» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Атутова Евгения Николаевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Здоровый образ жизни как основное условие безопасности жизнедеятельности учащихся в курсе обж

Статья просмотрена: 563 раз

Аннотация: в статье анализируются основы формирования навыков здорового образа жизни в курсе ОБЖ с помощью активных методов обучения. Рассматриваются различные подходы к обеспечению безопасной образовательной среды для учащихся.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ОБЖ, методы обучения, life safety, teaching methods, healthy lifestyle.


«Без здоровых детей нет здорового общества…». На сегодняшний день в современном обществе все больше возрастает количество нездоровых детей. Это общеизвестно, что уровень здоровья людей наряду с такими условиями как наследственные факторы, условия внешней среды и деятельность системы здравоохранения зависит, прежде всего, от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

События, происходящие в нашем мире и в нашей стране в настоящий момент, вызывают огромные изменения во всех сферах общественной жизни человека.

Актуальность проблемы повышения уровня здорового образа жизни и безопасности человека сегодня очевидна. Так как состояние здоровья человека зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни.

При всех достоинствах большинства действующих программ обучения подрастающего поколения «здоровому образу жизни», общим их недостатком является то, что они направлены на теоретический, информационный уровень познания окружающей действительности. Ребенок рассматривается исключительно как объект для обучения, который надо наполнить «правильными» знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. Но как известно использование только теоретических данных, не так эффективно в реальной обстановке как их регулярная практическая отработка.

Согласно исследованиям в современной школе только 15-24% школьников можно назвать здоровыми [2]. Однако по результатам углубленных исследований только 2% подростков имеют стабильное состояние здоровья [3]. Эти цифры дают пищу для размышлений, и данная проблема стала стратегическим направлением социальной политики государства.

Здоровье — главная потребность человека, поэтому важная роль образования состоит в воспитании у ребенка особого отношения к здоровью как важнейшей ценности для человека. Данная цель является комплексной, а ее реализация базируется на системном подходе, ведущими направлениями которого являются следующие: 
1. Экологическое — формирование «здоровой» окружающей среды.
 
2. Социально-экономическое — формирование «здоровых» социально-экономических условий.
 
3. Медицинское — совершенствование системы здравоохранения, пропаганда ЗОЖ.
 
4. Образовательное — формирование компетентности граждан в области ЗОЖ.
 
На данный момент содержание курса ОБЖ включает в себя четыре основных раздела, направленных на формирование навыков здорового образа жизни:
 
1. Основы здорового образа жизни.
 
2. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
 
3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
 
4. Современный комплекс проблем безопасности [1].
 

Таким образом, курс ОБЖ в сфере здорового образа жизни направлен на формирование у учащихся триединого представления о здоровье, т.е. физическом, психическом и личностном, так как отсутствие или недостаток какого-либо из этих компонентов влечет за собой сбой или неполноценное развитие молодого организма.

На основе этого должны быть использованы специальные методы, которые помогут эффективно усвоить информацию, и они могут быть следующие:

- обучение в игре;

- интеграция с другими предметами;

- одновременное обучение родителей;

- практическая отработка навыков;

- мозговой штурм.

Таким образом, формирование навыков здорового образа жизни в курсе ОБЖ должно иметь комплексный подход, т.е. это одновременное обучение учащихся теоретическим основам ЗОЖ и их практическое использование в моделированных ситуациях с помощью различных навыков обучения.

Список литературы:

  1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. М., 2003.

  2. Каменская В. Г., Котова С. А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. С. 43-47. 

  3. Лобзин Ю.В. Роль инфекционной патологии в состоянии здоровья подростков и молодежи: Доклад на Юбилейной науч.-практ. конф.,посвященной 70-летию кафедры военно-морской и радиационной гигиены Воен.-мед.академии. СПб.: ВМедА. 2010. 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: