» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Сулейманова Елизавета Винеровна, Баширов Тимур Анварбакович, Студент магистратуры; научный руководитель, кандидат философских наук, доцент
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Философия Платона о политике и государстве
Дата публикации: 26.11.2019
ФИЛОСОФИЯ
ПЛАТОНА О ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕ
Сулейманова
Елизавета Винеровна
студент магистратуры
научный руководитель: Баширов Тимур Анварбакович
кандидат философских наук, доцент
Стерлитамакский филиал Башкирского
государственного университета, г. Стерлитамак
Аннотация. В этой статье
рассказывается о биографии жизни великого философа и мыслителя Платона, о его
учениях и взглядах. Говорится об основных его взглядах на государство, основах
его учений и направлениях мысли.
Ключевые слова: философия, учения,
взгляды, государство.
Платон является
известной и значимой фигурой в философских кругах. Его учения и идеи послужили
основой для становления некоторых «школ», а также формирования конкретных и
четких установок для управления обществом и государством, которые оказали
неоценимый вклад в развитие теории государственности. Самым главным и известным
его трудом является «Государство».
Происхождение
будущего философа не было омрачено трудностями, связанными с семьей. Рос он в
достатке и был обеспечен, так как его отец был знатным афинским горожанином. В
юные годы, Платону посчастливилось стать учеником Сократа. Он присутствовал на
всех его публичных, ораторских выступлениях, внимал его идеям и стремился
достичь тех же высот, как и его мастер.
После смерти
Сократа, Платон вместе с другими последователями ушел из Афин и много
путешествовал. Он побывал в Италии, Сицилии и посетил много городов в Египте.
Путь его продолжался очень долго, до тех пор, пока он снова не вернулся в
родной город. После прибытия, он купил небольшой участок, на котором
располагалась небольшая роща.
На этом месте он
создал свою Академию, руководством которой занимался единолично и
самостоятельно. Такое наименование было приурочено к тому, что растительная
местность, на которой располагалась жизнь философа, носила имя Академа.
Впоследствии, Академия Платона просуществовала тысячелетие.
Фундаментом всего
учения Платона стала мысль и его учение об идеях. Он возвышал идею о
«бестелесной» материи и форме различных воззрений. Платон сводил к минимуму
значение вещей и явлений, которые имеют овеществленный характер. Он считал, что
они не относятся к постижению и достижению бытия, а сводятся к подвижному
образу. Истинными, по мнению мыслителя, являются только идеи, постичь которые
может далеко не каждый. Их сущностную природу могут увидеть лишь мыслители,
которые могут постичь бытие и добиться его истинного познания.
Самым главным
произведением Платона является трактат «Государство». В нем, основной нитью
прослеживается идея связи государства, человека и Вселенной. Платон полагал,
что как человеческое существо может быть справедливым, так и государству может
быть присуще данная характеристика. Его связь между тремя этими понятиями
прослеживается в следующих трех характеристиках:
- разумной человеческой душе и совещательному государству соответствует сословие правителей;
- яростным началам характера человека и защитному государству соответствуют воины;
- стремящемуся к удовлетворению желаний человеку и деловому государству способствует формирование сословия производителей.
Выделяя данные
категории людей, он все это сводил к пониманию справедливости. То есть, в
государстве все должны заниматься тем, для чего были рождены и выполнять свою
роль в его становлении. Так, например, философам необходимо править, так как им
доступна способность мыслить, воины обязаны вставать на защиту государства, а
производителям, ремесленникам и земледельцам, заниматься своим ремеслом.
Идеальное
государство для Платона складывается посредством объединения многих его черт и
характеристик, в совокупности играющих важную роль для его формирования. Одной
из таких черт он считал равенство между женским и мужским населением. Он не
видел разницы между половыми различиями и был уверен, что женщины на уровне с
мужчинами окажутся способными в содействии развития государства.
Немаловажным
атрибутом для мыслителя была идея о том, что править государством должны лучшие
из лучших, именно тогда оно будет справедливым и истинным. В основе реализации
он видел продвижение к власти философов, которые, управляя государством и
народом, будут издавать истинные и справедливые законы.
К основным видам
государства Платон причислял следующие: аристократия, тимократия, тирания,
олигархия и демократия. Самым правильным и важным он считал аристократическую
форму правления, отдавая предпочтение ей в устройстве государственности.
Остальные четыре оставшиеся формы он сводил к порочащим государственной строй
характеристикам.
Комментарии: