» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019
Автор: Кузнецова Людмила Александровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организация единого речевого режима в ДОУ
Дата публикации: 21.07.2019
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ
Кузнецова Людмила Александровна
воспитатель
МБДОУ детский
сад №22, станица Ярославской
Аннотация. В статье
говорится об опыте научно-практической деятельности, который позволил
определить основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.
Ключевые слова: речевой режим, педагогика, коррекционно-развивающая работа, слова-эмболы, требования к речи педагогов.
Формирование
единого речевого режима включает несколько взаимосвязанных аспектов,
практическая реализация которых становится возможной только при взаимодействии
всех специалистов ДОУ, наличия у них заинтересованности в создании условий
для гармоничного языкового и речевого развития детей:
1. Формирование педагогических требований
к речи сотрудников.
Речь
взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна,
так как является образцом для подражания детей. Она должна быть ритмичной,
плавной, нормальной громкости — не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое
восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку
может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Интонационное
оформление речи окружающих имеет большое значение для формирования как
семантико-синтаксических, так и сверхсегментных характеристик речи. Поэтому
педагогу в общении с детьми особое внимание следует уделять эмоционально
выразительным естественным интонациям.
Кроме этого,
педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек
(диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмболов
— мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое
внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой
лексике, грамматической структуре фраз. По форме и по тону речь педагога
всегда должна быть безупречно вежливой. Грамматическое оформление обращенной
речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще
должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.
2. Формирование единых требований и речи
детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей.
Для создания
оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами
единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям.
Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного
и динамического изучения состояния речи каждого ребенка. В
нашем ДОУ такая диагностика языкового и речевого развития детей осуществляется
при конструктивном сотрудничестве воспитателей и логопедов и включает начальное,
промежуточное и итоговое исследование. При этом специалистами отмечаются
как индивидуальные особенности языка и речи каждого ребенка, так и общий
уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя
полученные данные, воспитатели совместно с логопедами определяют
индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и
содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка
или подгрупп детей. Эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами
на групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи.
3. Создание обогащенной соответствующей
возрастным особенностям и образовательным потребностям детей
коррекционно-развивающей речевой среды.
Процесс
развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре.
Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую
деятельность ребенка, необходимой для развития речи, а также способствующей
преодолению имеющихся у него нарушений речевого развития, — одно из важных
направлений деятельности ДОУ.
При ее
проектировании педагогам необходимо учитывать возрастные особенности речи
детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей),
уровень общего развития и характер игровой деятельности.
Сотрудники и
администрация нашего ДОУ создали в группах уголки художественной литературы,
различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук,
дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития, картотеки
артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания.
Кроме того,
для активизации речи детей в группах представлены и активно используются
игровые модули для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок,
игрушки-маркеры, наборы для театрализованной деятельности (настольный театр,
элементы театральных костюмов). Часть этих материалов была создана совместно с
родителями воспитанников.
4. Организация работы с родителями,
направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.
Активное
вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников играет
большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких
взрослых в правильном речевом развитии ребенка. Опора на
семью, серьезный настрой родителей на проведение в
семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у
детей значительно облегчают работу воспитателей в этом направлении, позволяют
создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач
коррекционно-речевой работы в детском саду, грамотно их реализовывать в
соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников.
Список литературы:
- Степанова ОЛ. Организа¬ция логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.
- Шашкина Г.Р., Зернова JIJI., Зимина ИЛ. Логопедическая ра¬бота с дошкольниками: Учеб. пособие, для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.
- Гаркуша Ю.Ф. Специаль¬ные преобразования педагогичес¬кого пространства как страте¬гия воспитания детей с наруше¬ниями речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в разви¬тии речи и их преодоление. М., 2001.
Комментарии: