» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017
Автор: Павлова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Негативное влияние фанатизма на личность подростка
НЕГАТИВНОЕ
ВЛИЯНИЕ ФАНАТИЗМА НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
Павлова
Ольга Васильевна
учитель начальных
классов
г. Ставрополь, РФ
К вопросу важности учёта особенностей влияния фанатизма искусства
на развитие подростков
Аннотация:
В
данной статье рассматривается определение фанатизма, выделены виды фанатизма,
даются характерные признаки поведения фанатов искусства и показано негативное
влияние фанатизма на подростков.
Ключевые
слова: фанатизм,
подростковый возраст, кумир.
В настоящее время увлечения
детей подросткового возраста разнообразны, но самыми яркими и сложными являются
фанатические пристрастия. Феномен фанатизма всегда вызывал
повышенный интерес у исследователей и ученых разных областей (философов,
религиозных мыслителей, политиков, деятелей культуры, педагогов, психологов и
пр.), поскольку данное явление в различных формах находит отражение во всех
сферах общественной жизни, оказывает сильное влияние на развитие подрастающей
личности и зачастую становится причиной возникновения проблем во взаомоотношениях представителей разных поколений.
Возникающие проблемы между
взрослыми и подростками довольно частое явление, оно обусловлено тем, что
подростки переживают кризисные моменты в своем личностном становлении, а
взрослые очень часто не понимают внутреннего мира детей, не учитывают
особенности их развития, невнимательно относятся к проявлениям различных видов
фанатизма.
Фанатизм – непоколебимая,
безграничная и отвергающая альтернативы преданность индивида своим убеждениям,
находящим выражение в его деятельности и общении [1].
Международная статистическая
классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, трактует фанатизм как
психическое расстройство, отклонение от нормы, нуждающееся в лечении, и
выделяет следующие его виды [3]:
·
фанатизм идейный (поклонение какой-то
определенной идее);
·
фанатизм здоровья (представляет собой поклонение
вегетарианству – отказ от мясной пищи);
·
фанатизм религиозный (увлечение религией в
крайней степени, создание из неё культа и растворение, поклонение вместе с
группой единомышленников);
·
фанатизм политический (отстаивание только своих
целей, взглядов и жертвенность ради них);
·
фанатизм научный (представляет собой зацикленность на определенной системе фактов, при этом
игнорируются другие);
·
фанатизм спортивный (зацикленность
на каком-то виде спорта, чаще всего, в роли болельщиков);
·
фанатизм искусств (объектами для поклонения
выступают актёры, музыканты и другие
служители искусства).
Одним из наиболее
распространенных видов фанатизма среди детей подросткового возраста является,
на наш взгляд, фанатизм искусства. У подростков, в силу возрастных особенностей
и особенностей психо-эмоционального развития, есть
целый ряд внутриличностных проблем, к разрешению
которых они стремятся доступными им методами, со свойственным максимализмом,
отрицанием, склонностью к уходу от реальности и активным поиском смыслов жизни.
В случае с фанатизмом, поиск
смыслов жизни приводит к ситуации, когда подросток пытается прожить жизнь
другого человека. Не найдя понимания родных и близких, он создаёт себе кумира –
«значимого другого», со временем становящегося для него «центром вселенной».
Кумиром является некий «идеальный» человек, который может воплотить все мечты,
защитить от предательства друзей, от непонимания родителей, от плохих отношений
с учителями. В большинстве случаев подросток не только находит в своем кумире
«спасителя», но и в какой-то степени идентифицирует себя с объектом любви.
Постепенно подросток теряет свою индивидуальность, теряет шанс жить своей
жизнью, полностью растворяясь в объекте подражания. Фанат старается быть
похожим на своего кумира во всем: ест, пьет, одевается, делает похожие прически
и подражает его поведению. Одеваясь в такие же одежды, копируя манеру говорить,
не слишком уверенный в себе молодой человек обретает те качества, которые
особенно ценит или приписывает своему идеалу. Подросток находится в постоянной
фрустрации по поводу своей несостоятельности, «невзрослости».
Сливаясь с идеализируемым объектом, он наконец-то чувствует
себя знаменитым, успешным, богатым, свободным, красивым, ловким, талантливым.
В конечном счете отношение к кумиру становится любовью
к себе идеальному [4].
Но практически все безупречные
качества личности кумира, якобы проживаемая им яркая жизнь, придуманы
подростком. По сути – это лишь бурная фантазия, вызванная стремлением сбежать
от реальности и одиночества. А фанатизм создает иллюзию избавления от всех проблем
сразу.
Проанализировав труды ученых по
проблемам молодежного фанатизма, мы выявили характерные признаки поведения
фанатов искусства:
·
круг интересов фаната сужается – увлечения,
приносившие ранее радость, теперь уходят
на второй план или вовсе исчезают;
·
кумир становится центром вселенной – подросток
говорит, пишет, думает только о кумире, он не может ни на чем другом
сосредоточиться;
·
события, происходящие с кумиром, фанат
переживает крайне остро – впадает в депрессию, теряет покой. В крайних случаях
пытается покончить жизнь самоубийством, если кумир уходит со сцены или
погибает;
·
фанат возводит кумира в ранг святых,
идеализирует, обожествляет его – негативная информация о поступках и поведении
кумира отвергается подростком;
·
фанат вынужден тратить деньги – он всюду
сопровождает кумира, ездит за ним на выступления, скупает все вещи, которые
принадлежат объекту поклонения и покупает всю
атрибутику, связанную с кумиром: символику, постеры,
диски, одежду и т.д.
Фанаты постоянно чувствуют
страх потерять свой объект воздыхания, они опасаются, что не смогут жить без
кумира [2]. Все это приводит к агрессивному поведению подростков. Фанат
отстраняется, закрывается в своем выдуманном, «идеальном» мире и не может, а
более того, не хочет бороться с психологическими расстройствами, возникающими у
него. У таких подростков портятся отношения с друзьями, с семьей и с близкими
людьми, так как они, в большинстве случаев, не разделяют увлечения фаната.
Многие девочки-подростки хотят
выйти замуж за своего кумира, родить от него ребенка и, в дальнейшем, будучи
взрослыми женщинами, если не проходит увлечение, то им сложно устроить свою
личную жизнь, наладить межличностные взаимоотношения. Мужчины, у которых не
прошли подростковые увлечения, в будущем предъявляют к своим избранницам
завышенные требования.
Бурная фантазия и увлечения
могут настолько охватить психологическую сферу личности подростка, что
возникает угроза превращения их в «идею фикс», которая подчиняет себе все
интересы и мысли ребенка. Сильные увлечения могут довести подростка до
невменяемого состояния и побудить на разрушительные, ничем не мотивированные,
действия. При этом увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой
степени выраженности с формированием культа и поклонением кумиру, с подчинением
подростка, деформацией ценностей и растворением индивидуальности, является
деструктивной формой фанатизма и приводит к большим сложностям в процессе
самореализации.
Зачастую фанатом полностью
отрицается собственный потенциал, свои индивидуальные особенности, личностная
самодостаточность. Отчасти в этом виновато воспитание. Когда взрослые постоянно
недовольны подростком, сравнивают его с другими (на их взгляд более успешными)
сверстниками, ставят высокие планки. Тогда как именно в этот кризисный период
подростки нуждаются в особой поддержке, заботе и понимании. Нельзя решать
возникающие проблемы только лишь возмущениями и запретами. На подростка нельзя
давить, иначе у него сразу возникнет желание противодействовать. Взрослые
должны учитывать все особенности влияния фанатизма на личность подростка и с
уважением относиться к его увлечениям. Подростковый фанатизм носит массовый
характер, но в большинстве случаев по мере взросления проходит. С большой долей
вероятности с возрастом и помощью взрослых подросток «переболеет» фанатизмом, у
него пропадет потребность в кумире, пропадет желание сливаться с фанатичной
толпой. Если же этого не случится, надо обязательно обратиться к психологам, а
возможно и к врачам – психиатрам, потому что в таком случае фанатизм может
стать опасным для жизни самого фаната.
Список литературы:
- Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
- Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине / Е. Пенская // Человек. – М.: 2007.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. – М.: Медицина, 1995.
- http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304107 – О. Шевнина Сотворившие кумира.
Комментарии: