» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Кораблева Анастасия Сергеевна, Кирюхин Алексей Юрьевич, Студент; доцент, кандидат педагогических наук
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Экология семьи
Дата публикации: 9.12.2019
УДК 159.9.07
ЭКОЛОГИЯ
СЕМЬИ
Кораблева Анастасия Сергеевна
студент
Кирюхин Алексей Юрьевич
доцент, кандидат
педагогических наук
Стерлитамакский филиал
Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак
Аннотация. Семья – это
неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной
личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. В каждой
семье должна поддерживаться своя экология.
Слова «семья» и
«экология» на первый взгляд могут показаться совершенно несовместимыми. Это
печальное заблуждение, ведь именно это словосочетание может многое изменить в
жизни человека, сделав ее гармоничнее и счастливее.
Аналоги слова
«семья» присутствуют почти во всех языках мира, а его происхождение до сих пор
вызывает споры в среде специалистов. Одна из самых распространенных версий
строится на сочетании в нем числительного «семь» и местоимения «Я».
Альтернативное мнение опирается на славянское «semja», которое не предполагает
пересчета родственников, обращаясь скорее к вопросу совместного владения
квадратными метрами. Это слово восходит к обозначению территориальной общности.
Другая более любопытная версия гласит, что «семья» происходит от слова «семя».
Нередко в отношении бабушек, дедушек или более отдаленных предков используется
метафорический образ корневой системы дерева. Известно выражение «не забывай о
своих корнях». «Семя» в происхождении слова «семья» - это некоторый образ
корней. Семя прорастает и дает жизнь. Семейство – разросшееся семя. В этом
контексте семья представляется живым организмом. Она зарождается, растет,
развивается и умирает.
Одни из самых
распространенных ассоциаций со словом «экология» – природные катаклизмы и
школьная программа. Как и слово «семья» понятие «экология» тоже имеет свою
историю. Его предки в свое время проживали в Греции, а звали этих прародителей
«oikos» и «logos», что буквально означает «жилище» и «наука». В дословном
переводе экология – это наука о доме.
В первую очередь
экология – это вопрос качества среды, в которой обитают живые организмы. Экология
семьи – это вопрос благополучия семейной среды. Как чувствуют себя ее
обитатели? Благоприятная среда является безопасным местом, пространством, где
можно обрести покой и восстановить силы, получить любовь и поддержку [1].
Уже говорилось, что
семья как экологическая система – это среда, пространство, где протекает жизнь
ее членов. Ученые-экологи нередко вместе с понятием среды используют понятие
«экологической ниши» как некоторого места, которое один организм занимает среди
других, проживающих по соседству. Как и все живые организмы, каждый член семьи
стремится обрести свою нишу в семейной системе. Экологическая ниша – это
комфортное пространство, которое, с одной стороны, позволяет находиться в покое
и безопасности, удовлетворяя при этом основные потребности, а с другой –
оставляет возможности для развития и реализации себя. Важно понимать, что
экологическая нища – это не коробка, в которую человек может спрятаться от
окружающего мира. Совсем наоборот – обретение своей индивидуальной и комфортной
ниши усиливает контакт с близкими и укрепляет внутрисемейные связи. Если эти
связи рвутся (например, по причине развода), экологическая система разрушается
[2].
Появление в семье
ребенка всегда оказывается потрясением для системы, так же как возникновение
нового вида с его уникальными потребностями меняет все функционирование
экосистемы в живой природе. Успешность встраивания ребенка в систему семьи
зависит от того, насколько она готова его принять, какие меры предприняли
родители, чтобы подготовить семью к расширению. Младенец двух дней от роду уже
занимает свою экологическую нишу. Это ниша, которую в той или иной мере успели
подготовить для него родители, поэтому так важно планировать и заранее
готовиться к появлению маленького члена семьи. От того, удалось ли родителям выстроить
и сохранить гармоничные семейные отношения, зависит то, каким ребенок увидит
мир вокруг себя: будет ли для него мир хорошим и безопасным местом или наоборот
непонятным, враждебным и пугающим.
Когда в семье не один,
а двое или трое детей, родители нередко удивляются их непохожести. Казалось бы,
все дети воспитываются в одни и тех же условиях, в одной и той же системе, а
растут при этом совершено разными. Как же так получается?
Во-первых, каждый
человек уникален и даже родные братья и сестры имеют между собой массу
различий, в том числе и на генетическом уровне. Данные человеку от рождения
природные задатки могут наблюдаться у одного ребенка и при этом совершенно
отсутствовать у другого.
Во-вторых, стоит
понимать, что о равных условиях не может быть и речи. Когда на свет появляется
первый ребенок, он вступает в систему, состоящую только из отца и матери. В
свою очередь его брат или сестра с рождения будет искать свою экологическую
нишу в системе уже из трех элементов [3].
Итак, семья – это
постоянно развивающийся живой организм, о котором необходимо заботиться так же,
как мы заботимся о природе. Экология
Список литературы:
- Березанцев А. Ю., Булыгина В. Г., Абольян Л. В. Семья, социальная экология и психосоматическое здоровье детей и подростков// Журнал Вопросы современной педиатрии Выпуск № 4 / том 11 / 2012
- Гольцова Е.В. Экологический подход к анализу условий жизнедеятельности семьи, Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, №3(91), ЧАСТЬ1, 2013г.
- Гольцова Е.В. Экология семьи как направление социальной экологии. Научно-практическая конференция STUDIUM – IX, Иркутск, ИГУ, 2009г.
- Карташова Л. А. Социально-экологические проблемы в области семьи.
Комментарии: