» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Мараховская Галина Самвеловна / Кряж Екатерина Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, институт экономики и управления / студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы бизнес – планирования в хозяйственной деятельности российских предприятий
Дата публикации: 22.05.2019
ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Мараховская Галина Самвеловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
менеджмента, институт экономики и управления
Кряж Екатерина Витальевна
студен
Северо-Кавказский Федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация. В статье описаны
особенности ведения бизнес – планирования в России, а так же потенциальные
проблемы, с которыми могут столкнуться руководители.
Ключевые слова: Бизнес-планирование,
проблемы, предприятие
В настоящее время в отечественной практике
управления потенциал бизнес – планирования по – большей части недооценивается. Это
может быть объяснено тем, что зарубежные технологии, применяемые в странах
Европы и Америке, недостаточно адаптированы к российским методикам.
Перед
разработчиками бизнес-планов стоит задача - привлечение инвесторов. Каждый инвестор
может иметь свои особенности для заемщиков. Но цель всюду одна — нужно доказать
финансовую эффективности проекта, другими словами — то, что вложенные в проект
деньги принесут ожидаемую прибыль.
Проблемы совершенствования и оптимизации
технологии, методики и общей организации планирования проектов выходят на
первый план при долгосрочном бизнес – планировании. Необходимость разработки мероприятий по
анализу и уменьшению параметров риска планирования на всех стадиях жизненного
цикла проекта так же является частью планирования.
В условиях современного состояния российской
экономической системы долговременное планирование серьезно затруднено, так как
экономика нашей страны неустойчива и нестабильна. Такие внешние факторы, как спад
производства, инфляция, налоговая система и ее нестабильность, недостаток системности
и противоречивость законодательства в экономической сфере оказывают серьезное
воздействие на предприятие.
Подобные факторы затрудняют процесс планирования для предприятий, но не
снижают его значимость. К сожалению, в настоящее время у подавляющего
большинства предприятий и организаций нет таких инструментов планирования, как
разработанные планы, нормативы, правила и подобных. [1]
Гарантией эффективного функционирования
предприятия и выработки стратегии организации, может служить качественно
разработанный бизнес-план, что имеет важнейшее значение в деятельности компании.
[2]
Как результат отсутствия информации о
конкурентной среде на отраслевых рынках, о конкурентоспособности выпускаемых
товаров и оказываемых услуг, могут возникнуть сложности при внедрении в
практику полноценного бизнес-планирования. Стремление
к безотчетному использованию зарубежных методик составления подобных документов
является частым недочетом в современной отечественной практике конструирования
бизнес-планов.
Опыт зарубежных предприятий является основой для отечественных
предприятий. Однако очевидна, необходимость в адаптации к российской
действительности, поскольку отличия от экономик развитых стран Запада являются
серьезным барьером.
Учет характерных национальных черт в предпринимательской деятельности в нашей стране
необходим для осуществления бизнес-планирования. Предприятия
должны иметь гарантии возможности использования максимально эффективных моделей
достижения ожидаемых целей предпринимательской деятельности. [3]
Осуществление бизнес-планирования
в России несет в себе целый комплекс характерных особенностей. К таким
особенностям можно отнести:
- постоянно трансформирующееся экономические задачи для долговременного планирования. Руководители организаций вынуждены самостоятельно прогнозировать деятельность компании, учитывая конкурентную борьбу, изменения на отраслевых рынках, процессы инфляции, нестабильность налоговой системы и многое другое [4].
- отсутствие профессиональной подготовкой, требуемой для разработки бизнес-планов в современных экономических условиях. Интуитивное реагирование на формирующиеся ситуации, вызванное отсутствием опыта прогнозной деятельности, крайне неэффективно в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Устранение описанных выше проблем возможно путем
консультирования специалистами по бизнес – планированию. Сейчас они достаточно
востребованы, особенно когда это касается долговременного планирования. Зачастую
именно крупные предприятия и организации выступают потребителями таких услуг. Но Представители сфер малого бизнесаа
чаще всего самостоятельно повышают уровень осведомленности о бизнес – планировании.
Курсы повышения квалификации и уровня знаний сотрудников в сфере бизнес –
планирования, тренинги соответствующей направленности, привлечение специалистов
по инвестиционной аналитике представляются целесообразным для
в целях повышения эффективности работы. [5]
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что на
современном этапе для достижения максимального результата необходимо обладание
навыками реального оценивания экономического состояния компании, ее положения
на отраслевых рынках в конкурентной среде. Помимо этого руководитель
предприятия, желающий совершенствовать эффективное функционирование компании,
должен уметь прогнозировать последующую финансовую деятельность в зависимости
от обнаруженных недостатков и слабых мест.
Список литературы:
- Грицук Р. Н. Особенности бизнес-планирования на российских предприятиях // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона. — 2015. — С. 240–243.
- Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии // Учебник для бакалавров / Москва. — 2013. — С. 188. Планирование на предприятии: Учебник/ Р. В.
- Савкина- М:. издательство –торговая компания «Дашков и К», 2013.-324с.
- Троянова Е. Н., Рыжов А. В. Проблемы бизнес планирования на предприятиях в условиях экономического кризиса // В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. — 2016. — С. 96–98.
- Черняк В. З., Эриашвили Н. Д., Барикаев Е. Н.. Бизнес-планирование: Учеб. пособие / под ред. В. З. Черняк, Г. Г. Чараев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — –с.36
- Хабалтуев А. Ю., Авдеева М. А. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 90-91. — URL https://moluch.ru/archive/178/46201/ (дата обращения: 28.04.2019).
Комментарии: