» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Рунёв Андрей Олегович, студент 2 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: К вопросу об отдельном предмете экономика вне обществознания в массовой школе
Дата публикации: 10.05.2019
УДК 372.83
К
ВОПРОСУ ОБ ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИКА ВНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
Рунёв
Андрей Олегович
магистрант 2 курса
Афонин
Максим Владимирович
магистрант 2 курса
Северо-восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация. Автором поднимаются проблемы экономического содержания в курсе обществознания. В статье рассматривается проблемы становления отдельной от обществознания дисциплины «экономика». Конечной целью работы является написание диссертационной работы по данной проблематике.
Ключевые
слова: Обществознание, экономика, анкетирование, проблема кадров,
учебно-методический комплекс.
Актуальность:
Важность экономического содержания в курсе обществознания не вызывает сомнений.
Именно в школе обучающиеся получают базовые представления об экономике,
экономических взаимоотношениях. Обществознание воспитывает в школьниках
принимать рациональные решения в экономической сфере, будущих
налогоплательщиков и предпринимателей. К сожалению, на сегодняшний день,
учителя и школьники, так или иначе, сталкиваются с определенными трудностями в
преподавании экономики, а они в свою очередь влияют на результаты ЕГЭ по
обществознанию. Данные статистики последних лет показывают, что по вызываемым
затруднениям у выпускников, экономика стоит на втором месте, поле политологии.[5,
с. 576] В связи с этим, многие ученные и педагоги считают, что экономику
необходимо преподавать отдельно от обществознания. Автором был проведено
анкетирование среди практикующих учителей обществознания в школах г. Якутска и
некоторых районов РС(Я), которое ставило следующий вопрос: «Согласны ли вы, что
экономику необходимо преподавать вне обществознания?». Большинство учителей
обществознания ответили положительно. Стоит
отметить, что педагогический стаж работы учителей истории и обществознания, прошедших
анкетирование, варьируется от 2 до 37 лет.
Таким
образом, цель статьи – изучить вопрос о
становление предмета экономики вне обществознания в средней школе.
Постановка цели определила задачи статьи.
- Рассмотреть историю развития экономики как отдельного предмета в школе.
- Выявить проблемы, которые в силу тех или иных обстоятельств не позволяет экономике стать отдельным предметом вне обществознания.
Проведенное
анкетирование показало, что % из всех опрошенных учителей поддерживает вывод
экономического блока из курса обществознания. Такого же мнения придерживается и
Л. Л. Любимов, один из создателей Высшей школы экономики, доктор экономических
наук. Лев Львович, считает, что
экономику нужно преподавать в средней школе отдельно. Сторонники подхода
Любимова допускают определенную интеграцию экономики с другими дисциплины в
младшей школе через окружающий мир, справедливо указывая, что необходимо
пересмотреть содержание программ. Допускаемая интеграция экономики в средней
школе с обществознанием не должно идти дальше 5-6 класса. А, начиная с 7-го
класса, экономика должна идти отдельным предметом в средней и старшей школе. Углубляясь
в суть вопроса видно, что идея преподавания экономики вне обществознания не
нова, поскольку такая политика была уже предпринята вначале 1990-ых, когда
экономика стала отдельным предметом в ряде школ, и переживало достаточно бурное
развитие. Этому способствовал энтузиазм отдельных ученых, преподавателей высших
учебных заведений и автором учебных пособий и учебников по экономике при
фактически полном невмешательстве государства. Среди них были Л. Л. Любимов, В.
С. Автономов, И. В. Липсиц и другие. Предполагалось, что будет Единый
государственный экзамен по предмету «экономика».
Однако
политика унификации образования,
проводимая вначале 2000-ых гг. и ряд других факторов способствовал стагнации
экономике как отдельного предмета. После 2004 начинают сокращаться школы, в
которых экономика преподавалась как отдельный предмет. Осенью 2004 начали отменять
всероссийские олимпиады по экономике. Вскоре, под давлением школ и педагогов, проведение
олимпиад вернули. Но добиться право проводить Единый государственный экзамен по
экономике не получилось. Поскольку государственным экзаменом предмет «экономика»
не стал, директора школ приняли рациональное решение — упразднить экономику как
отдельный предмет вне обществознания. В 2008-2009 гг. экономика, как и право
практически исчезли из школьной учебной практики.
Такое
положение дел было обусловлено рядом факторов. Во-первых, это связанно с проблемой
кадрового обеспечения. Спрос на педагогические кадры по направлению учитель
Экономики наблюдался в 1992 году, тогда Министерство образования РФ начало
готовить соответствующие кадры в высших учебных заведений, которые исчислялись
десятками. Однако в 1999 году подготовка учителей по специальности экономика
приостановилась. Сегодня их готовят только РГПУ им. А. И. Герцена; Выборгский филиал
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; ВГПУ (Волгоград) и возможно еще пару ВУЗов. Такое количество
ВУЗов, где готовят учителей экономики в области среднего общего образования, не
может обеспечить кадрами 42621
организацию, где осуществляют образовательную деятельность по программам
основного общего, среднего общего образования [2, с. 31]. Важно также понимать,
что не каждый выпускник высшего учебного заведения по направлению
«педагогические образование» связывает свою дальнейшую карьерную деятельность
со школой. Касаемо учителей экономики, то в 2008 году была проведено
исследование, целью которого являлось рассмотреть, сколько выпускников по
направлению «педагогическое образование» учитель экономики становятся кадрами в
школах. Доля таковых составляет лишь 5-10%.[1, с.144] С другой точки зрения, мы
имеем итоги всероссийской проверки
владения предметами учебной программы, проведенной в 2018 году. Проверка
состояла в том, что учителя должны были продемонстрировать владение предметом. Результаты
этой проверки выявили, что учителям преподавать отдельный от обществознания
предмет «Экономика» достаточно проблематично. Более успешно с проверкой
справились учителя обществознания и право. [4]
Проблема
кадрового обеспечения наглядно показывает, что идея сделать экономику отдельным
предметом вне обществознания в массовой школе достаточно затруднительно и маловероятно.
Безусловно, есть школы – гимназии, где экономика, как и право, являются
отдельными от обществознания предметами. Но таких профильных школ достаточно
мало. Наше анкетирование, было проведено в средних школах, где нет экономики
как отдельного предмета, экономическое содержание включено в обществознание. Во
многих средних школах России экономику преподают те же учителя истории,
обществознания и географии.
Вторым
фактором сторонники подхода Любимова видят проблему в обеспечении предмета
необходимыми учебно-методическими комплексами. Имеющиеся учебники являются
несостоятельными, предназначены только для старших классов, а если выпускник не
нацелен в дальнейшем стать экономистом, не учиться в профильной школе или
классе, то все необходимые знания по экономике в старших классах они
подчеркивают из курса обществознания, где основным учебником является комплекс
УМК разработанный Боголюбовым. Сторонники подхода Любимова признают, что в
учебниках Боголюбова по обществознанию строго следует ФГОСу в контексте
экономического составляющего. Но сравнивая обществознание с экономикой как
отдельные дисциплины, они считают, вопрос лежит в плоскости качества. То есть,
претензии сторонников к учебнику Боголюбова за 10-11 классы заключаются в том,
что серьезное изучение экономики проходит только в 11 классе. Вторым пунктом
данной проблемы является отсутствие или недостаточное внимание таким темам как
«выбор» и «альтернативная стоимость», «рыночный механизм», «конкуренция»,
«рыночное равновесие», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы
семьи», которые являются основополагающими при изучении экономики. А некоторые
темы, например «спрос и предложение», рассмотрены некорректно, отсутствуют
экономические формулы. [с.146-147] С другой стороны, Романова М.Ю. в своей статье «Школьный предмет экономика:
современное содержание и перспектива развития» провела анализ основных
учебников школьной дисциплины Экономика. Результаты анализа показали, что в
ряде учебников по экономике содержание учебно-методического комплекса остро
стоит проблема о морально-нравственном воспитании школьников на уроках
«экономики»[3, с. 119-120].
Таким
образом, первой проблемой является кадровый вопрос, с которым связанно как
количество кадров, так и качество их подготовки. Второй проблемой является УМК
по экономике. Это касается не только
отдельных учебников и пособий по экономике, но и экономического содержания
учебников обществознания, которые требую корректировки или пересмотра
содержания. Исходя из сказанного, делаем вывод, что сторонники сделать
экономику вне обществознания сталкиваются с комплексом проблем, решение которых
невозможно в силу трех основных факторов.
- Образовательная политика, где нет места экономическому образованию как отдельному предмету для всех средних школ по стране, и не закрепленное в виде итоговой государственной аттестации, а входит как часть ЕГЭ по обществознанию.
- Вопрос подготовки кадров.
- УМК.
Только
комплексное решение данных проблем позволит приблизиться к становлению
экономики отдельной от обществознания дисциплине. До тех пор в большинстве школ
ответственность за экономическое образование будет лежать на учителях истории,
обществознания и географии.
Список литературы:
- Михеева С. А. Становление школьного экономического образования // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 136–151.
- Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г. Г. Ковалева, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. — с. 31
- Романова М.Ю. Школьный предмет Экономика: современное содержание и перспективы развития // Проблемы современного образования. — 2015 — № 2. — С. 112-125
- Рособрнадзор: Половина учителей не справились с работой по математике. URL: https://rg.ru/2018/11/12/rosobrnadzor-polovina-uchitelej-ne-spravilis-s-rabotoj-po-matematike.html (Дата обращения: 23.12.2018)
- Степанова С. В., Рунёв А.О. Проблемы заданий экономического блока в ЕГЭ 2015-2017 гг. // Actual scientific research 2018. XXXVII Международная научно-практическая конференция. — М.: «Олимп, 2018. — C. 576-579
Комментарии: