» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Набиева Заррина Махсуджоновна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: характерологические особенности личностей, склонных к риску
Дата публикации: 16.04.2019
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТЕЙ, СКЛОННЫХ К РИСКУ
Набиева Заррина Махсуджоновна
студентка 4
курса
Елабужский
института Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Елабуга
Аннотация. В статье
рассматриваются характерологические особенности личностей, склонных к риску.
Цель исследования: выявить характерологические особенности подростков склонных
к риску.
В соответствии с целью
исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятия «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии;
- изучить особенности характерологических особенностей подростков склонных к риску;
- организовать эмпирическое исследование взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте;
- проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что поднимаются проблемы взаимосвязи
характерологических особенностей подростков с поведенческими особенностями,
которые связаны со склонностью к риску Материалы исследования
могут быть использованы при разработке профилактических занятий,
подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции
поведенческих особенностей подростков склонных к риску.
Ключевые слова: риск,
готовность к риску, склонность к риску, личности
Существующие на сегодняшний день подходы к изучению риска в рамках
психологической науки достаточно разнообразны. При этом чаще всего риск
понимается как некий феномен, относящийся к поведенческой сфере. В то же время
в современной психологической науке риск начинает рассматриваться уже не как
общепсихологическое явление, а как личностная характеристика субъекта
деятельности. В соответствии с целью, была выдвинута следующая гипотеза о том,
что существует взаимосвязь характерологических особенностей подростков и
поведенческих особенностей, связанных со склонностью к риску.
Нами был проведен теоретический анализ понятий «характер»,
«характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной
психологии. Было выявлено, что характер – это совокупность индивидуальных
психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных
для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Характерологические особенности подростков (акцентуация характера) – это
чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая
крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Риск – это
действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение
которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Склонность к риску –
это направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и
ситуаций, связанных с риском, а также данное понятие означает выбор вариантов
альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.
Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи
характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте
при помощи следующих методик:
1.Опросник Опросник склонности к риску»
(А.Г.Шмелев). В результате проведения данной методики были получены следующие
данные, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Результаты опросника склонности к риску
УРОВЕНЬ |
|
Высокий |
49 ( 65% ) |
Средний |
26 ( 35%) |
Низкий |
0 (0 %) |
Полученные данные можно объяснить тем, что у большинства
испытуемых выявлена высокая склонность к риску, это можно объяснить тем, что
внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как
врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять
способы восприятия риска и влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация
как перспективная или как угрожающая.
2. «Мтодика изучения акцентуаций
личности» (опросник К. Леонгарда
– С. Шмишека), в результате чего, были получены
следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Результаты диагностики «Методика изучения акцентуаций личности» (опросник К. Леонгарда – С. Шмишека)
«демонстративный
тип» |
29 (14%) |
«застревающий
тип» |
15 (31%) |
«педантичный
тип» |
25 (51%) |
«возбудимый
тип» |
33 (68%) |
«гипертимный тип» |
6 (12%) |
«дистимический тип» |
46 (94%) |
«тревожно-боязливый
тип» |
12 (24%) |
«аффективно-экзальтированный
тип»: |
16 (33%) |
«эмотивный тип» |
27 (55%) |
«циклотимный тип» |
12 (25%) |
Нами был использован – t-критерий Стьюдента. В результате чего,
нами был сделан следующий вывод:
- у большинства испытуемых выявлена высокая склонность к риску, это можно объяснить тем, что внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация как перспективная или как угрожающая;
- у большинства подростков наблюдается тенденция к тому или иному типу акцентуации, это можно объяснить тем, что степень выраженности свойства относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы у испытуемых;
- так как, был выявлен признак того или иного типа акцентуации у подростков с высокой склонностью к риску, предрасположенными к риску можно считать следующие акцентуации: демонстративный тип, возбудимый тип, гипертимный тип, аффективно-экзальтированный тип, циклотимный тип. Целесообразно отметить, что у испытуемых не выявлена выраженность дистимического типа акцентуации, исходя из этого, можно говорить о том, что склонность к риску для такого типа людей не свойственна.
Таким образом,
цель исследования, которая заключалась в выявлении характерологических
особенностей подростков склонных к риску, была достигнута.
Список литературы:
- Аронсон Э. В. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. – 560 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М.: Питер, 2014. – 144 с.
- Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2015 . – 336 с
- Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. – 2016. – №9. – С. 139-14
Комментарии: