» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017
Автор: Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич, кандидат педагогических наук
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Военно-патриотическое воспитание как аспект формирования модели выпускника института росгвардии
УДК
378.1
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ
Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич
кандидат педагогических наук,
Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии
Россия, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются критерии эффективности
военно-патриотического воспитания будущих офицеров Росгвардии.
Приводятся, в качестве примера, основные направления, по которым осуществляется
патриотическое воспитание в военных институтах войск национальной гвардии.
Раскрывается система подготовки и формирования морально – нравственных,
психологических, военно – технических и физических смоделированных качеств у курсантов.
Ключевые
слова: военно-патриотическое воспитание,
курсанты Росгвардии, профессиональная подготовка.
Современная концепция высшего образования в области
профессиональной подготовки офицеров войск национальной гвардии предполагает
комплексный подход к формированию всесторонне развитой личности. Актуальной
задачей современного патриотически-ориентированного воспитательного процесса
является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной
роли курсанта в своем нравственно-патриотическом развитии. Как отмечает А.К.
Быков, «без отражения активной субъектной позиции молодежи в условиях жизни в
современном обществе дезавуируется демократический характер
воспитания молодого поколения в нашей стране, игнорируются важнейшие принципы
воспитания: гуманизации воспитательного процесса;
ценностно-демократической ориентации управления процессом развития
воспитания…»[1]. Важное место в ней отводится военно-патриотическому
воспитанию. Эффективность работы всего педагогического коллектива ВУЗа по
воспитанию у курсантов патриотизма находится в прямой зависимости от того,
насколько продумано и педагогически целесообразно каждый руководитель
организует эту работу, насколько разнообразны её формы и методы, как
дифференцировано она ведётся с различными категориями будущих офицеров. Чётко
спланированная работа профессорско-педагогического состава и курсовых офицеров
по военно-патриотическому воспитанию позволит смоделировать качества,
необходимые современному военному специалисту, офицеру, патриоту, защитнику
Родины. Для реализации данных качеств, педагогический коллектив должен
использовать в своей работе целый комплекс принципов, ценностей и идей
(установок) военно-политического, экономического, морально-психологического и
других, совместимых с национальным историческим наследием и связанных с
национальными интересами нашего государства. В данной работе имеются ввиду такие приоритеты как
концепция национальной безопасности, концепция общественной жизни, концепция
динамического экономического развития, концепция здорового образа жизни. Отсюда
следует, что весь учебно-воспитательный процесс в военном институте должен
рассматриваться как система подготовки и формирования поставленных
смоделированных качеств у курсантов: морально – нравственных, психологических, военно –
технических и физических.
Если коллектив, который занимается обучением и воспитанием,
будет ставить задачи на привитие у курсантов чувства ответственности за судьбу
своей страны, верности воинскому долгу, готовности к её защите, мы выйдем на
формирование морально-нравственных качеств. Развивая память, внимание,
сообразительность, ответственность, творческий подход к порученному делу,
высокую дисциплину, инициативность, мы выйдем на креативность
мышления и психологические качества. Вооружая будущих офицеров глубокими
знаниями в области военного дела, а также в области гуманитарных дисциплин мы
выйдем на формирование боевых качеств. И наконец, развивая у курсантов
ловкость, силу, выносливость, гибкость и другие качества на занятиях физической
подготовки, мотивируя у них эту деятельность как средство сохранения и укрепления
здоровья, мы выйдем на развитие военно-физических качеств и сформируем
потребность в ведении здорового образа жизни.
По определению С. Д. Полякова, с психологической точки зрения
патриотизм понимается так: «это чувство, и, следовательно, его структурные
составляющие должны носить чувственный, эмоциональный характер. Базовых
составляющих чувства патриотизма - три: принятие страны, её истории, культуры
своей, моей, нашей; чувство принадлежности ко всему позитивному в стране, её
культуре; гордость за её достижения» [2, с. 118]. Патриотическое воспитание
осуществляется по основным направлениям:
- духовно-нравственное - осознание личностью высших
ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений
реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает
развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой
проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных
профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести,
ответственности и коллективизма;
- историческое - познание наших корней, осознание
неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе,
военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних
угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и
традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся
за независимость и самостоятельность страны;
- политико-правовое - формирование глубокого понимания
конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов
в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции
безопасности страны, места и роли Росгвардии в
политической системе общества и государства;
- воспитание гражданственности - воспитание важнейших
духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального
самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную
любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому
народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных
святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству;
- профессионально-деятельностное -
формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со
служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых
качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных
задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности,
профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов
деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять
служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и
реализовывать планы своего профессионального роста;
- психологическое - формирование у будущих офицеров высокой
психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных
задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения
военной службы.
В свою очередь, патриотическое воспитание определяется как
«целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной
гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и
готовности к его защите» [3, с. 90]. В качестве главной целевой установки
военно-патриотического воспитания выступает идеал современного офицера,
обладающего вышеназванными качествами. Цель - это осознанный образ
предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие
человека [3, с. 37].
Для отслеживания эффективности работы педагогического
коллектива в данном направлении (сформированные качества личности, модели
офицера) необходимо проводить мониторинг, используя выработанные критерии
эффективности военно – патриотического воспитания.
Критерии эффективности военно-патриотического воспитания:
1) Наличие у курсантов знаний и навыков, необходимых для успешного
выполнения воинского долга перед Родиной;
2) Формирование личностных качеств, рассматриваемых как
критерий эффективности военно-патриотического воспитания;
3) Активность в военно-патриотических мероприятиях, как
фактор формирования всесторонней готовности к выполнению воинского долга.
4) Сознательный выбор курсантами военной профессии;
5) Самовоспитание будущих офицеров как показатель их
активного, сознательного отношения к своему воинскому долгу;
Таким образом, при правильной постановке задач и научном
системном подходе к организации воспитательной аудиторной и внеаудиторной
деятельности в военном институте, можно качественно выполнять социальный заказ
общества по формированию модели офицера.
Список литературы:
- Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: монография. М.: Новая школа, 2003. 304 с.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
Комментарии: