» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017
Автор: Фукалова Лариса Владимировна, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение современных технологий обучения в среднем профессиональном образовании
УДК 377
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Фукалова Лариса Владимировна
преподаватель
БУ «Югорский политехнический колледж», г.Югорск
Аннотация. Статья о современных тенденциях в системе среднего профессионального образования и использование в профессиональной деятельности преподавателя инновационных педагогических технологий.
Ключевые слова: компетенция, среднее профессиональное образование, педагогическая технология, веб-квест, скрайбинг.
В системе среднего профессионального образования реализуются новые направления в организации учебного процесса: модернизация образовательной среды, переоценка основных функций и способов деятельности преподавателей и студентов.
В педагогической практике произошла
смена пассивных методов обучения на активные и интерактивные методы работы с обучающимися на занятиях.
Обязательным условием подготовки специалистов среднего звена и рабочих является использование
в образовательном процессе таких форм как мозговой штурм, круглый стол, семинар, разбор конкретных
ситуаций, деловая и ролевая игра, групповая дискуссия и др. Активные и интерактивные
методы используются в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития
общих и профессиональных компетенций обучающихся [4].
Использование современных технологий
обучения позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на
традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
В связи с этим, современному педагогу
необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях,
осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.
В настоящее время в программах
общепрофессионального цикла большое внимание уделяется результатам освоения:
формирование у обучающихся универсальных учебных действий, личностных,
метапредметных и предметных результатов, общих и профессиональных компетенций
[7].
Большое количество часов по учебному плану отводится на самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Поэтому образовательная организация среднего профессионального образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу, формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности.
Федеральные государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования
предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки
обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту,
умениям, знаниям и компетенциям студента - вот современные условия
образовательного процесса. Востребованность выпускников учреждений среднего
профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых
педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить,
основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий.
Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на
прогрессивные педагогические технологии [2].
На занятиях учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда», которая включена в общепрофессиональный цикл и реализуемой по многим профессиям и специальностям колледжа, преподаватели используют следующие современные образовательные технологии: технология сотрудничества, технология развития критического мышления, проблемного и личностно-ориентированного обучения и информационные технологии, скрайбинг, веб-квест. Они способствуют более эффективному восприятию учебного материала студентами, повышают интерес к изучаемым дисциплинам и позволяют накопить терминологический банк, и формировать социально-коммуникативные, профессиональные умения и навыки.
Элементами любой образовательной
технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия
преподавателя и обучающегося по достижению образовательной цели) и приёмы
(как способы воздействия преподавателя на обучающегося). Все используемые
преподавателями педагогические приёмы и технологии опираются на
идею развития личности и личностных качеств в социокультурной
среде.
Наиболее новой, интересной,
адаптивной современной технологией образования
является использование веб-квестов (в переводе с английского web [web] — веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest]
– поиск) [6].
Веб-квест (webquest),
разработчиком которого является профессор образовательных технологий
Университета Сан-Диего (США) Берни Додж [6], представляет собой некое средство
обучения, предполагающее применение креативного подхода, т.е.
проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого
используются информационные ресурсы Интернета, мониторинг и
поиск. С помощью веб-квеста можно с лёгкостью проследить
метапредметные результаты по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда»,
с возможными последующими их коррекцией и развитием, а именно:
·
умение четко
излагать свою точку зрения, выражать свои мысли;
·
корректно
участвовать в дискуссии;
·
умение искать
нужную информацию и отбирать её, критически оценивать;
·
способность к
учебно-познавательной деятельности;
·
способность
аналитически оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и
т. д.
Кроме того, веб-квест может
успешно выполнять и профессионально-ориентационную функцию: попробовав себя в
какой-либо роли, студент может определиться с дальнейшим выбором рабочего места.
Поскольку в технологии веб-квестов уже изначально заложен деятельностный
подход, вполне понятно, что при выполнении заданий студенты не получают никаких
готовых ответов, а самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, что
помогает:
·
организовать
активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;
·
развивать
творческое мышление и навыки решения проблем;
·
осуществлять
индивидуальный подход к обучаемым;
·
тренировать
мыслительные способности.
Скрайбинг (английская
аббревиатура глагола to scribe – «начертить», «описать», «разметить») –
довольно новое понятие, уже успевшее завоевать популярность в области
презентаций для визуализации идей дисциплины «Эффективное поведение на рынке
труда». Это объясняется тем, что лаконичные, запоминающиеся рисунки смогли
удержать на себе внимание студентов и оказались эффективными помощниками во
многих видах деятельности, включая обучение. Являясь привлекательной новинкой,
скрайбинг-технология увлекает не только потребителей информации, но и самих
авторов презентаций.
Скрайбинг-технология сразу
показала свое преимущество по сравнению с традиционными лекциями и докладами в
информационном освещении любых аспектов человеческой деятельности. Причина
популярности скрайбинга состоит в том, что наш мозг, который на 80% мыслит
образно, легко считывает информацию, заложенную в рисунке [2].
Главная особенность скрайбинга
заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух
и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и
запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов
современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный
материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных
областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может
каждый человек в своих ежедневных делах.
В дальнейшем, наряду с
классическими видами, в ходе изучения дисциплины «Эффективное поведение на
рынке труда» могут быть использованы онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. Преимущество
видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно,
поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую
заинтересованность.
Применяя скрайбинг,
преподаватель может привлечь внимание студентов, обеспечив их дополнительной
информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы. Во время
скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд
фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Таким образом, использование технологии веб-квестов и скрайбинга, направленных на моделирование в учебном процессе профессиональной деятельности, способствуют развитию и реализации социальной и профессиональной компетентности, профессиональной мотивации и личностных смыслов будущего специалиста.
Веб-квест, являясь по своей сути
практико-ориентированным, в полной мере подходит для изучения дисциплины
«Эффективное поведение на рынке труда». В связи с этим, содержание заданий
должно быть направлено на демонстрацию модели поведения в конкретной ситуации
рынка труда. Например, при формировании умения вести себя при собеседовании
можно использовать задания, связанные с поиском информации по сбору информации
о конкретном предприятии, этапа проведения собеседования и др. [8].
Так, например, для специальности «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» задания могут
содержать элементы экономических расчетов (начисление зарплаты сотрудникам,
создание штатного расписания организации, создание ведомости учета остатков
запчастей на складе, расчетов количества постов и др.), элементы планирования
какой-либо деятельности в авторемонтном учреждении, а так же написание этапов
адаптации к организации, определение этапов развития карьеры.
Использование скрайбинга в
формировании профессиональных компетенций обучающихся, поддерживая опосредованную
память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает
его объём, обогащает профессиональный запас, развивает речь, способствует
передаче студентами знаний в соответствии с содержанием дисциплины и развивает
творческое воображение.
В завершении необходимо отметить, что
любой учебный материал (учебник, курс лекций, практикум для
лабораторно-практических занятий и др.) представляет проект учебной, учебно-профессиональной деятельности
обучающегося. В качестве интегрирующей цели выступает подготовка обучающегося к
будущей профессиональной деятельности. Результатом становится профессиональная
компетентность выпускника.
Итак, сформулируем заключительные выводы:
Становление профессиональной
компетентности – сложный, многоаспектный процесс, заключающийся во взаимосвязи
внешних, управляемых действий, осуществляющихся в обучении и представляющих его
практическую ориентацию, и внутренних личностных процессов, реализуемых в
воспитании и предполагающих наличие активности, субъектности, способности
личности к саморазвитию на основе профессиональных и духовно-нравственных
ценностей.
Веб-квест и скрайбинг являются
технологиями, направленными на практическое осуществление процесса становления
профессиональной компетентности обучающегося.
Список литературы:
1. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. – М.: МПСИ; ФИРО, 2005. – 82 с.
2. Булавкин А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380.
3. Вербицкий А.А. Проблемы модернизации высшего образования // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2014. - № 7. – С.17-23.
4. Гаршина Ю. П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 90–94.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2015.
6. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/
7. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст]/Ю.Н. Лапыгин.- М.: Юрайт, 2015.- 248 с.
8. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
9. Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда: Учебные материалы. - Самара: ЦПО, 2015.
10. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев., Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 576 с.
Комментарии: