» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Набиева Заррина Махсуджоновна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Подростки склонные к риску
Дата публикации: 2.05.2019
ПОДРОСТКИ
СКЛОННЫЕ К РИСКУ
Набиева
Заррина Махсуджоновна
студентка 4 курса
Елабужский
институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.
Елабуга
Аннотация. В статье
рассматриваются особенности подростков , склонных к
риску. Цель исследования: выявить особенности подростков склонных к риску.
В соответствии
с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятия «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии;
- изучить особенности характерологических особенностей подростков склонных к риску;
- организовать эмпирическое исследование взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте;
- проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Ключевые
слова: рисковое поведение, подростки
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- тестирование.
Опросник
склонности к риску А.Г. Шмелева.
В
подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера.
Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом
возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни
человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего
характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы
поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается
весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст,
в отличие от дошкольного и младшего школьного, – это возраст, когда
формирование характера приобретает центрально место в общем процессе развития
- подростковый возраст является эволюционно обусловленным процессом и предполагает решение индивидом определенных задач развития, без которых невозможно полноценное взросление и адекватное взрослое поведение;
- психологические и социальные аспекты поведения и реагирования подростков детерминированы биологическими процессами, протекающими в мозге и нейроэндокринной системе в данный период, и с трудом поддаются осознанному когнитивному контролю;
- до успешного завершения подросткового периода подросток очень уязвим с точки зрения несоразмерности своих эмоциональных и когнитивных реакций и подвержен многим мучительным переживаниям, которые типичны для целого ряда психических расстройств и расстройств личности;
- успешное прохождение данного этапа развития весьма затруднительно без сопутствующего вмешательства взрослых.
Здесь возникает вопрос о том, какое
собственно поведение следует считать рисковым, в чем оно заключается. Это
поведение в современном обществе определяется социальными факторами.
Большинство исследователей под проявлениями рискового поведения, типичного для
городских подростков, понимают вождение автомобиля на высокой скорости и под
действием психоактивных веществ, раннее начало
сексуальной жизни без использования средств контрацепции, нелегальное
использование наркотиков, хулиганство, антисоциальные
проявления, частое нарушение закона, насилие и ношение оружия.При этом все исследователи сходятся во мнении, что
повышенная склонность к риску обычно проявляется не в одном каком-то виде
поведения, а в нескольких одновременно, т.е. негативные тенденции кластеризуются .
Проанализировав
полученные результаты можно сделать вывод о том, что:
- у 65% испытуемых (49 человек) выявлена высокая склонность к риску;
- у 35% опрошенных (26 человек) выявлена средняя склонность к риску;
- низкая склонность к риску не выявлена ни у одного испытуемого.
Полученные
данные можно объяснить тем, что у большинства испытуемых выявлена высокая
склонность к риску, это можно объяснить тем, что внутренняя предрасположенность
индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика
личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и
влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация как перспективная или как
угрожающая. Также исследователи выделяют тот факт, что при определенной
предрасположенности к риску и условиях поддерживающих эту предрасположенность
может сформироваться устойчивая склонность к риску, которая со временем
становится чертой личности. Подобная черта предполагает оценку субъектом своего
прошлого опыта, с точки зрения чувства «Я рискую», результативности своих
действий в ситуации шанса.
Цель
исследования, которая заключалась в выявлении характерологических особенностей
подростков склонных к риску, была достигнута, задачи реализованы.
Список литературы:
- Андреюк В.Ю., Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация // Дефектология. - 2009. - № 5. - С. 39-47.
- Ворошилин С.И. Аддиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. - 2013. - № 1. - С. 61-68.
- Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. http://www.science-education.ru/100-r5006, № статьи 0421100037/0341.
- Евдокимов А.Г. Физиологические критерии склонности к рискованному поведению у лиц молодого возраста : автореф. дис. ... канд. мед. наук; РУДН. - Волгоград, 2010. - 21 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
Комментарии: