностных возможностей):
·
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, но при этом не забывая о
формировании критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
·
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;
·
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости
и умения противодействовать действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих
возможностей.
Какие
же ценности заявлены в ФГОС? Важно заметить, что это не какие то расплывчатые,
далекие цели, которые можно интерпретировать двояко и по разному. В первую
очередь, это направленность педагогов учащихся на: • освоение общечеловеческих,
гуманистических, демократических, нравственных, эстетических и других
ценностей; базовых национальных ценностей российского общества; духовных
традиций народов России :культурных ценностей своей этнической и
социокультурной группы.
• воспитание
основ правовой, эстетической, физической, экологической, нравственной и других
культур, а также общей культуры;
• формирование таких личностных качеств
учащихся, как образованность, патриотизм, гуманизм, доброжелательность и т. д.,
гражданской идентичности;
• воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
• выполнение
нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения, правил
здорового образа жизни и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
• духовно-нравственное
развитие, нравственное самосовершенствование, выстраивание конструктивных
отношений в семье и обществе. Как видно, в Стандарте заявлено достаточно
большое количество ценностных
ориентаций. Поэтому не
случайно, что приобщение к общечеловеческими базовым национальным
ценностям должно происходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
Формирование
ценностных ориентаций в контексте Стандарта необходимо рассматривать в
соответствии с уровнями освоения основной образовательной программы. Метапредметный
уровень подразумевает освоение базовых
(универсальных) общечеловеческих и национальных ценностей российского
общества, например, таких, как «человек», «жизнь», «знания» «культура»,
«природа», «творчество» «истина», «добро», «красота» и др. Предметный уровень
подразумевает освоение предметных ценностей.
В
Стандартах говорится, что программы должны содержать «описание цен-ностных
ориентиров содержания учебного предмета». Каждый предмет имеет ведущие
ценности, на которые может ориентироваться педагог.
Список литературы:
1.
Гавакова Т. И. А.
С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А.
Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е.
Лобурца. – Полтава, 1983.
2.
Дубровина И. В. Психологические аспекты
формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные
ориентации и интересы школьников. М., 1983. -
3.
Фролов А. А. Организация воспитательного процесса
в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. –
Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.
Комментарии: