» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Коваленко Дарья Михайловна, студент магистратуры
Рубрика: Искусствоведение
Название статьи: Апсайклинг: концепция "общества сознательного потребления"

Статья просмотрена: 1800 раз

УДК-7.05

АПСАЙКЛИНГ: КОНЦЕПЦИЯ "ОБЩЕСТВА СОЗНАТЕЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ"

Коваленко Дарья Михайловна

Студент, магистратура 1 курс

Омский государственный Педагогический Университет, г. Омск

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены экологические проблемы XXI века, проанализированы причины их появления. Также приведены примеры новых движений и творческих процессов  в узких кругах, которые приходят на помощь в борьбе с сохранением ресурсов планеты,  благодаря переработки и переосмыслению уже существующего исходного материала. Приведена концепция современного общества в котором уже происходит переосмысление действительности, в котором  люди ищут новые решения в борьбе с ограниченностью ресурсов, огромного количества отходов и перепотребления.

Ключевые слова: апсайклинг, ресайклинг, дизайн, перепотребление.

 

Современное общество сейчас можно назвать обществом перепотребления. Перепотребление - это использование продуктов и товаров, превышающее нормальные потребности человека. Перепотребление резко снижает ценность продукта-техника выбрасывается как только появляется новая модель, вещи с незначительной поломкой тут же отправляется на свалку, избежав ремонта. Постоянное обновление вещей и вследствие этого огромные свалки: утилизируется гораздо больше чем потребляется. Целью достижения счастья или самодостаточности в современном обществе является сам процесс покупки, а не продукт! Конечно, в узких кругах применяются меры по решению этой проблемы и семимильными шагами происходит переосмысление обществом отношения к себе и окружающему миру, в частности в сфере дизайна. Бессмысленность в непрекращающемся приобретении некачественных, одноразовых, лишенных уникальности вещей и гор мусора убеждает людей снизить обороты потребления и искать новые дизайн-решения, касающиеся сохранения ресурсов планеты.

На помощь в борьбе с сохранением индивидуальности и ресурсов планеты приходит апсайклинг. Апсайклинг (англ. upcycling) - (вторичное использование) - это переработка и переосмысление уже существующего исходного материала, т.е. вещи, которым удалось избежать мусорного бака, обретают "новую" жизнь, по своим функциональным и эстетическим свойствам превосходящую "старую". Например старые водопроводные трубы превращаются в стеллаж, а ржавая бочка - в прикроватный столик и т.д [1].

Дизайнеры и художники всё больше используют для создания своих проектов уже бывшие в употреблении вещи, пришедшие в негодность, и преобразуют их во нечто совершенно иное, привлекая тем самым внимание общественности к экологическим проблемам. Отличный пример апсайклинга настольные города Джеймса Маккнаба из древесных отходов, которые остаются после их обработки на заводах и фабриках. Художница скульптор из Израиля создаёт замысловатых животных, в качестве исходного материала она использует детали старых сломанных велосипедов, которые зачастую собирает на свалках. одна из её известных серий эта серия dog collection, где изображены собаки в полный рост.
Не менее заметные и привлекающие внимание общественности, работы Австралийского скульптора Шона Эйври, который в качестве основного материала для своего творчества использует старые использованные диски [5].

Апсайклинг использовался за долго до появления самого термина, во многих странах он был на ходу веками, люди ремонтировали, обновляли, украшали и трансформировали вещи во что-то новое. Правда, впредь до конца 20 века такая переделка была невольной мерой для слоев бедного населения. Войны, революции, экономическая нестабильность, разруха, дефицит товаров заставляли людей переделывать старые вещи. То, что было очень памятно и ценно, продолжали бережно хранить, а все что было испорчено и изношено, чинили или переделывали во что-то иное, необходимое в данный момент времени. Во времена войны и в послевоенный период из солдатской формы кроили платья и пальто, из мужской одежды шили женскую. Парашюты применяли под скатерти, занавески и постельное белье[2].

Однако с ростом материального благополучия населения и появления общества массового потребления в капитали­стических странах Западной Европы, опыт перешива одежды терял свою популярность, люди жили под девизом «Зачем тратить деньги и время на перешив старого, когда возможно позволить себе новое?» Самостоятельный перешив одежды становил­ся неактуальным, ориентированным на бедные слои насе­ления. С другой стороны материал подеше­вел, а человеческая рабочая сила подорожала. Следовательно, пошив и перешив в мастерских и у портных стал дорогостоящей услугой и привилегией  обеспеченных слоев населе­ния.

Новый бум апсайклинга возник от обратного, т.е. на фоне товарного изобилия, в отличии  от советской культуры потребления, которая развивалась на фоне товарного дефицита

Теоретическое обоснование апсайклинг получил только в 1994 году, когда в британской газете "Salvo" впервые был упомянут термин upcycling. Где в своей в своей статье инженер Райнер Пилс критиковал современный подход к утилизации отходов. «То, что нам нужно сейчас, называется апсайклинг, когда из старого материала делается что-то новое и за счет этого возрастает его ценность, а не наоборот», — заявил он [2].

Апсайклинг в современном обществе выполняет множество положительных задач, это: - сохранение ресурсов планеты и предотвращение распространения свалок. -Спасение наиболее значимых и полезных вещей от мусорного бака. - Противостояние обществу перепотребления и глобализации - Сохранение этнокультурных ценностей -Сохранение живой истории, которая продолжает существовать в переделанных вещах. Эти вещи несут в себе память о прежних владельцах, местах, событиях — неповторимый отпечаток, который не найдешь ни в одном предмете массового производства. А если речь идет о семейных реликвиях, не обязательно ценных физически, но дорогих сердцу, апсайклинг, иногда, единственный вариант оставить их в домашнем обиходе, не пряча в дальний угол чулана или вовсе, отправляя на помойку.

Апсайклинг из хобби и модного тренда постепенно преобразовывается в стиль жизни, в философию "общества сознательного потребления". "Общество сознательно потребления" - это когда люди приобретают только то, что действительно необходимо для жизни, а остальное опять же трансформируют и переделывают под свои нужды или вторично используют уже бывшие в употреблении вещи.

Предложение производить меньше, несомненно  звучит рационально, но на практике ни одна из марок делать это не готова. Но с другой стороны  мы, потребители, можем покупать в меньшем количестве. Согласно исследованию, проведённому WRAP,  совокупность суммы купленных, но не разу не надетых, хранящихся и ждущих своего выбрасывания вещей в гардеробах британских покупателей составляет 30 миллиардов фунтов.

В германии, лидере стран по апсайклингу, например, существует, так называемый ежегодный «день без покупок», посвященный протесту против сверхпотребления. Одним из самых знаменитых германских апсайклинг-брендов является берлинский Aluc. В качестве исходного материала для своих коллек­ций они используют исключительно отходы производства небольших фирм в Австрии и Швейцарии.

Следом за Aluc в Германии за последние два года появились и другие молодые дизайнеры, которые также в качестве исходного материала используют отходы промышленного производства. Например, это  бренд из Гамбурга Beliya, производя­щий аксессуары (всевозможные сумки и чехлы для мобильных телефо­нов) из остатков кожи, которые они получают от фабрик и заводов по производству кожаных изделий— например, от одного южногерманского производителя мебели они получают кожаные диванные чехлы, которые были выбракованы по причине производственных дефектов. В дополнение к этому в ка­честве исходного материала они используют излишки дизайнерских коллекций, так что в итоге вполне может оказаться, что их сумки сде­ланы из того же материала, что и платье Valentino, — но стоят при этом гораздо дешевле.

Особую популярность в Германии набирают так называемые креативные центры, где проходят различные курсы и мастер-классы по переделке вещей, предметы считавшиеся бесполезными переделываются и тем самым приобретают новую ценность.

Также существует схожее с апсайклингом, понятие - ресайклинг. Ресайклинг в прямом смысле обозначает «повторный цикл».  Это Любой процесс, в котором отходы перерабатываются в новые продукты, материалы или вещества подходящие  для использования по первоначальному, либо по какому-то иному назначению. Надо сказать, что в сфере утилизации и сортировки мусора снова берет первенство германия, — например, именно германия в 1991 году первыми в Европе начали общегосударственную сортировку мусора. По данным Евростата, в 2014 году в Германии 47 % всего мусо­ра удается подвергнуть ресайклингу, в то время как среднестатисти­ческий процент по остальной Европе составляет 27 % 4.

В сфере моды ресайклинг — это превращение бывшей в употреблении одежды в условно новую. Главная цель подобной практики — экономия природных ресурсов.

Данное течение зародилось еще несколько лет назад, но приобрести всемирную популярность ему помогли относительно недавно популярные дизайнеры и известные бренды, которые вдохновились идеей ресайклинга при создании своих новых коллекций одежды.

Ярким примером развития экологичного направления в жизни молодежи является бум модных показов дизайнеров, решивших применять при создании своих шедевров использованные материалы. Так, популярный бренд H&M поспособствовал введению ресайклинга в топ мировых модных трендов – компания создала несколько новых коллекций одежды из вещей секонд-хенда.

Не менее популярная компания Patagonia подхватила инициативу и также начала создавать свои коллекции из вторсырья. В сети был запущен проект ReCork, в котором организаторы сумели собрать 49 млн. винных пробок для создания экологически чистой пробковой обуви. Молодые дизайнеры из Венгрии даже придумали собственную технологию, по которой они будут производить модную одежду из вторсырья для молодежи [4].

Если подвести итог то предпосылки появления общества сознательного потребления: - Это пресыщенные массовым производством, пустыми, сделанными по стандарту вещами, и желанием создать что то новое, вложить душу, историю. - Это кризис, т.е. когда люди ищут новые решения, вместо того чтобы просто пойти и купить то что нужно. Или вместо того чтобы купить дешевую вещь на один сезон, покупают более дорогую и качественную на несколько лет. - И это проблема ограниченности ресурсов, огромного количества отходов и перепотребления. Идеальная концепция общества сознательного потребления 2040-х годов для Вольфгана Хекля  это когда "для товаров предусмотрен новый сертификат, по которому важным показателем является долговечность. Экологический баланс для каждого устройства стал главным аргументом при покупке. Многие люди в промышленно развитых странах мира не нуждаются больше в бездумном шопинге, их внимания направлено на удовлетворение реальных потребностей, так как, в зависимости от соответствующего состояния ресурсов, для каждого продукта имеется числовой придел, а этика обмена с другими жителями планеты играет важную роль" [3. c 183].

Таким образом, можно сделать вывод что медленно но верно в современном обществе уже происходит переосмысление действительности и даже если человек предпримет меры в сторону того, чтобы переделать, а не выбросить вещь, он уже задаст направление окружающим его людям, что безусловно послужит развитием в сторону "общества сознательного потребления". Хочется надеется, что это не просто модный тренд, который перестанет существовать через какой-то промежуток времени, а действительно философия общества сознательного потребления - общества в стиле апсайклинг.

 

Список литературы:

  1. Апсайклинг - искусство экопереработки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rodovid.me/Asya/apsaykling---iskusstvo-ekopererabotki.html
  2. История апсайклинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logicadesign.ru/istoriya-apsayklinga
  3. Новая жизнь старых вещей/ Вольфган Хекль; пер. с нем. О. Бычковой.- М. : Манн, Иванов и Фербер,2015.-192 с.
  4. От трэша к тренду: бум продления и изменения жизни вещей в Германии 2010-х годов экопереработки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/5364
  5. Upcycling: как старая консервная банка превращается в произведение искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liveberlin.ru/posts/2017/01/16/upcycling


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: