» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Габдуллина Эльмира Мухтабаровна , студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Динамика стрессовых переживаний обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам
Дата публикации: 1.05.2019
ДИНАМИКА
СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Габдуллина
Эльмира Мухтабаровна
студентка 4 курса
Елабужский институт
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга
Аннотация. В
статье рассматривается динамика стрессовых переживаний учащихся выпускных
классов в период подготовки к итоговым экзаменам. Цель исследования: выявить
динамику стрессовых переживаний обучающихся в период подготовки к итоговым
экзаменам.
Для
достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи: 1.
определить характеристику понятий «стресс» и «экзаменационный стресс» в
современной психологии; 2. охарактеризовать психологическое состояние
подростков и старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам; 3.
определить основные направления психологической работы при подготовке
обучающихся к итоговым экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ; 4. выявить динамику
стрессовых переживаний обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам; 5.
проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие
выводы.
Настоящим
исследованием автор показал, что уровень стрессовых переживаний в период
подготовки к итоговым экзаменам у учащихся 11 класса и уровень стрессовых
переживаний в период подготовки к итоговым экзаменам учащихся 9 класса не
различен, так как в ходе исследования не выявились, достоверные различия
проявлений стрессовых переживаний. Практическая значимость исследования
заключается в том, что поднимаются проблемы стрессовых переживаний обучающихся
в период подготовки к итоговым экзаменам. Материалы исследования могут быть
использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических
рекомендаций, психолого-педагогической коррекции стрессовых состояний в период
подготовки к итоговым экзаменам в подростковом и старшем школьном возрасте.
Ключевые слова: стресс,
стрессовые переживания, старшеклассники, итоговый экзамен, подростки.
Психологическую
науку всегда интересовало влияние личностных особенностей школьников на процесс
их обучения и развития. Исходя из многочисленных трудов исследователей,
сложилось противоречие между необходимостью психологического исследования
подготовки обучающихся к итоговой аттестации и недостаточной готовностью
использования возможностей психологического сопровождения при подготовке к
итоговой оценке учебных достижений. Недостаточная реализация возможностей
психологического сопровождения при подготовке старших подростков к итоговой
оценке учебных достижений, его методов, средств, форм, отсутствие определенных
организационно-психологических условий и программно-методического обеспечения,
повышающих эффективность подготовки обучающихся к итоговой аттестации
обусловливают актуальность исследования [6, С. 182-187].
Целью
исследовательской работы являлось выявление динамики стрессовых переживаний
обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам. В соответствии с целью
была выдвинута следующая гипотеза о том, что уровень стрессовых переживаний в
период подготовки к итоговым экзаменам у учащихся 11 класса ниже, чем уровень
стрессовых переживаний в период подготовки к итоговым экзаменам учащихся 9
класса.
Нами
проведен теоретический анализ понятий «стресс» и «экзаменационный стресс». Было
выявлено, что «стресс» – это совокупность неспецифических адаптационных
(нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов
– стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а
также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в
целом). «Экзаменационный стресс» – это частная форма психического стресса,
которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным
психотравмирующим фактором. Также нами было охарактеризовано психологическое
состояние подростков и старших школьников в период подготовки к итоговым
экзаменам, а также были изучены основные направления психологической работы при
подготовке обучающихся к итоговым экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Нами
организовано эмпирическое исследование динамики стрессовых переживаний
обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам при помощи следующих
методик:
1.
Методика Комплексная оценка проявлений стресса» (Ю. В. Щербатых), в результате
проведения данной методики были получены следующие данные, представленные на
рисунке 1:
Рис. 1.
Результаты методики «Комплексная оценка проявлений стресса» (Ю. В. Щербатых).
Примечание: ССС –
состояние сильного стресса; СВС – состояние выраженного стресса.
Полученные
результаты можно объяснить тем, что состояние сильного стресса у учащихся
выпускных классов повышается в период подготовки к итоговым экзаменам, а
состояние выраженного стресса повышается у обучающихся 11-го класса, а у
обучающихся 9-го класса – снижается. Это может быть связано с интенсивной
умственной деятельностью, перегрузкой мышц или органов из-за длительного
нахождения в одном положении, нарушением режима сна и отдыха выпускников.
2.
Методика «Шкала психологического стресса» (РSМ 25). (Шкала
Лемура-Тесье-Филлиона), которая предназначена для измерения феноменологической
структуры переживаний стресса. В результате проведения опросника были получены
следующие данные, представленные на рисунке 2:
Рис. 2.
Результаты методики «Шкала психологического стресса» (РSМ 25).
(Шкала
Лемура-Тесье-Филлиона).
Полученные
результаты можно объяснить тем, что переживание стресса у учащихся выпускных
классов увеличивается в период подготовки к выпускным экзаменам. Это
объясняется тем, что во время подготовки к сдаче итоговых экзаменов обучающиеся
чаще всего переживают негативные эмоциональные состояния: тревогу,
обусловленную страхом неудачи и потери возможности дальнейшей самореализации;
нервно-психическое напряжение; снижение настроения; хроническую усталость.
Таким образом, длительные и интенсивные переживания способны привести к
ухудшению соматического состояния, снижению познавательной активности,
продуктивности учебной деятельности учащихся и как следствие снижению
результатов сдачи итогового экзамена.
3.
Методика «Измерение уровня тревожности Дж. Тейлора» (адаптация В.Г. Норакидзе)
(Приложение 3), предназначена для измерения проявлений тревожности. В
результате проведения методики были получены следующие данные, представленные
на рисунке 3:
Рис. 3.
Результаты высокого и среднего (с тенденцией к высокому) уровней тревожности
учащихся 9-го и 11-го классов.
Полученные
результаты можно объяснить тем, что у учащихся как 9-го класса, так и 11-го
класса, уровень тревожности в период подготовки к итоговым экзаменам
повышается. Это объясняется спецификой процесса подготовки к итоговому
экзамену, которая проявляется в том, что наряду с увеличением объема учебной
нагрузки (интенсификация предметной подготовки на уроках, посещение
дополнительных занятий с репетитором, самостоятельная подготовка вне занятий и
т.д.) увеличивается и психоэмоциональная нагрузка старшеклассников,
обусловленная повышением уровня тревожности.
Для
подтверждения гипотезы о том, что уровень стрессовых переживаний в период
подготовки к итоговым экзаменам у учащихся 11 классов ниже, чем уровень
стрессовых переживаний в период подготовки к итоговым экзаменам учащихся 9
классов, нами был использован – t-критерий Стьюдента, с помощью которого был
произведен расчет, для выявления отличий стрессовых переживаний у учащихся
выпускных классов в период подготовки к итоговым экзаменам, в результате чего,
нами был сделан следующий вывод:
- уровень стрессовых состояний учащихся 9-го класса и учащихся 11-го класса в период с декабря 2018 г. по апрель 2019 г. не различен. Поскольку не было выявлено, что уровень стрессовых состояний у учащихся 9-х классов выше, чем у учащихся 11-х классов, следовательно, можно говорить о том, что у учащихся выпускных классов, уровень стрессовых состояний проявляется относительно в равной степени.
- феноменологическая структура переживаний стресса учащихся 9-го класса и учащихся 11-го класса в период с декабря 2018 г. по апрель 2019 г. не различна. Поскольку не было выявлено, что уровень стресса у учащихся 9-х классов выше, чем у учащихся 11-х классов, следовательно, можно говорить о том, у учащихся выпускных классов уровень стресса проявляется относительно в равной степени.
- уровень тревожности учащихся 9-го класса и учащихся 11-го класса в период с декабря 2018 г. по апрель 2019 г. не различен. Поскольку не было выявлено, что уровень тревожности у учащихся 9-х классов выше, чем у учащихся 11-х классов, следовательно, можно говорить о том, что у учащихся выпускных классов, уровень тревожности проявляется относительно в равной степени.
В связи
с тем, что в ходе исследования не выявились, достоверные различия проявлений
стрессовых переживаний, то наша гипотеза о том, что уровень стрессовых
переживаний в период подготовки к итоговым экзаменам у учащихся 11 класса ниже,
чем уровень стрессовых переживаний в период подготовки к итоговым экзаменам
учащихся 9 класса, так как было выявлено, что уровень стрессовых переживаний
проявляется относительно в равной степени, как у учащихся 9-го, так и у
учащихся 11-го класса, цель достигнута, задачи реализованы.
Список литературы:
- Бахчина А.В., Парин С.Б., Полевая С.А. От стрессогенной нагрузки к стрессу: вегетативный код стресса при когнитивных, эмоциональных и физических нагрузках. // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. (Калининград, 23-27 июня, 2014). Калининград. – 2014. – С. 144-146.
- Гапонова С. А., Романова А.Н. Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в формате ЕГЭ. // Вестник университета. (ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления). – 2012. – № 1. – С. 120-123.
- Кожемякина М.П., Спасенников В.В. Анализ психологической составляющей подготовки учеников к единому государственному экзамену. // Психология в экономике и управлении. – 2011. – № 12. – С. 72-77.
- Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: Монография. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2006.–160 с.
- Стрижиус Е.И. Влияние «тревожности выпускника» на успешность сдачи старшеклассниками выпускных экзаменов (ЕГЭ и ГИА) // Психология обучения. – 2012. – № 12. – С. 54-67.
- Юсупов Ф.М. Влияние процедуры подготовки к ЕГЭ на эмоциональное состояние учащихся. // Образование и саморазвитие. – 2013. – № 4 (38). – С.182-187
Комментарии: