» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019
Автор: Юхно Татьяна Ивановна, преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Возможности использования картинок-droodles при обучении английскому языку
Дата публикации: 12.08.2019
УДК 372.881.1
ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИНОК-DROODLES ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
Юхно
Татьяна Ивановна
преподаватель отдельной
дисциплины (иностранный язык)
ФГКОУ «Тульское
суворовское военное училище Министерства обороны РФ», г. Тула
Аннотация. В
статье представлен опыт использования картинок-друдлс
на уроках английского языка. Данный способ обучения повышает мотивацию и
интерес учеников к изучению английского языка. Рассматривается применение друдлс для развития всех видов речевой деятельности
обучающихся: аудирования, говорения, чтения и письма.
Обосновывается уникальность данного средства в обучении иностранному языку.
Ключевые
слова: творческое мышление, творческие задания, друдлы, эффективное обучение.
Друдлы (или
по-английски droodles) – это
и развлечение, и зарядка для ума. Данную игру-головоломку придумал американский
комедийный писатель Роджер Прайс. Книги Прайса «Droodle» и «Droodles:the classic collection» были изданы в 50-х годах
прошлого столетия в США и в дальнейшем несколько раз переиздавались. Друдлы представляют
собой картинки с изображением разных абстрактных форм. Каждая картинка является
маленькой загадкой, где надо придумать, что изображено на картинке. Можно
предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Здесь нет ошибочных ответов.В настоящее время друдлы используются для развития воображения и творческого
мышления самых разных категорий обучающихся [3,4].
Творческое
мышление, или креативность – это процесс дивергентного
мышления, которое стремится решить проблему нелогичными способами и средствами,
подразумевая готовность смотреть на вещи по-другому; образ мыслей, ищущий
решение трудной задачи через методы, которые игнорируются
логическим мышлением. Проблемами развития креативности учащихся в учебном
процессе занимались такие ученые как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий,
В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, В.Д.
Богоявленская. Развитие креативности способствуют решению следующих задач:
научить детей находить решения в нестандартных ситуациях, а также анализировать
сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон; развить свойства мышления,
необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и быстрой адаптации
в меняющемся мире.Поиск форм
и методов применения творческих упражнений является актуальным направлением
педагогической практики.
Подобная
группа творческих упражнений была составлена из друдлов. При преподавании
английского языка картинки-друдлы имеют большой
потенциал для развития речевых умений и навыков у
обучающихся. Это полезное упражнение для пятиминутной разминки на уроке, или для заполнения оставшегося времени от урока. Друдлы
активизируют лексический запас обучающихся, помогают тренировке грамматических
конструкций, служат средством развития навыков творческого письма у учеников, а
также совершенствуют навыки аудирования и чтения
текстов с извлечением требуемой информации. Безусловно, повышают интерес к
изучению английского языка и приносят нотки юмора в образовательный процесс.
Рассмотрим
более подробно некоторые из таких упражнений и особенности их применения на
уроках английского языка. Разгадывание друдлов – очень популярное у учеников задание, которое активизирует в речи
обучающихся иноязычную лексику. Например, What can you see in the picture
1? - I can see a loaf of bread. And I can see
three crocodiles in a lake. What is in the picture 2? - It is a piggy, or there are two hard boiled
eggs on a plate.
|
|
Рис.1. |
Рис.2. |
На начальном этапе знакомства учеников с друдлами мы
используем готовые картинки с предъявлением вариантов ответов к ним. Данное
задание на соответствие снимает возникающие языковые трудности. В
дальнейшем можно усложнять задания и делать их безвариантными.
Наш опыт показывает, что количество предъявляемых друдлов
зависит от аудитории: для младших школьников достаточно от 3 до 5 картинок,
тогда как старшеклассникам можно предложить интенсивный марафон из 10 – 15 графических
загадок.
С целью отработки грамматического материала(модальных
глаголов, выражающих предположение) класс делится на команды, задача которых
назвать как можно больше описаний и толкований к предложенной картинке-друдл. Describe the picture. Begin with “It might be …”
Следующим упражнением в группе является создание учеником
собственного друдла. С целью совершенствования навыков аудирования учитель
читает вслух небольшой рассказ, в то время как учащиеся рисуют услышанное. В
конце истории учитель задает вопрос, ответом на который и является нарисованный
под диктовку друдл. Например, Teacher: Listen to a short story and draw your own droodle.
Be ready to answer my question: “My granny goes for a walk. The path is crooked
(draw it), a lake gets in her way (draw it), then again it comes a short
crooked road (draw it), again it comes a lake (draw it), granny goes on walking
(draw it) and suddenly the granny stops. What did she forget at home?Show your
droodle, please. – Student: “ She forgot
her glasses at home.”
Стоит обратить внимание на ведущий канал восприятия
информации у учащихся: аудиалам легче воспринимать текст на слух, визуалам - с опорой на картинку или текст. Это важно
учитывать, так как именно ведущая система восприятия информации запускает процесс
мышления у человека и становится отправкой точкой для других мыслительных
процессов: памяти, представления и воображения. Следовательно,
учащимся-визуалам дается текст для прочтения с последующим созданием
картинки-друдл.
В качестве домашнего задания можно предложить
ученикам нарисовать свой собственный друдл, или дорисовать друдл из первого
элемента, а на следующем уроке
разгадывать вместе с одноклассниками созданные друдлы, после чего
послушать их авторское описание. Ученики видят различные варианты и тем самым
обогащают свой опыт. Здесь имеет место и конкуренция по демонстрации личной
творческой продуктивности,и, напротив – кооперация.
В завершение стоит отметить, что к каждой картинке-друдл
можно придумать до 20-30 интерпретаций. Соответственно, и количество творческих
заданий к ним огромно. Они могут быть направлены на развитие всех видов речевой
деятельности обучающихся: аудирование, говорение, чтение и письмо. При подборе
заданий следует учитывать возрастные особенности учащихся и их языковой
уровень.
Список литературы:
- Енбаева Е.В. Развитие креативности учащихся средствами визуальной арт-технологии на уроках английского языка / Е.В. Енбаева, А.Е. Пономарева // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2016. - № 12. – С. 134-139.
- Лютова Е.К.Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта /Е.К. Лютова. – Спб., 2010. – 18 с.
- Друдлы[Электронный ресурс]. –URL: https://www.yugzone.ru/articles/droodles.htm (дата обращения: 01.08.2019).
- Творческое мышление[Электронный ресурс]. –URL: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/_drudly.php(дата обращения: 01.08.2019).
- Estoniandroodles[Электронный ресурс]. –URL: http://www.folklore.ee/Droodles(дата обращения: 20.05.2019).
Комментарии: