» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017
Автор: Гоптарь Марина Викторовна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной, законодательной власти субъекта Российской Федерации и пути их решения
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Гоптарь Марина Викторовна
магистр
РАНХ и ГС при Президенте РФ (Брянский филиал)
Аннотация. Данная статья посвящена
проблемам взаимодействия органов прокуратуры с органами законодательной,
исполнительной власти субъектов РФ, прокуратуре пока еще не удается полностью
добиться положения, согласно которому правовые акты субъектов РФ полностью бы
соответствовали Конституции РФ и федеральному законодательству.
Ключевые слова:
Конституция РФ, исполнительная власть, законодательная власть, прокуратура,
прокурор, взаимодействие, орган, нормативно - правовой акт, закон, обязанность.
Взаимодействие отражает связь
явлений и процессов объективного мира, взаимовлияние их друг на друга и на иные
объекты. Лишь только во взаимодействии то или иное явление, объект, состояние
могут быть поняты и осмыслены, поскольку все в мире взаимосвязано. При этом
предполагается, как минимум, два объекта взаимодействия, которые находятся во
взаимном действии друг с другом. Важность взаимодействия в живой природе
подчеркивает такая формулировка - «жизнь есть процесс особого взаимодействия
особым образом организованных тел». [6, с. 46].
Некоторые формы взаимодействия
органов прокуратуры с органами исполнительной и законодательной власти
определены непосредственно в законе. Так, статьи 1,9,9.1 ФЗ «О прокуратуре»,
закрепляя обязанность прокурора участвовать в правотворческой деятельности,
касаются и организационных вопросов этой деятельности. Но такие формы в
реальности весьма многообразны. Причем многие из них определяются
ведомственными актами органов прокуратуры.
Таким образом, взаимодействие
прокуроров с органами власти имеет общее – единые конечные цели – обеспечение
прав и свобод граждан.
В литературе подчеркивается,
что взаимодействие прокуроров с представителями органов власти имеет свои
особенности по психологическому содержанию. Психологическое содержание обмена
действиями между прокурорами, работниками органов государственной власти
субъекта РФ может быть охарактеризовано следующими моментами:
·
происходит взаимоучет планов действий
прокурорских работников и государственных служащих;
·
по результатам взаимодействия осуществляется,
как правило, анализ объективного участия сторон по вопросу взаимодействия;
·
происходит и осмысление участия во
взаимодействии с субъективной стороны;
·
такое взаимодействие зачастую имеет
организационный, созидающий характер. [7, с. 113-114].
Сказанное позволяет сформулировать
определение взаимодействия прокуратуры с органами исполнительной и
законодательной власти субъекта РФ. Это деятельность указанных органов,
осуществляемая с общими целями, имеющая правовое основание, направленная на
поддержание в регионе состояния законности, надлежащего обеспечения прав и
свобод человека и гражданина, соответствия правовых актов органов власти
Конституции РФ, федеральному законодательству, региональным законам.
Как было отмечено, по поводу
рассматриваемого взаимодействия, имеющиеся соответствующие нормативные
предписания, определяющие порядок взаимодействия органов прокуратуры с органами
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть
существует его правовая основа.
Поскольку вершину системы нормативных
правовых актов России занимает ее основной закон – Конституция Российской
Федерации, логично начать правовой анализ именно с положений, относимых к
предмету исследования, закрепленных в Конституции России. При этом учитываем их
значение, как положений, которые определяют смысл и содержание всех иных
нормативных предписаний, в том числе и федеральных законов.
Из положений статья 71
Конституции РФ, определяющих прокуратуру в качестве единой централизованной
системы, с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим, вытекает важный
вывод, согласно которому прокуратура в деле сохранения законности при
взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъекта РФ
не должна идти на компромисс.
Рассматривая вопрос о недочетах
в осуществлении взаимодействия прокуратуры с органами власти субъектов РФ,
следует, прежде всего, остановиться на недостатках, отмеченных Генеральной
прокуратурой РФ.
Одна из застаревших проблем
взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной и законодательной
власти субъектов РФ состоит в том, что все еще не удается полностью прокуратуре
добиться положения, согласно которому правовые акты субъектов РФ полностью бы
соответствовали Конституции РФ и федеральному законодательству. Необходимо
отметить, что органы прокуратуры осознают имеющиеся проблемы в осуществлении
прокурорского надзора и пытаются своими силами своевременно их устранять.
Просчеты во взаимодействии с
органами власти приводят к тому, что правовые акты органов власти изучаются
прокурорами несвоевременно. Прокуроры недостаточно активно используют формы
взаимодействия в правотворческой работе. Допускают формальный подход в
осуществлении взаимодействия, загружая органы исполнительной и законодательной
власти запросами о получении информации в виде справок по малозначительным и
формальным поводам. Или же требуют общедоступную информацию.
Указание Генерального прокурора
РФ от 08.08.2011 №236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов
необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти,
органов местного самоуправления, иных органов и организаций» [9] выполняется далеко не всегда, вследствие чего
прокуроры подменяют деятельность иных контролирующих органов, вмешиваются в
компетенцию органов власти субъектов РФ, применяют меры прокурорского
реагирования по малозначительным делам, не принимают во внимание ущерб, который
влекут необоснованные прокурорские проверки. Тем самым прямо нарушаются
предписания пункта 2 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Не всегда прокуратуры руководствуются
разъяснениями Конституционного Суда РФ о том, что при проведении прокурорских
проверок должны быть определены предельные сроки проведения проверочных
мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора
о представлении необходимых документов, материалов, сведений. [1].
Винокуров А.Ю. правильно
отмечает, что федеральное законодательство не определяет обязательность
аналитической работы органов прокуратуры и это нередко создает двусмысленное ее
положение, когда руководители органов власти субъекта РФ не спешат передавать
прокуратуре затребованную информацию, а то и вовсе ее не передают. Можно только
приветствовать предложение указанного автора об указании в пункте 3 ст. 21 ФЗ
«О прокуратуре РФ» обязательности проведения аналитической работы прокурорами.
Тогда это будет правовым основанием для истребования прокурорами различных
сведений у государственных органов субъекта для проведения аналитической
работы. [4, с. 56].
И. Чурин правильно отмечает,
что взаимодействие прокуроров с должностными органами власти должно выражаться
не в количестве совместно проводимых мероприятий, а в возрастании эффективности
прокурорского надзора. [8, с. 32].
Умело осуществляемое
взаимодействие позволяет прокурорам более полно получать интересующую их
информацию, более эффективно реагировать на выявленные нарушения законности.
[5, с. 8]. И здесь особенно важно
установления надежных контактов с должностными лицами субъектов РФ, причастных
к формированию федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ,
который на уровне субъекта формируется Центром правовой информатизации при
Министерстве юстиции Российской Федерации. [2].
Вступая в различные формы
взаимодействия с органами исполнительной власти, прокуроры должны быть на
высоте положения в плане своей правовой подготовки, владеть исчерпывающей
информацией по предмету взаимодействия. Для этого требуется тщательная
подготовка к контактам с органами власти
(изучение правовой информации, изменений законодательства, материалов
предыдущих прокурорских проверок, а также материалы проверок иных
контролирующих органов и прочее).
Взаимодействие должно
осуществляться (если не возникает чрезвычайной ситуации) на плановой основе (в
соответствии с имеющимися разработанными планами, с предварительным
уведомлением о контактах, и их согласованием с заинтересованными лицами.
Рабочие встречи прокуратуры с
руководителями органа власти субъекта РФ должны быть четко организованными,
всегда конкретными, с предложением конкретных мер, нацеленными на получение
конкретного результата. Здесь недопустимо проявление формального подхода, общие
рассуждения о том, что «надо повысить, углубить ….».
Кстати, особенно эффективны формы взаимодействия, в
соответствии с которыми прокуроры присутствуют на наиболее важных рабочих
(оперативных) совещаниях в органах власти субъекта. Во-первых, прокуроры
непосредственно получают самую современную информацию по интересующему вопросу.
Во-вторых, имеется реальная возможность прокурору без излишней волокиты
предупредить нарушение законности, немедленно и тактично указав ведущему
собранию на те негативные последствия, к которым могут привести непродуманные
решения, сомнительные с позиции законности.
Кроме того, очень значимо
осуществление форм взаимодействия:
·
не от случая к случаю, а на постоянной основе;
·
использовать не только непосредственное участие
прокуроров в правотворческом процессе, но и предоставленное прокурорам регионов
право законодательной инициативы;
·
при взаимодействии с органами государственной
власти субъектов РФ исполнять предписания Федерального закона от 09.02.2009
№8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления», [3], освещая
совместную работу с органами власти в средствах массовой информации, при
встречах с населением и т.д.;
·
при взаимодействии быть постоянно нацеленными на
правовое просвещение должностных лиц органов власти субъекта РФ (своевременно
доводить до них информацию о произошедших изменениях в законодательстве, разъяснять
в рамках лекционной или индивидуальной работы наиболее сложные вопросы право
применения и пр.);
·
координировать мероприятия, проводимые при
взаимодействии, не только с должностными лицами органов власти, но и с иными
контролирующими организациями, что позволит исключить ненужное дублирование в
контроле;
·
взаимодействие предполагает установление между
его субъектами деловых беспристрастных доброжелательных отношений. Но прокурора
должны смотреть не как на «карающую длань», а как на компетентного советчика по
сложным вопросам, своевременно помогающего предотвратить возможные нарушения
закона. На эти обстоятельства, обращено внимание, в частности, в Кодексе этики
и служебного поведения прокуроров; [10];
·
обязателен при взаимодействии учет конкретной
ситуации, сложившейся в регионе, анализ причин, которые обусловили то или иное
поведение должностных лиц;
·
в то же время прокуроры при взаимодействии
должны исключать панибратство, неоправданный либерализм и всепрощение. В случае
выявления нарушений позиция прокурора всегда быть тверда и основана на законе.
Если требуются меры прокурорского реагирования, то они должны быть
задействованы в полной мере невзирая на лица и их чины.
Таким образом, взаимодействие
региональных прокуроров с органами законодательной и исполнительной власти
неразрывно связано с функциями прокуратуры, прежде всего, с ее главной функцией
– осуществлением надзора за законностью. В то же время при таком взаимодействии
прокуроры активно реализуют и иные возложенные на них функции. Например, участие
в правотворческой деятельности, защиты прав и свобод граждан, борьбы с
преступностью и др.
Взаимодействие прокуратуры с
органами законодательной и исполнительной основывается на Конституции РФ,
федеральном законодательстве, законодательстве субъекта РФ, а также
ведомственных актах, среди которых особое значение имеют приказы Генерального
прокурора РФ. Формы и методы взаимодействия прокуратуры с органами
законодательной и исполнительной власти разнообразны, определяются конкретной
ситуацией, спецификой органа взаимодействия, особенностями решаемых прокурорами
задач и иными обстоятельствами.
Список литературы:
Правовые
акты:
1.
Постановление Конституционного Суда РФ от
17.02.2015 №2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи
6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре
РФ» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных
объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный
центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное
историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество
«Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи
беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой
организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский
правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный
стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // Собрание
законодательства Российской Федерации. № 9. 2015. Ст. 1389.
2.
Указ Президента РФ от 10.08.2000 №1486 (ред. от
18.01.2010) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового
пространства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст.3356.
3.
Собрание законодательства РФ. 2009. №7. Ст.776.
Специальная литература:
4.
Винокуров А.Ю. Правовая регламентация
«общенадзорных» полномочий прокурора нуждается в совершенствовании //
Актуальные вопросы организации деятельности прокуратуры: избранные статьи. –
М., 2012. С.56.
5.
Гизятов Р.А. К вопросу об организации и методике
информационно-аналитической работы в прокуратуре района // Организация работы
прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур: сб. материалов
семинаров по обмену опытом: вып. 6 / под общ. ред. Э.Б. Хатова; Акад. Ген.
прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2012.
С. 8.
6.
Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность.
- М.: Эксмо, 2017. С.46.
7.
Семенов А.С. Взаимодействие прокуратуры с
органами государственной власти в сфере обеспечения законности // Обеспечение
законности в Российской Федерации: материалы научной конференции (Москва, 15
марта 2012 г.). - М.: МосГУ. 2012. С.113-114.
8.
Чурин И. Законность нормативных правовых актов
как критерий оценки эффективности надзорной деятельности// Законность. 2014.
№1. С.32.
Электронные
ресурсы:
9.
Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ
[сайт]. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 08.05.2017).
10.
Приказ Генерального прокурора РФ от 25.03.2011
г. № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального
государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской
Федерации» // Законность. № 5. 2011.
Комментарии: