» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (32) 2019
Автор: Мартынова Галина Александровна , Студентка 5 курса психолого – педагогической кафедры
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Дата публикации: 20.10.2019
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мартынова Галина Александровна
студентка 5 курса психолого – педагогической
кафедры
Научный руководитель: Ю. В. Кобазова
к.п.н., доцент
ТИ (ф) ГАОУ
ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри
Аннотация.
В
данной статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию
эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Ключевые
слова: дети дошкольного возраста, дошкольный возраст, адаптация, моциональное благополучие, психологическое здоровье.
Детство,
это самое чувствительное время для человека. Именно в девстве ребенок наиболее
подвержен различным воздействиям, как положительным, так и травматичным.
В отечественной психологии дошкольный возраст имеет важное
значение в процессе развития психики
и личности ребенка. В педагогике дошкольный возраст - это самый важный и
определяющий этап жизни ребенка, который описывается как период детства,
который находиться между ранним и младшим школьным возрастом от трех до семи
лет.
В
современном мире, учитывая нестабильную экономическую, политическую и
экологическую ситуацию, среди детей дошкольного возраста наиболее
распространены проявление страха и тревожности, детской депрессии,
невротических состояний. Дмитриева М.
С., Куликов Л. В. определяют эмоциональное благополучие или эмоциональное
неблагополучие как интеграл переживаний, то есть существует определенная точка,
в которой фокусируются все чувства, обусловленные благополучным или не
благополучным функционированием всех определяющих сторон личности.
В
научной литературе, наряду с понятием «эмоциональное благополучие» встречаются
следующие термины: «эмоциональное неблагополучие, как обратное понятие понятию
эмоциональное благополучие», «психологическое здоровье», «эмоциональное
здоровье», «эмоциональный интеллект»[6]. Бадулина О.
И., Божович Л. И., Зиновьева М. В. и др.
рассматривают эмоциональное благополучие в связке с эмоциональным самочувствием
детей дошкольного возраста, которое определятся как положительный знак,
положительная направленность эмоционального самочувствия. Авторы раскрывают
содержание понятия эмоциональное неблагополучие, таким образом, все, что не
относится к понятию к эмоциональное неблагополучие,
можно считать эмоциональным благополучием, так как является полной
противоположностью эмоционального неблагополучия [6].
Аболин Л. М.,
Воробьева О. А. относят эмоциональное благополучие не столько к характеру
эмоций, которые испытывает ребенок, а сколько к умению
выражать и контролировать свои эмоции. Анализ теоретических исследований
вышеперечисленных авторов, определил, что ряд исследователей выделяет
эмоциональное благополучие, как некий показатель того
на сколько эффективно ребенок может регулировать и управлять собственными
эмоциями. Особое внимание уделяется функциям эмоций то, на
сколько качественно и полноценно они могут выполняться
в жизни человека [4]
Период
адаптации к детскому саду, у большинства детей сопровождается значительными
трудностями. Дети пребывают в состоянии высокой тревожности, испытывают
эмоциональную напряженность. Именно в этот период, особенно важно сохранять
эмоциональное благополучие ребенка, поскольку под влиянием изменившихся
социальных условий эмоции стремительно развиваются, приобретая более сложные
формы проявления.
Мыслительные
процессы в формировании психологических ощущений, носят отличительный характер.
Тревога отличается иррациональным характером, а страх рациональным. Проанализировав
исследовательские труды следующих авторов: Ханин Ю.Л., Мусина И.А., Фрейд З., Черепанова
Е.М. можно дать общие определения страха и тревожности. Страх - это базовая
эмоция, которая связана с инстинктом самосохранения и выживанием в
неестественной среде, чаще всего проявляется в индивидуальных формах. [1]
Захаров А.И. описывает страх, как ответную реакцию на реальную опасность. Страх
возникает во время наступления опасности, а чувство тревоги начинается задолго
до наступления реальной угрозы. Тревожность - это устойчивое состояние,
сохраняющееся на протяжении длительного времени, которое свидетельствует о
недостаточной приспособленности человека к тем или иным социальным условиям. У
каждого возрастного периода тревожность имеет отдельную специфику. Для
большинства детей повышенная тревога может возникать без наличия реальной
угрозы. Именно дошкольный возраст ребенка является определяющим в становлении
личности ребенка.[2] Левитов Н.Д. описывает состояние тревожности, в которых
страх совсем отсутствует или не имеет особого значения.
Изучив
научные подходы исследователей к формированию эмоционального благополучия,
стоит выделить основные характеристики, которые определяют эмоциональное
благополучие детей дошкольного возраста: наибольшее распространение положительного
эмоционального фона; ощущение субъективного переживания счастья; состояние, в
котором преобладает чувство удовлетворенности, спокойствия и уверенности; отношения
с окружающими характеризуются направленностью на позитив, заботу и доверие.
Появление
страхов и тревожности негативно влияют на состояние эмоционального благополучия
детей дошкольного возраста. В психолого-педагогическом сопровождении необходимо
акцентировать внимание на том, что ребенок, нуждается в помощи, для него важно
быть понятым и услышанным, получать внимание и участие в его жизнедеятельности,
что в свою очередь уменьшает уровень повышенной тревожности и приводит к
стабильному эмоциональному благополучию.
Список литературы:
- Абакарова, Э.Г. Детская тревожность как социально опосредованная форма страха в дошкольном возрасте // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7. С.5 - 6.
- Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992.– № 5.– С.111–117.
- Монгуш, О.О. Психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва. Буки - Веди, 2015. С.59 - 62.
- Панкова, Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №4 (74). С.148 - 151.
- Пахалкова, А.А. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды // Психолог. 2015. №1. С.44 - 65.
- Тимошок, А.В., Жданова Е.В. Снижение эмоционально-психического напряжения и повышенного уровня тревожности у детей дошкольного возраста // Научное издание Психологическая наука и практика: личность и социокультурная среда: материалы VI Форума психологов Прикамья. Пермь. 2016 г. С.199 - 202.
Комментарии: