» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Крепс Тамара Владимировна, кандидат педагогических наук, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности организации и проведения экскурсии для детей старшего школьного возраста и учащихся СПО

Статья просмотрена: 1264 раз

УДК 374.3

Особенности организации и проведения экскурсии для детей старшего школьного возраста и учащихся СПО

Нестеренко Лариса Геннадьевна

учитель биологии,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 91, г. Краснодар

Крепс Тамара Владимировна

кандидат педагогических наук,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

 

Аннотация. Авторы статьи раскрывают особенности экскурсионной методики, приводят мнение специалистов экскурсионной работы, акцентируя внимание на ее практических аспектах. В статье рассмотрены особенности методической разработки экскурсии для детей старшего школьного возраста и учащихся СПО. Данное исследование может быть полезно специалистам культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

Ключевые слова: экскурсия, методическая разработка экскурсии, дети старшего школьного возраста, учащиеся СПО.

 

Ничто так не разнообразит учебную программу, как экскурсия. Для большинства учащихся экскурсия – настоящее приключение. Для педагога же экскурсия – это возможность преподнести новый учебный материал в интересной для экскурсанта форме. Для того чтобы правильно представлять возможности экскурсии для детей старшего школьного возраста и учащихся СПО необходимо разобраться в этом понятии и его составляющих.

В.А. Ганский и Е.В. Вовнейко [1, с.13] дают следующее определение: экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Автор учебного пособия «Педагогика» В.А. Сластенин [5, с.50]., характеризует экскурсию как специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.

Многие специалисты музееведы отмечают [2, с.4, 3, с.354, 4, с.68], что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках учебного заведения.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д. Отличительной особенностью экскурсий для несовершеннолетних в сравнении с экскурсиями для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, для экскурсий, организованных для детей, больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Экскурсионная поездка с несовершеннолетними относится к сложному виду услуг. Организовывать поездку для учащихся следует заранее к планируемой дате, поскольку требуется оформление разрешения на поездку и согласование маршрута в ГИБДД. Организатору следует связаться с менеджером транспортной компании для уточнения желаемой даты, маршрута, количества человек, а также для расчета стоимости. Для перевозок детей используются автобусы с устройствами, ограничивающими максимальную скорость до 60 км/ч, а также с табличками «Дети», тахографами и навигатором, установлены кресла с возможностью регулировки и ремнями безопасности.

В план подготовки экскурсии входит определение темы экскурсии. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Затем определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников-экскурсантов на выбранные им объекты показа экспозиции.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии составляется текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначаются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами.

Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении экскурсантами простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали экскурсанты, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Экскурсия для учащихся должна быть оформлена педагогом в следующем виде.

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Содержание экскурсии:

Содержание практических заданий:

Итоги экскурсии.

Основная часть методической разработки экскурсии оформляется в виде таблицы из семи граф-колонок (Таблица 1).

В графе «Маршрут экскурсии» перечисляются участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до места окончания экскурсии, называется пункт начала экскурсии и место окончания первой подтемы, затем – место начала второй подтемы и место ее окончания и т. д. до конечного пункта экскурсии.

В графе «Место остановки» указываются точки маршрута, где для осмотра объектов предусмотрена остановка во время пешеходной экскурсии, предполагается выход из автобуса или осмотр объектов из окон автобуса без выхода из него. При заполнении данной графы следует точно и конкретно указывать место остановки, избегая расплывчатых формулировок – «Центральная площадь», «ул. Жукова» и т. п.

В графе «Объекты показа» соответственно маршруту экскурсии перечисляются основные и дополнительные объекты (здания и их части, панорамы, монументы, памятные места и другие объекты культурно-исторического и природного наследия), которые показывают группе на остановке, в ходе перемещения группы к другим объектам или остановкам. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые объекты (высокое здание, башня, колокольня).

В графе «Продолжительность экскурсии» указывается ориентировочное время пребывания на каждом участке маршрута, которое представляет собой сумму времени, затрачиваемого на показ объекта, рассказ о нем и на передвижение экскурсантов к следующей остановке.

В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» называется подтема, раскрываемая на данном участке маршрута, в данное время и на обозначенных в графе 3 объектах, а также в виде плана формулируются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Данная графа должна содержать краткие записи, а количество основных вопросов, раскрывающих подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» перечисляются рекомендации по технике ведения экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, выполнении санитарно-гигиенических требований, особенно во время загородных экскурсий, правилах поведения экскурсантов в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, требованиях по охране природы и правилах противопожарной безопасности и т. д. Например, могут быть сделаны следующие записи: группа располагается так, чтобы все видели вход в здание; группа переходит на другую сторону улицы через подземный переход (светофор); во время переезда к следующему объекту экскурсантам предоставляется отдых; на данной остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования; рассказ ведется при замедленном движении автобуса.

В графе «Методические указания» даются рекомендации по использованию наиболее эффективных для раскрытия данной подтемы методических приемов показа и рассказа. Приведем примеры записей, которые могут быть сделаны в этой графе: дается справка об объекте; используется прием зрительного сравнения; необходимо пояснить терминологию; показать фотографии и репродукции из «портфеля экскурсовода»; использовать в рассказе старые названия улиц для создания образа прошлого; показать сохранившиеся части старой постройки; использовать прием репортажа; задать вопросы экскурсантам; процитировать отрывки из произведения; указать варианты логического перехода к следующей подтеме.

Таблица 1. Пример методической разработки для экскурсии «Природа в Гузерипль и дольмены»

п/п

Основные сведенья

Содержание  сведений

1

Маршрут экскурсии

Отправление с автостанции Краснодар I –Майкоп – р. Белая – Дольмены – Кавказский Заповедник – Майкоп – Краснодар I

2

Места остановки

Майкоп (11:00-11:20) – р. Белая (12:20-12:40) – пузерипль (13:40-13:55) – Дольмены(14:30-14:50) – Кавказский Заповедник (15:20-15:40) – Майкоп (17:50-18:00) – Краснодар I (21:30)

3

Объекты показа

1.   р. Белая

2.   Дольмен

3.   Кавказский Заповедник

4

«Продолжительность экскурсии»

60 мин.

5

«Наименование подтем и перечень основных вопросов»

1. История возникновения Дольмен.

2. История возникновения Кавказского заповедника. 

6

Организационные указания

1)   Группа располагается так, чтобы была видна р. Белая и не противоречила технике безопасности.

2)   Экскурсанты становятся полукругом, экскурсовод в центре и рассказывает о дольмене.

3)    Экскурсия проводиться в музеи, где экскурсанты становятся полукругом к экспонатам и картам.

7

Методические указания

Даем определения терминов, составляем вопросы, показ фотография, ссылки на архивные и историко-библиографические данные.

 

Объем методической разработки зависит от количества экскурсионных объектов, числа освещаемых подтем, продолжительности и протяженности маршрута. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц печатного текста.

Таким образом, значение методической разработки заключается в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет соотношение основных элементов экскурсии – показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике и технике ведения экскурсии и, наконец, дисциплинирует экскурсовода.

Показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

 

Список литературы:

  1. Ганский В.А., Вовнейко Е.В. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс. – Новополоцк: ПГУ. – 2012. – 254 с.
  2. Калита С.П. Теория и история экскурсионного дела в России: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. – 30 с.
  3. Святославский А.В. Примерный тематический перечень экскурсий по курсу биологии / Под общ. ред. Л.Е. Курнешовой. М.: «Новый учебник». – 2016. – С. 354-356.
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия". – 2002. – 576 с.
  5. Смирнова А.Г. Экскурсионный метод в краеведении // Краеведение в России: История. Современное состояние. Перспективы развития / Отв. ред. С.О. Шмидт М.: АНО ИЦ «Москвоведение». – 2004. С. 167-177.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: