» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Щербакова Ольга Владимировна, бакалавр
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Эффективные методы обучения навыкам говорения как средство успешной межкультурной коммуникации.
Дата публикации: 29.12.2018
ЭФФЕКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ГОВОРЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Щербакова
Ольга Владимировна
учитель английского языка
МОУ СОШ №30, г. Челябинск
Аннотация.
Статья посвящена эффективным способам обучения
навыкам говорения. Речь также идет о том, как они помогают формировать успешную
межкультурную коммуникацию. Метод "обсуждения" назван одним из
наиболее продуктивных способов развития разговорных навыков.
Ключевые
слова: речевые навыки, диалог,
межкультурная коммуникация, язык, методы.
Интернационализация
и глобализация, охватывающие все сферы общественной жизни, привлечение многими странами рабочей силы из-за границы, зарубежные
деловые поездки, увеличение
количества интернациональных рабочих групп, а также миграция
и интеграция иностранных граждан
выдвигают новые требования к решению профессиональных задач в области
межкультурной коммуникации: возникает необходимость распознавать культурную
специфику и понимать ее значение для совместной работы, признавать и уважать различия между ценностными
системами своей и чужой
культуры, развивать способность к продуктивному взаимодействию
в новых условиях.
Современный
человек, владеющий иностранным языком, оказывается вовлеченным в процесс
общения с другими людьми, являющимися представителями своих культур. В связи с
этим изучающим иностранный язык требуется не только иметь богатый лексический
запас, произношение, хорошо знать иноязычную грамматику, но и понимать и
толерантно относится к проявлению иноязычной культуре. В соответствии с
личностно-ориентированной парадигмой образования современными подходами к
обучению иностранным языкам являются личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный, а также компетентностный
подходы. Следовательно, основное значение обучения иностранному языку состоит в
формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности
осуществлять межкультурную коммуникацию [1].
Формирование
межкультурной компетенции предполагает достижение такого уровня владения
языком, который позволит, во–первых, гибко реагировать
на всевозможные непредвиденные повороты в ходе беседы; во–вторых, определить
адекватную линию речевого поведения; в–третьих, безошибочно выбрать конкретные
средства из обширного арсенала и, наконец, в–четвертых, употребить эти средства
сообразно предлагаемой ситуации.
Формирование
межкультурной компетенции предполагает взаимодействие двух культур в нескольких
направлениях: знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством самого
иностранного языка и усвоение модели поведения носителей иноязычной культуры;
влияние иностранного языка и иноязычной культуры на развитие родного языка и
модель поведения в рамках родной культуры; развитие личности под влиянием двух
культур.
Под понятием межкультурная коммуникация мы понимаем адекватное
взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным
национальным культурам. (Верещагина, Костомарова). Для развития успешной
межкультурной компетенции необходимо овладеть различными методами и
инновационными приемами обучения говорению [7]. Очень важно, что материал, подобранный педагогом демонстрировал функционирование
языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в
разных ситуациях общения и раскрывал особенности поведения, связанные с
народными обычаями, традициями, социальной структурой общества, этнической
принадлежностью.
Говорение
является инструментом успешной межкультурной коммуникации. Говорение как вид
речевой деятельности, посредством которого происходит вербальное общение служит некой тропинкой в культуру и обычаи иноязычной страны.
Одним
из самых эффективных средств развития и формирования навыка говорения как
средство успешной межкультурной коммуникации служит диалог. Именно в диалоге
можно проследить всю специфику строения языка, так как он характеризуется
широким использованием речевых клише, множеством сокращений, разнообразным
набором грамматических и лексических средств.
В
качестве эффективной коммуникации в рамках диалога рекомендуется выбирать
различные формы работы с диалогами (диалог-беседа, диалог-интервью, и т.д.). Но
к наиболее эффективным средствам обучения диалогу студентов англоязычных
факультетов можно отнести диалог-дискуссию.
Именно диалог-дискуссия помогает избежать
различные трудности в обучении навыкам говорения, которые могут быть вызваны
рядом причин:
- Психологический дискомфорт. Многие студенты стесняются говорить на языке, так как говорение требует максимальной открытости и смелости.
- Отсутствие мыслей. Иногда обучающимся тяжело сформулировать собственные мысли на заданную тему.
- Переход на родной язык. Студенты иногда прибегают к использованию родного языка, по причине отсутствия достаточного запаса слов и неестественной среде в общении.
- Неравный уровень участия студентов. У каждого студента свой запас слов и уровень владения языковыми средствами.
Метод
«Дискуссии», который является одним из значимых приемов в обучении иностранного
языка, организовывает совместную деятельность студентов. При помощи данного
способа главное целью является обсуждение поставленной важной проблемы и
нахождение верного решения в спорном вопросе.
Под
словом «дискуссия» мы понимаем некое рассмотрение, исследование. Данное слово
трактуется как способ обсуждения какого-либо вопроса группой людей. По мнению
М. Н. Пряхина дискуссия — это процесс выявления общего мнения посредством
снятия разногласий внутри группы обучающихся [7]. Именно в процессе дискуссии обучающиеся
пытаются отстоять свое мнение, учатся рассуждать и правильно излагать свои
мысли. Таким образом, в процессе обсуждения они получают новое знание и учатся
думать на другом языке [4].
Существуют
различные формы дискуссий как: Круглый стол, Форум, Симпозиум, Дебаты, Судебное
заседание, Техника аквариума, Мозговой штурм и другие [1, 9, 5]. Выделяют
несколько этапов проведения дискуссий: введение в дискуссию (подготовительный),
обсуждение проблемы (основной этап) и подведение итогов (заключительный этап)
[2].
Таким
образом, использование метода «Дискуссии» на занятиях английского языка дает
возможность: формировать как языковые,
так и речевые навыки у студентов; подготовить думающего и разбирающегося в
различных проблемах специалиста, готового к открытому межкультурному диалогу; а
также научить обучающихся создавать модели принятия
решений, которые они смогут применять не только в своей профессиональной
деятельности, но и в повседневной жизни, в процессе общения с представителями
других культур.
В ходе
анализа эффективных методов в обучении говорению, мы пришли к такому выводу,
что необходимо обучать говорению не как отвлеченному процессу, а пытаться
сделать его частью психофизиологической деятельности, которое бы обеспечивало
выработку готовности включения в ситуацию реального общения.
Ситуативность
общения динамична и непредсказуема: каждая реплика порождает новую ответную
реакцию. Ситуация не может охватить одну тему общения, так как она
непредсказуема.
Таким
образом, от ситуации общения зависит определенное ролевое поведение в процессе
коммуникации. Обучающиеся должны примерять на себя роль как слушающего, так и
говорящего. Чтобы овладеть навыком говорения, необходимо выработать
автоматизированный навык, довести изученный набор лексических и грамматических
единиц до автоматизма.
Обучение
диалогу, как одному из главных навыков говорения, служит фактором не только
автоматизации данного навыка на психофизиологическом уровне, но также и
способствует развитию правильного иноязычного мышления. При помощи дискуссии,
обучающиеся формируют картину мира, которая должна, в свою очередь, не
противоречить традициям и культуре стран изучаемого языка. Следовательно, при
эффективном обучении диалогу развивается и сама личность обучаемого.
В процессе диалога культур формируются такие качества, как терпимость,
толерантность и умение обучаемого быть готовым к открытому общению и быть
свободным от предубеждений к представителям другой культуры [3].
Межкультурная
компетенция формируется в процессе обучения иноязычному общению с учетом
культурных и ментальных различий носителей языка и является необходимым
условием для успешного диалога культур. Осознание возможных проблем,
возникающих в межкультурной коммуникации представителей разных культур,
понимание ценностей и общепринятых норм поведения являются довольно значимыми
факторами в изучении иностранного языка [4. ]И когда
обучающиеся подготовлены к их решению соответствующим образом, они могут
избежать непонимания, неадекватного восприятия поведения и потенциальных
конфликтов, которые могут возникнуть из–за неправильного использования языка,
ошибочной интерпретации реакции собеседника и оценки сложившейся ситуации. А
способность обучающегося к преломлению культурных ценностей в своем поведении
способствует становлению его как хорошего специалиста в сотрудничестве с
представителями мирового сообщества.
В заключение, резюмируя вышесказанное, мы пришли к
выводу, что обучение навыкам говорения как средство эффективной межкультурной
коммуникации зиждется на постоянной практике использования имеющегося в запасе
языкового материала, который выстроен и тщательно подобран преподавателем таким
образом, чтобы он являлся средством самореализации личности молодого
специалиста и учитывал все тонкости и особенности иноязычной культуры, а
говорение служило лишь средством познания и принятия этой иноязычной культуры.
Список литературы:
- Тер-Минасова Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово 2000, с.
- С. Л. Яковлева Межкультурный диалог: типы адаптации и подготовка к общению (Вопросы исследования и преподавания иностранных языков. Вып. 4.) – Омск, 2008
- И. А. Шиляева Актуальность проблем межкультурной коммуникации в условиях современности: межкультурная коммуникация в изучении иностранных языков (ж. Научный вестник МГЭИ №12). – М., 2002
- О. А. Обдалова, С. К. Гураль Концептуальные основы разработки образовательной среды для обучения межкультурной коммуникации (ж. Язык и культура №4 (20)), 2012
- С. С. Куклина Диалог культур становится реальностью (ж. Иностранные языки в школе №6), 2002
- Л. И. Петрова Опыт преподавания английского языка на языковых факультетах педагогических ВУЗов в контексте диалога культур (ж. Иностранные языки в школе №2), 2004
- Н. В. Барышников Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе (ж. Иностранные языки в школе №2), 2002
Комментарии: