» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (28) 2019
Автор: Вязов Алексей Евгеньевич, Студент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Магистральный нефтепровод. Виды и причины дефектов
Дата публикации: 12.07.2019
УДК 622
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОВОД. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ
Вязов Алексей Евгеньевич
студент
Поволжский Государственный
Теxнологический Университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация. Магистральный
трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического
комплекса России. В данной работе рассматриваются основные причины и виды
дефектов.
Ключевые слова: Нефтепровод, магистральный нефтепровод, нефть, дефекты труб.
Введение. Магистральный
трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей
топливно-энергетического комплекса России.
Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом
реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать
поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
В последние годы на нефтепроводах наблюдается
тенденция роста количества аварий. Отказы происходят в основном из-за
коррозионного износа и старения трубопроводов, несовершенства проектных
решений, заводского брака труб, брака
строительно-монтажных работ, по вине эксплуатационного персонала и по другим
причинам.
Дефект - это любое
несоответствие регламентированным нормам.
Основной причиной дефектов
является отклонение рабочего параметра от нормативного значения, обоснованного
допуском.
Дефекты трубопроводных конструкций
подразделяются на:
- дефекты труб;
- дефекты сварных соединений;
- дефекты изоляции.
Имеющиеся на стенках трубопроводов дефекты,
групповые коррозионные язвы снижают несущую способность трубопроводов и могут
привести к отказам. Аварии на трубопроводах, связанные с разрывом стенок труб,
происходят относительно редко, однако, даже незначительный разрыв стенок
трубопровода может нанести огромный ущерб, связанный с загрязнением окружающей
среды, возможными взрывами и пожарами, человеческими жертвами, нарушением
снабжения потребителя нефтью.
Различают следующие дефекты труб:
- металлургические – дефекты листов и лент, из которых изготавливаются трубы, т.е. различного рода расслоения, прокатная плена, вкатанная окалина, поперечная разнотолщинность, неметаллические включения и др.
- технологические – связаны с несовершенством технологии изготовления труб, которые условно можно разделить на дефекты сварки и поверхностные дефекты
- строительные – обусловлены несовершенством технологии строительно-монтажных работ, нарушениями технологических и проектных решений по транспортировке, монтажу, сварке.
Причины возникновения дефектов труб:
- существующая технология прокатки металла, технология непрерывной разливки стали на отдельных металлургических заводах является одной из причин изготовления некачественных труб. Нередки случаи разрушения по причине расслоения металла;
- при изготовлении труб приходится подвергать металл нагрузкам, при которых он работает за пределом текучести. Это приводит к появлению наклепа, микрорасслоений, надрывов и других скрытых дефектов.
- недостаточный контроль заводами геометрической формы труб. Например, на трубах диаметром 500…800мм смещение кромок достигает 3мм (при норме для спирально-шовных труб 0,75…1,2мм), овальность - 2%;
- механические воздействия при погрузочно-разгрузочных, транспортных и монтажных операциях приводят к появлению на трубах вмятин, рисок и царапин.
В металле труб не допускаются трещины,
плены, рванины, а также расслоения, выходящие на
поверхность или торцевые участки металла.
Незначительные забоины с плавными очертаниями, рябизна и
окалина допускаются при условии, если они не выводят толщину стенки за пределы
допустимых отклонений.
В сварных соединениях, выполненных ДС, не допускаются
трещины, непровары, выходящие на поверхность свищи и
поры, подрезы глубиной более
В основном металле труб, за исключением прикромочных
зон сварного соединения и торцевых участков труб, допускаются расслоения, если
их размер в любом направлении не превышает
Допускаются расслоения площадью менее 5000 мм2 и длиной в любом направлении
Вывод. Сохранение работоспособности линейной части трубопроводов
является одной из важнейших проблем трубопроводного транспорта. В этом плане
большое значение имеет своевременное и качественное проведение профилактических
мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и повышение несущей
способности линейной части трубопроводов.
Отказы на магистральных трубопроводах наносят не только
большой экономический ущерб из-за потерь продукта и нарушения непрерывного
процесса производства в смежных отраслях, но могут сопровождаться загрязнением
окружающей среды, возникновением пожаров и даже человеческими жертвами.
Список литературы:
- Беляева В.Я. Нефтегазовое строительство: учебное пособие для студентов вузов /В.Я. Беляева. –М.: ОМЕГА-Л, 2005. –744с.
- Вайшток С.М.. Трубопроводный транспорт нефти /С.М. Вайшток, В.В. Новоселов, А.Д. Прохоров . –М.: Недра, 2002. –407с .
- Юфин В.А. Трубопроводный транспорт нефти и газа /В.А. Юфин, В.Д. Белоусов, А.Г. Немудров. –М.: Недра, 2012. – 311с.
Комментарии: