» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019
Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: О проблеме беспризорности и безнадзорности детей и подростков: региональный аспект (на примере Республики Мордовия)
Дата публикации: 25.07.2019
УДК 34
О ПРОБЛЕМЕ
БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ
АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Киселева
Екатерина Александровна
магистрант факультета истории и права
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный
педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г.Саранск
Аннотация. В
данной статье говорится о проблеме беспризорности и безнадзорности детей и
подростков. Даны определения понятиям «беспризорность» и «безнадзорность».
Подробно проанализирован региональный аспект безнадзорности несовершеннолетних
на примере Республики Мордовия. Выявлены пути решения данной проблемы.
Ключевые
слова: безнадзорность, беспризорность, дети, подростки, органы
опеки и попечительства, единый банк несовершеннолетних, комиссии по делам
несовершеннолетних, нормативно-правовые акты.
Положение детей в
государстве всегда было важным показателем благополучия страны, морального и
нравственного положения общества. Ввиду своей физической и биологической
незрелости, своего правового положения несовершеннолетние требуют постоянного
пристального внимания, и нет никаких сомнений, что они являются особыми
субъектами права.
К сожалению, большую тревогу вызывает рост
беспризорности и безнадзорности детей в Российской Федерации. Статистика
последних лет свидетельствует о сохранившейся негативной тенденции роста этой
проблемы. Так в настоящее время называется цифра в 2–5 миллионов безнадзорных
детей, большинство из которых относятся к категории социальных сирот. Такой
разброд в статистике можно объяснить тем, что данной проблемой заняты три
ведомства, которые очень плохо согласовывают свою совместную работу, а потому
не имеют единого банка данных о состоянии детской беспризорности, предлагая
свои сведения, которые не отличаются точностью. Относительно этой проблемы,
заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец
заявила: «Общие цифры статистики по беспризорным и бездомным детям весьма
относительны, в силу того что единого банка данных у
нас, к сожалению, нет. А все статистические данные, имеющиеся в отдельных
министерствах (например, в министерствах образования, культуры или внутренних
дел), содержат сведения только о тех категориях, учет которых в части возложен
на них соответствующими методическими рекомендациями или инструкциями в этих
министерствах»[3,c. 411]. Это еще больше подчеркивает актуальность
данной проблемы.
Прежде всего, необходимо разобраться с такими
понятиями как «безнадзорный» и «беспризорный». Несмотря на свою похожесть в
написании и произношении - эти понятия не тождественные.
Проблема заключается в том, что этих понятий нет в
кодифицированных источниках права, регулирующих правоотношения, субъектами
которых являются несовершеннолетние (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об
административных правонарушениях, в Уголовном Кодексе).
Законодательно данные
понятия закреплены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1]. В ст. 1 данного Закона «Основные
понятия» даны следующие определения:
«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль
за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со
стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места
жительства и (или) места пребывания» [1].
Таким образом, проанализировав данные понятия, можно
определить грань между ними, которой является наличие места жительства
(пребывания).
Актуальность проблемы безнадзорности и беспризорности
детей и подростков ставит перед государством в качестве одной из основных задач
необходимость концентрации сил, которые направлены не только на борьбу с данным
негативным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение. К средствам
профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков чаще всего относят:
- изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
- изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
- раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
- исследование генографии семьи;
- коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
- наличие четких семейных ролей [5, c.61].
Также, на мой взгляд, большую роль в профилактике
беспризорности и безнадзорности детей играет правотворчество. Так, на сегодняшний день в России, структуры, органы, обеспечивающие выявление несовершеннолетних,
которые находятся в социально опасном положении, руководствуются Конституцией
Российской Федерации, в первую очередь, Семейным кодексом Российской Федерации,
Федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» и от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами регионов
РФ.
Положителен опыт Республики Мордовии в данном вопросе.
Так в целях повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, для учета
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
Правительство Республики Мордовия утвердило в 2008 году Постановление о едином банке данных Республики Мордовия на
несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении [2].
В Положении к этому
нормативно-правовому акту, в ст.2 находим определение понятию «единый банк данных Республики Мордовия на
несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении - это
совокупность сформированных информационных ресурсов муниципальных районов,
городского округа Саранск, содержащих документированные сведения о
несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении»[2].
Согласно данному Постановлению, за каждым
несовершеннолетним, если сведения о нем внесены в Банк данных, осуществляется
надзор со стороны органов, которые входят в систему профилактики
беспризорности, безнадзорности и правонарушений детей и подростков, с целью
организации работы и своевременного оказания им помощи [2]. .
Но, исследование сведений только по Республике
Мордовия, дает осознать, что в обстоятельствах сохраняющихся беспокойных
тенденций в области беспризорности и безнадзорности детей, увеличения
подростковой преступности, органами и учреждениями системы профилактики необходимые
мероприятия по профилактике и преодолению отрицательных ситуаций не принимаются
в достаточной мере [4].
Органами опеки и попечительства не всегда
осуществляется надзор за условиями содержания, воспитания и образования детей,
находящихся в опасном положении. В подразделениях, в районных комиссиях по
делам несовершеннолетних выявлены нарушения порядка организации и проведения
профилактической работы с детьми, состоящими на учете в полиции. Кроме того,
нередко не принимаются меры по оказанию социальной или иной помощи
несовершеннолетним и их родителям, не решаются проблемы, имеющие базисное
значение и оказывающие значительное влияние на состояние законности в области
беспризорности и безнадзорности детей [4].
Таким образом, тема беспризорности и безнадзорности
детей и подростков является актуальной для нашей современности. Законодателю
следует проработать многие вопросы по этой проблеме. Так, на мой взгляд,
целесообразно создание единого банка данных о состоянии детской беспризорности.
Необходимо создать специальный орган управления, отвечающий за решение
указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и
организаций и желательно, чтобы он подчинялся непосредственно Уполномоченному
по правам ребенка в РФ.
Целесообразно
передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих
органов власти (например, МВД или министерству юстиции РФ). Одним из основных
критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность
сконцентрировать и направить различные ресурсы на устранение детской
беспризорности и безнадзорности.
Список литературы:
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Постановление Правительства Республики Мордовия «О едином банке данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении» от 9 июня 2008 г. № 265 (с изменениями на 26 февраля 2018 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
- Могилевская, Г. И. Детская беспризорность в контексте проблемы национальной безопасности России / Г.И. Могилевская, В.В. Чернявская // Молодой ученый. - 2017. - №11. - С. 411-413.
- Официальный сайт Прокуратуры Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prokrm.ru/.
- Хусанкова, Н. А. Повышение воспитательного потенциала семьи как средство профилактики безнадзорных несовершеннолетних / Н.А. Хусанкова // Работник социальной службы. – 2010. -№ 2- С. 61- 64.
Комментарии: