» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017
Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Студентка 2-го курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности акцентуаций характера в старшем школьном возрасте
УДК
159.9
ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Парамонова Юлия Андреевна
Студентка 2 курса
Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, г. Белгород
Аннотация: статья посвящена особенностям
акцентуаций характера старших школьников. Рассматриваются преобладающие
акцентуации характера: гипертимическая, экзальтированная и эмотивная.
Представлено описание характерных особенностей поведения. Полученные результаты
помогут лучше понять специфику данного возраста и построить эффективное
взаимодействие с учетом имеющихся особенностей.
Ключевые слова: личность, старшие
школьники, характер, акцентуации характера.
Акцентуации – крайние варианты нормы, при которых отдельные
черты характера более выражены и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида
– избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и
даже повышенной устойчивости к другим воздействиям [2]. В отличие от психопатий,
акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию
личности. Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера
со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях - развиться
и преобразоваться в психопатии [3].
Цель данного исследования: выявить особенности акцентуация
характера в старшем школьном возрасте.
В качестве диагностического инструментария нами был
использован «Тест - опросник Г. Шмишека,
К. Леонгарда: Акцентуации характера и темперамента».
Анализ акцентуаций характера старших школьников позволил
выявить уровень выраженности различных типов акцентуаций. Количество средне
выраженных акцентуаций (Ме=3,9) преобладает над количеством ярко выраженных
акцентуаций (Ме=1,3). Среднее значение по общему количеству выявленных
акцентуаций равно 5,1. Это очень высокий показатель для данного возраста.
Поскольку в норме акцентуации развиваются в период становления характера и
сглаживаются с взрослением, то в данном случае можно говорить о не сформированности характера у
современных старших школьников [4]. Наличие ярко
выраженных акцентуаций в юношеском возрасте может повлиять на социальную
адаптацию при последующем обучении в ВУЗе. Не все студенты, имеющие проблемы с
социальной адаптацией, имеют акцентуации характера. Но у каждого типа
акцентуированной личности имеются свои сложности в налаживании общения,
социального контакта и адаптации, что подчеркивает А.В. Белорусова
[1].
Анализ выраженности различных типов акцентуации характера в
старшем школьном возрасте показал, что наиболее выраженным типом акцентуации
среди испытуемых является гипертимический тип.
Полученные результаты представлены в таблице 1. Гипертимический
тип выявлен у 37,5% опрошенных, при этом у 47% данной группы респондентов
наблюдается ярко выраженная форма, у 40% - средне выраженная, у 13% - слабо
выраженная форма. Следует отметить, что 5% испытуемых имеют максимальный
показатель по данной шкале: их отличает большая подвижность, общительность,
выраженность жестов, мимики, пантомимики. Это очень тревожный результат, так
как он характеризует общую направленность личности среднего
школьника-выпускника. Такие индивиды не разборчивы в контактах, их интересы
неустойчивы и весьма поверхностны, они не могут долго заниматься одним делом и
достигать намеченных целей, постоянно переходя от одного вида деятельности к другой. Часто попадают в «плохие» компании, склонны к различного рода девиациям и аддиктивным формам поведения.
Таблица 1. Уровень выраженности акцентуаций
характера старших школьников с гипертимическим, экзальтированным и эмотивным
типами акцентуаций
Тип акцентуации |
Уровень выраженности |
Количество человек |
В % |
Гипертимический |
ярко выраженный |
15 |
47% |
средне выраженный |
13 |
40% |
|
слабо выраженный |
4 |
13% |
|
Экзальтированный |
ярко выраженный |
10 |
31% |
средне выраженный |
9 |
28% |
|
слабо выраженный |
13 |
41% |
|
Эмотивный |
ярко выраженный |
5 |
16% |
средне выраженный |
15 |
46% |
|
слабо выраженный |
12 |
38% |
На втором месте находится экзальтированный тип акцентуации
характера. Он характерен для 31,2% опрошенных, при этом у 31%
из них наблюдается ярко выраженная акцентуация, у 28% - средне выраженная, а у
41% - слабо выраженная форма акцентуации. Отличительными чертами
школьников с подобным типом акцентуации являются высокая контактность,
альтруистичность, чувство сострадания, влюбчивость, при этом подверженность
сиюминутному настроению, порывистость.
У 21,9% опрошенных выявлен эмотивный тип акцентуации характера: среди них 16% имеют
ярко выраженную форму, 46% - средне выраженную и 38% - слабо выраженную форму. Они эмоциональны, чувствительны,
тревожны, выражена гуманность, сопереживание другим людям и животным. Редко
вступают в конфликты, обиды носят в себе, бережно относятся к природе. Следует
отметить, что среди старших школьников отсутствуют тревожный и педантичный типы
акцентуаций характера. Сходные
результаты наблюдаются в исследованиях М.К. Омаровой [5].
Список литературы:
- Белорусова А.В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95155.htm
- Крыжановская И.В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. М. – 2005.
- Леонгард, К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989. – 213 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 241 с.
- Омарова М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/svyaz-strukturno-soderzhatelnykh-kharakteristik-ya-kontseptsii-s-aktsentuatsiyami-kharaktera
Комментарии: