» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Тукова Жанна Геннадьевна, студент
Рубрика: Культурология
Название статьи: Религиозные верования, традиции и обряды моздокских кабардинцев
Дата публикации: 10.05.2019
УДК 308
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ
МОЗДОКСКИХ КАБАРДИНЦЕВ
Тукова Жанна
Геннадьевна
студент
Ставропольский государственный
педагогический институт, г. Ессентуки
Аннотация.
Моздокские
кабардинцы – своеобразная этническая группа, сложившаяся в результате
переселения кабардинцев в Моздок и его районы. В исследовании мы изучили
праздники, обряды и различные обычаи данной этнографической группы кабардинцев.
Ключевые слова: моздокские
кабардинцы, языческие обряды, языческие боги, кабардинцы-христиане,
кабардинцы-мусульмане.
Моздокские
кабардинцы по религиозному признаку делились на христиан и мусульман. В далеком
прошлом и те, и другие испытывали влияние дохристианских и домусульманских
верований, поэтому не случайно вплоть до наших продолжают исполнять многие
языческие обряды и почитать различные божества, имена которых были связаны либо
с земледелием, либо со скотоводством – прямо или косвенно. Неслучайно и то, что
у кабардинцев-христиан наряду с христианством сохранились элементы
мусульманской религии. В частности, они считали, что для всех единый бог –
божество Тхьъшхуэ, посещение церкви
они называли нэмэз, широко использовали амулеты – дыуэ, написанные мусульманскими эфенди или знахарями, признавали
существование ангелов и называли их арабским словом мэлыч. Обязательными были
церковные службы. Наличие иконы – уэбраз
в каждой семье православного кабардинца было строго обязательным, обязательным
являлось и крещение[2].
У
моздокских кабардинцев одним из могущественных богов считалось божество молнии,
громовержец – Щыблэ. Интересным
являлся обряд Щыблэ удж – ритуальная пляска в честь бога грома, известный у
кабардинцев-христиан.
Люди
танцевали вокруг предмета, пораженного молнией. Две женщины обходили хутор,
оповещая всех, что бог молнии приглашает их. Каждая женщина приносила бутылку
молока к месту, где ударила молния. Здесь делали углубление, куда сливалось
молоко, после чего все закрывалось травой и цветами. После этого начинался танец – Щыблэ
удж, продолжавшийся семь дней[1].
У
моздокских кабардинцев существовали способы предохранения посевов от гибели,
вызывания дождя в засуху. Очень интересным был обряд о ниспослании дождя.
Молодежь наряжала чучело – Хьэнцэгуащэ
(покровительница речных вод), которому придавали человеческий облик. По хутору
холила процессия молодежи и детей, и просили у бога дождя. Дети заходили в
каждый дом, где хозяйки обливали их водой и выносили угощение. В конце
обрядового шествия бросали в воду чучело, и устраивалось большое угощение. При этом у людей существовала вера, что
богиня речных вод обязательно пошлет им дождь.
Верованиями
моздокских кабардинцев признавалось, что весь мир заселен добрыми и злыми
духами. От них зависят судьбы людей. Поэтому люди всячески пытались их
задобрить постоянными жертвами. Издавна существовала у людей вера в домовых, в
честь которых устраивался обряд – хамэIумыхуэ. В жертву приносили
черную курицу, которую могли есть только члены семьи. После трапезы кости
закапывали в ямку в одном из углов хлева.
Этот обычай имел место быть у обеих групп кабардинцев, поэтому не
приходится сомневаться, что обряд не был ни у кого позаимствован[3].
Кабардинцы
издавна верили в существование различных покровителей болезни, считая, что
болезни находятся во власти определенных духов и божеств. Отмечая праздники в их
честь, они верили, что задобрили богов, значит они не пошлют им болезни.
Кабардинцы-христиане
отмечали праздники в честь оспы – алярди (название позаимствовали у осетин) и
къут. В честь этого праздника готовили IэшкIэ (сладкие комья из кукурузной муки) и
обрядовые пышки. Этот праздник отмечали семьи, в которых в течение праздника,
продолжавшегося неделю, рождался ребенок. Впоследствии его отмечали ежегодно и
обязательно готовили семь IэшкIэ.
Если на следующий год в этом семье рождался еще один ребенок или хозяйство
пополнялось молодняком, или кошка приносила котят, то семья дополнительно
готовила IэшкIэ три и семь
соответственно[4].
Одним
из известных религиозных праздников кабардинцев-христиан являлось Рождество
Христово – Хъуромэ (известно, что Хъуромэ – языческий обряд, моздокские
кабардинцы связывали его с рождение Христа), который по времени выпадал на
зиму, на седьмое января. Праздник продолжался целую неделю, в течение которой
устраивались молодежные увеселения, обходы дворов односельчан с пением обрядовой
песни Хъуромэ. К вечеру все участники шествия собирались в одном из домов и
устраивали веселую и шумную трапезу, сопровождавшуюся песнями и танцами. Причем
существовало поверье, будто обряд Хъуромэ
способствовал богатому урожаю, изобилию скота, приносил счастье, здоровье и
благополучие всем[2].
За этим
следовал обряд ангъыл. Ангъыл в переводе с ногайского языка
означает «новый год». На празднике янгъил (в ночь с 13 на 14 января) для запугивания
ведьм, колдунов, шайтанов, в существовании которых люди не сомневались,
разводили костры, стреляли из ружей, прыгали через огонь, считая, что
сбрасывают в горящее пламя все свои болезни и неприятности.
В
январе отмечалось Крещение Христа. Этот обряд получил у православных
кабардинцев название топгъауэ. Во время праздника стреляли в
реку, молились у воды.
Особое внимание среди религиозных праздников у
кабардинцев-христиан занимала Пасха, и воспринимали ее как особый долг. Пост
являлся составной частью обряда Пасхи, а его окончание – завершающим этапов
долга, что нашло воплощение в самом названии окончания поста – IутIыж
(отдача). Праздник Пасхи отмечался весной в течение недели. После окончания Пасхи эта группа моздокских
кабардинцев отмечала IутIыждэшыж, IутIыжишыж, (проводы
Пасхи), затем поминальный обряд – IутIыжкъэдэх (родительский
день). До наступления Пасхи не употреблялось в пищу мясо. В последний день
поста отмечался лыубыд – специально
готовились разнообразные мясные блюда[3].
Моздокские
кабардинцы-христиане отмечали ряд праздников, связанных с природными явлениями,
временами года, началом или окончанием сельскохозяйственных и других работ.
Так, с
наступлением весны, оживлением природы отмечался праздник сырымэ или же сармей –
Масленица. К празднику пекли блины, как воплощение солнца.
Со
сменой времен года был связан праздник хьэкугъэпль (растопка печи). В этот день
затапливали печь и пекли три блина. Считалось, что если не отмечать праздник,
связанный с наступлением осени и началом отопительного сезона, то в доме всю
зиму не будет тепла.
Праздник
Вознесения – Тхьэжькъуьэж был так же связан с природными явлениями, в
частности, с наступлением весны.
В августе устраивали очередной двухдневный
пост, связанный с христианским праздником Успения. Моздокские православные
кабардинцы называли его марему. Праздник
был связан с уборкой урожая, созреванием фруктов, которые освещались в церкви[5].
Проблема обеспечения кормами скота нашла
воплощение в празднике уэлбэн
(Троица). К празднику дома украшали зеленью – листьями, ветками, резали
ягненка, все это символизировало
изобилие и богатство в семье.
Подводя итог можем сказать, что православные
кабардинцы в большей степени смогли сохранить практически все языческие
праздники, но с принятием христианства связали их уже с религиозными
праздниками. Языческие элементы остались как дань предкам и элементы древних
культур и традиций кабардинского народа.
Список литературы:
- Болова И.М. Моздокские кабардинцы: Историко-этнографическое исследование. - Нальчик.: Полиграфсервис и Т, 2001. - 184 с.
- Кунов Н.А. Моздокские кабардинцы. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея». 2002, - 159 с.
- Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. - Нальчик. 1994, - 120 с.
- Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. - Нальчик: Эльбрус. 2005, -170 с.
- Ногмов Ш.Б. История адыгского народа. - Нальчик: Эльбрус. 2010, - 205 с.
Комментарии: