» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Соколов Александр Александрович, инструктор-методист
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методика совершенствования "техники эпизодов игры" в футбол
Дата публикации: 12.01.2019
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «ТЕХНИКИ
ЭПИЗОДОВ ИГРЫ» В ФУТБОЛ
Соколов Александр Александрович
инструктор-методист
ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш», г. Шебекино
Аннотация. В статье рассмотрены методы совершенствования «техники эпизодов игры». При этом используются два принципа: специализированность упражнений и выполнение большого количества повторений действий с мячом в специализированных условиях.
Известно, что любой вид деятельности представляет собой совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную функцию. Двигательная деятельность футболиста в игре – это совокупность приемов органически соединенных в динамическую систему. Основными формами двигательной деятельности футболиста в игре являются: бег различной интенсивности с мячом и без мяча, ходьба, прыжки, удары по мячу, остановки мяча, единоборства и т.д. В связи с этим движение с преобладанием поступательного перемещения тела в пространстве мы относим к первой группе (ходьба, бег, прыжки); ко второй – вращательные движения тела (обманные движения); к третьей – метательные движения (броски мяча и удары). [1, 48]
Ключом к построению упражнений для совершенствования «техники эпизодов игры» является постановка двух основных задач – доставки мяча на ударную позицию и взятия ворот.
При построении упражнений для совершенствования «техники эпизодов игры» следует соблюдать два основных принципа.
Первый принцип –
специализированность упражнений. [3, 34]
Соблюдать этот принцип практически невозможно, если не учитывать аналитические закономерности игры, которые говорят о том, что:
- из каждых десяти голов восемь - девять забиваются в штрафной площади;
- примерно каждый пятый – шестой гол забивается ударом головой;
- в результате добивания мяча в ворота непосредственно первым касанием забивается 10 % всех голов;
- с
увеличением дистанции нанесения ударов по воротам на
- из всех голевых атак, начинающихся после отбора или перехвата мяча у соперника, две трети составляют быстротечные атаки, длительность которых не превышает 15 с, причем в одной трети случаев голевые атаки проходят за еще более короткое время – не более 10 с;
- с увеличением количества передач, выполненных командой с момента овладения мячом, вероятность гола снижается;
Второй принцип – выполнение
большого количества повторений действий с мячом в специализированных условиях.
[3, 35]
Только большие объемы повторений движений с мячом в специализированных условиях позволяют повысить уровень точности выполнения приемов, причем чем выше этот уровень, тем больше повторений требуется для его поднятия.
Занятия по обучению техническому мастерству должны носить стереотипную и вариативную направленность. Рекомендуется вначале проводить стереотипные занятия по обучению технике приема, остановки, передачи мяча в статическом положении, правильно указывая ребенку постановку рук, ног, туловища. Затем динамическое занятие, т.е. повторение этого элемента техники в движении с правильностью выполнения стереотипного навыка. А затем уже адаптационные занятия для закрепления и усовершенствования данного элемента техники.
Пример статического стереотипного
занятия.
1. Разминка (с мячом) 10 мин.
2. Рассказ, показ определенного элемента техники (видео) 10 мин.
3. Изучение элемента в процессе тренировки (индивидуальный подход) 30 мин.
4. Закрепление нового задания 10 мин.
5. Коллективный экзамен (повторение) 10 мин.
6. Игра 15 мин.
7. Заключительная часть 5 мин.
Стереотипные статические занятия проводятся в парах. Прием и передача
мяча на расстоянии
Пример динамического занятия.
1. Разминка (с мячом) 10 мин.
2. Скоростные эстафеты с мячом10 мин.
3. Разнообразные виды ведения мяча с ударом по цели 10 мин.
4. Удары по воротам 10 мин.
5. Игровые тактико-технические упражнения 30 мин.
6. Произвольные упражнения на технику в движении 15 мин.
7. Заключительная часть 5 мин.
В связи с тем, что техника исполнения приемов может изменяться в зависимости от того, как происходит выбор решения о действиях, в упражнениях для тренировки «техники эпизодов игры», начинающихся с овладения мячом в ходе игры, также будет иметь место разная степень преднамеренности и экспромности действий футболистов. С этой точки зрения будут выделены три вида упражнений:
Упражнения для совершенствования «техники эпизодов игры» |
||
В штрафной площади |
В зоне атаки |
В средней зоне и зоне обороны |
Стандартно начинающиеся и стандартно завершающиеся |
||
Стандартно начинающиеся и вариативно завершающиеся |
||
Вариативно начинающиеся и вариативно завершающиеся (игрового характера) |
Если в упражнениях со стандартным началом и стандартным или вариативным завершением определяются строго место начала и место завершения действий игроков с мячом, а также те технические приемы, которые должны быть использованы при выполнении этих действий, то в упражнениях игрового характера футболисты имеют возможность действовать экспромтно и применять различные с точки зрения техники способы исполнения приемов в зависимости от ситуации.
Характер начала действий игрока с мячом отражается на технике исполнения приемов. Структура движений футболиста при выполнении первоначальных действий с мячом существенно отличается в зависимости от того, овладел он мячом непосредственно в ходе игры (получил передачу от партнера, отобрал или перехватил мяч у соперника) или произвольно определил момент начала своих действий, уже владея мячом. Это связано с тем, что в этих случаях по-разному происходит оценка игроком ситуации в целом и вариантов взаимодействия с партнерами в частности.
В связи с этим желательно, чтобы футболист, отрабатывающий атакующие действия, даже при выполнении стандартно начинающихся упражнений не владел мячом еще до начала исполнения задания, а начинал свои действия именно с овладения мячом (с получения передачи партнера, отбора или перехвата мяча у соперника) в той или другой области поля.
Для этого может быть использован следующий методический прием: один из футболистов (обороняющийся игрок или партнер атакующего игрока) или тренер может «вводить мяч в упражнение» путем передач с разной степенью неопределенности в их исполнении и с разной степенью трудности для приема мяча тем игроком, который должен начинать собственно атакующие действия, или имитируя действия футболиста, который пытается выполнить обыгрыш соперника на том или другом участке поля и неожиданно «теряет» мяч при активном отборе.
Добиться того чтобы в упражнениях игрового характера футболисты овладевали мячом в конкретной области поля, можно путем специального построения упражнений.
Особое внимание необходимо уделять качественной стороне выполнения
упражнений, а именно: быстроте и
точности принятия футболистами решений о начале атакующих действий и быстроте и
точности исполнения технических приемов. [2, 26]
В итоге на примере адаптационного занятия показываем умение игроков развивать двигательные качества.
Пример адаптационного занятия:
1. Разминка с мячом (предыгровая) 15 мин.
2. Двусторонняя игра с заданием 70 мин.
3. Заключительная часть 5 мин.
Здесь показано распределение упражнений в специальных тематических занятиях по технической подготовке. По предложению Ю.А. Морозова в футболе объем техники оценивается по следующим показателям:
а) короткие и средние передачи назад и поперек поля;
б) короткие и длинные передачи вперед;
в) удары по воротам.
Одним из важных факторов методики является тестирование. При применении тестов оценивается:
а) уровень развития двигательных навыков;
б) технические способности в работе с мячом;
в) волевые качества.
После тестирования можно приступать к дальнейшему обучению и планированию занятий.
Список литературы:
- Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. М., ФиС, 1975.
- Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 2-е изд., перераб. и дополн.
- Б. Г. Чирва «Футбол. Методика совершенствования "техники эпизодов игры"». Серия: "Библиотека журнала "Теория и практика футбола".
Комментарии: